Методическая разработка «Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"»

6
0
Материал опубликован 18 June 2016 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка «Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»

Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2014 г.


Введение.

Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения ставит перед педагогами общеобразовательных дисциплин задачу интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.

Целью данной работы является реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Физика».

Задачи:

  • выделение в содержании дисциплины элементов (объектов изучения), которые составляют основу учебного материала;
  • разработка планов характеристики выделенных объектов изучения, позволяющих раскрыть базовые компетенции;
  • использование алгоритма решения физических задач для формирования базовых компетенций;
  • контроль результатов освоения учебной дисциплины на основе формирования базовых компетенций.

Компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.

Компетентностный подход – это создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций.

В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции: эмоционально-психологические, регулятивные, социальные, аналитические, творческие и компетенции самосовершенствования.

Формирование базовых компетенций.

1. Элементы содержания учебной дисциплины.

Материал каждого раздела рабочее программы учебной дисциплины «Физика» можно разбить на элементы – объекты изучения:

физические величины,

физические явления,

физические законы,

физические устройства,

физические теории,

научные гипотезы,

математические модели.

Таблица 1: «Распределение объектов изучения по разделам рабочей программы».

Объекты изучения

Разделы рабочей программы

Механика

Молекулярная физика. Термо-динамика

Электро-динамика

Строение атома и квантовая физика

Физические величины

перемещение,

скорость,

ускорение,

масса,

сила,

импульс,

работа,

мощность,

механическая энергия

количество вещества,

абсолютная температура,

давление газа,

внутренняя энергия,

количество теплоты,

механическое напряжение

электрический заряд,

напряжённость электрического поля,

напряжение,

электроёмкость,

сила тока,

сопротивление,

ЭДС,

магнитная индукция,

магнитный поток,

индуктивность

энергия связи ядра атома

Физические явления

равномерное движение,

равноускоренное движение,

свободное падение,

реактивное движение,

механические колебания,

резонанс,

механические волны,

звук

поверхностное натяжение,

капиллярные явления,

деформация,

плавление, кристаллизация,

испарение,

кипение,

конденсация,

сгорание топлива

электризация,

электроста-тическая индукция,

поляризация диэлектриков,

электрический ток,

термо-электронная эмиссия,

газовый разряд,

электролити-ческая диссоциация,

электро-магнитная

индукция,

самоиндукция,

электро-магнитные колебания,

переменный ток,

электрический резонанс,

электро-магнитные волны,

дисперсия света,

интерференция света,

дифракция света,

поляризация света

фотоэффект,

радио-активность,

деление тяжёлых ядер,

термоядерные реакции

Физические законы

принцип относительности Галилея,

закон всемирного тяготения,

первый, второй и третий законы Ньютона,

закон Гука,

закон сохранения импульса,

закон сохранения энергии

закон Бойля-Мариотта,

закон Гей-Люссака,

закон Шарля,

уравнение Менделеева-Клапейрона,

закон Гука,

I и II закон термодинамики

закон сохранения электрического заряда,

закон Кулона,

закон Ома для участка цепи, закон Ома для плной цепи

закон Джоуля-Ленца,

закон Ампера,

закон электро-магнитной индукции,

закон Ома для цепей переменного тока,

законы отражения света,

законы преломления света

законы фотоэффекта,

закон радиоактивного распада

Физические устройства

 

психрометр

конденсатор,

полупровод-никовый диод,

терморезистор,

фоторезистор,

полупровод-никовый диод,

электро-

двигатель,

генератор переменного

тока,

трансформатор,

дифракционная решётка

фотодиод,

лазер,

ядерный реактор

Физические теории

 

молекулярно-кинетическая теория

 

специальная теория относитель-ности,

теория Эйнштейна для фотоэффекта

Научные гипотезы

     

гипотеза Планка

Матема-тические модели

материальная точка,

математический маятник

идеальный газ,

идеальная тепловая машина

 

планетарная модель атома,

модель атома водорода,

модель атомного ядра

2. Планы характеристики объектов изучения.

Специально разработанные планы характеристики выделенных элементов содержания учебной дисциплины, я использую для формирования базовых компетенций обучающихся (см. табл. 2). Учащиеся могут использовать эти планы при ответе домашних заданий и во время контрольных работ.

Таблица 2. «Использование планов характеристики объектов изучения для формирования базовых компетенций».

Объект изучения

План характеристики

Универсальные учебные действия

Формируемые компетенции

Физическая величина

1. Определение

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Формула

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Социальные

3. Единицы измерения

Запоминание фактического материала

Регулятивные

Физическое явление

1. Определение

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Условия протекания

Оценка необходимых условий

Самосовер-шенствования

3. Примеры проявления (применения)

Подбор соответствующих примеров

Творческие

Физический закон

1. Формулировка

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Матема-тическая запись

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Социальные

3. Границы применимости

Оценка границ применимости

Самосовер-шенствования

4. Примеры проявления (применения)

Подбор соответствующих примеров

Творческие

Физическое устройство

1. Определение

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Устройство

Запоминание фактического материала

Регулятивные

3. Принцип действия

Объяснение принципа действия

Самосовер-шенствования

4. Область применения

Подбор соответствующих примеров

Творческие

Физическая теория

1. Основные положения

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Границы применимости

Оценка границ применимости

Самосовер-шенствования

3. Эксперимен-тальное обоснование

Подбор соответствующих примеров

Творческие

4. Значение

Оценка научного и практического значения

Самосовер-шенствования

Научная гипотеза

1. Формулировка

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Матема-тическая запись

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Социальные

3. Эксперимен-тальное подтверждение

Подбор соответствующих примеров

Творческие

Математи-ческая модель

1. Описание

Запоминание фактического материала

Регулятивные

2. Формула

Перевод информации из одной знаковой системы в другую

Социальные

3. Соответствие реальному объекту

Оценка соответствия

Самосовер-шенствования

Для текущего контроля усвоения материала я использую письменный опрос (10 – 15 минут).

Использование планов характеристики позволяет оценить деятельность учащихся по уровням.

Формирование эмоционально-психологических компетенций осуществляется мотивацией учащихся на изучение темы, создании эмоциональной установки при введении в новый материал, изучении исторических сведений по предмету, переживании событий, связанных с изучаемым материалом.

3. Алгоритм решения физических задач.

Решение физических задач используется для формирования аналитических компетенций обучающихся по дисциплине «Физика». Применение алгоритма решения позволяет формировать также социальные компетенции и компетенции самосовершенствования.

Таблица 3: «Формирование базовых компетенций при решении физических задач».

Алгоритм решения

Универсальные учебные действия

Формируемые компетенции

1. Краткая запись условия

Перевод текста задачи в математическую форму

Социальные

2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений)

Анализ условия, выделение причинно-следственных связей

Аналитические

3. Выполнение математических преобразований и расчётов

Исследование и преобразования связей и зависимостей, математические расчёты

Аналитические

4. Выполнение действий с наименованиями, оценка полученного результата

Оценка полученного результата в зависимости от условия и достоверности

Самосовершен-ствования

4. Контроль результатов освоения учебной дисциплины.

Контрольные работы (45 минут) проводятся по окончании изучения разделов: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Строение атома и квантовая физика», а при изучении раздела «Электродинамика» после изучения части раздела и по окончании (I и II части). Для контроля сформированности эмоционально-психологических компетенций ведётся наблюдение за поведением обучающихся при выполнении контрольной работы.

Контрольные работы разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Физика». Цель контроля – проверка соответствия достижений обучающихся требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования. Вид контроля – тематический. Форма контроля – уровневые контрольные работы. Форма заданий – учебная задача. Количество вариантов – 8. Количество заданий – 3.

Таблица 4: «Содержание заданий на примере контрольной работы по разделу «Механика».

Номер задания

Содержание задания

1

Характеристика объекта изучения:

физическая величина.

2

Характеристика объекта изучения:

физический закон.

3

Решение физической задачи.

Таблица 5: «Характеристика заданий на примере контрольной работы по разделу «Механика».

Номер задания

Номер пункта плана

Умения, демонстрируемые студентами

Номер по порядку

Базовые компетенции

*

*

Корректное поведение во время выполнения контрольной работы.

1

Эмоционально-психологические

1

1

Даёт определение физической величины

2

Регулятивный

2

Переводит определение физической величины в математическую форму

3

Социальные

3

Даёт единицы измерения физической величины

4

Регулятивные

2

1

Даёт формулировку физического закона

5

Регулятивные

2

Даёт математическую запись закона

6

Регулятивные

3

Оценивает границы применимости физического закона

7

Самосовершен-ствования

4

Подбирает примеры проявления (применения) физического закона

8

Творческие

3

1

Переводит информацию из одной знаковой системы в другую

9

Социальные

2

Выделяет причинно-следственные связи

10

Аналитические

3

Исследует связи и зависимости

11

Аналитические

4

Оценивает полученный результат

12

Самосовершен-ствования

Во второй колонке указан номер пункта плана характеристики объекта изучения (см. табл. 2).

Формами рубежного и завершающего контроля по дисциплине «Физика» являются экзамен и (или) дифференцированный зачёт в соответствии с учебным планом.

Оценка за дифференцированный зачёт выводится как среднее арифметическое оценок, полученных обучающимися за тематические контрольные работы. Таким образом, эта форма контроля позволяет оценить сформированность базовых компетенций.

Экзамен проводится в форме устного ответа по билету. Предметом контроля является сформированность познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Таблица 6: «Сформированность универсальных учебных действий».

Универсальные учебные действия

Представленные умения

Сформированные базовые компетенции

Познавательные универсальные

учебные

действия

Полнота представленной информации

Аналитические

Устанавливает несложные связи и зависимости

Аналитические

Устанавливает причинно-следственные связи

Аналитические

Использует структурный анализ

Аналитические

Приводит доказательства

Аналитические

Коммуникативные универсальные

учебные

действия

Простой пересказ информации

Социальные

Переводит информацию из одной знаковой системы в другую

Социальные

Предъявляет развёрнутое суждение

Социальные

Регулятивные универсальные

учебные действия

Даёт определения

Регулятивные

Делает выводы

Самосовершен-ствования

Личностные универсальные

учебные действия

Приводит примеры

Творческие

Корректное поведение при подготовке и ответе

Эмоционально-психологические

Заключение.

Сформированные базовые компетенции позволяют выполнить требования по реализации стандарта не только среднего (полного) общего образования, но и стандарта профессионального образования, так как базовые компетенции составляют основу для формирования общих компетенций.

Интеграционная модель, основанная на уровнях деятельности: эмоционально - психологическом, регулятивном, социальном, аналитическом, творческом и уровне самосовершенствования позволяет объединить требования двух стандартов, обеспечить технологические требования к образовательному процессу в деятельностном формате, выстроить единый процесс мониторинга качества общего образования и сформированности общих компетенций.

Компетентностный подход позволяет выстроить образовательный процесс с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и сформировать у обучающихся общие компетенции и универсальные учебные действия.

Литература.

  1. Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации