12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Кузнецова Алина Валентиновна7112 Россия, Свердловская обл., Первоуральск Материал размещён в группе «Проф.тех.образование» |
Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Методическая разработка «Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
Подготовила: Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2014 г.
Введение.
Введение федеральных образовательных стандартов нового поколения ставит перед педагогами общеобразовательных дисциплин задачу интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.
Целью данной работы является реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Физика».
Задачи:
- выделение в содержании дисциплины элементов (объектов изучения), которые составляют основу учебного материала;
- разработка планов характеристики выделенных объектов изучения, позволяющих раскрыть базовые компетенции;
- использование алгоритма решения физических задач для формирования базовых компетенций;
- контроль результатов освоения учебной дисциплины на основе формирования базовых компетенций.
Компетенция является интегральной характеристикой процесса и результата образования, которая определяет способность обучающегося решать проблемы, возникающие в реальных ситуациях деятельности с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей.
Компетентностный подход – это создание условий для овладения обучающимися комплексом компетенций.
В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат ключевые (базовые) компетенции: эмоционально-психологические, регулятивные, социальные, аналитические, творческие и компетенции самосовершенствования.
Формирование базовых компетенций.
1. Элементы содержания учебной дисциплины.
Материал каждого раздела рабочее программы учебной дисциплины «Физика» можно разбить на элементы – объекты изучения:
физические величины,
физические явления,
физические законы,
физические устройства,
физические теории,
научные гипотезы,
математические модели.
Таблица 1: «Распределение объектов изучения по разделам рабочей программы».
Объекты изучения | Разделы рабочей программы | |||
Механика | Молекулярная физика. Термо-динамика | Электро-динамика | Строение атома и квантовая физика | |
Физические величины | перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия | количество вещества, абсолютная температура, давление газа, внутренняя энергия, количество теплоты, механическое напряжение | электрический заряд, напряжённость электрического поля, напряжение, электроёмкость, сила тока, сопротивление, ЭДС, магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность | энергия связи ядра атома |
Физические явления | равномерное движение, равноускоренное движение, свободное падение, реактивное движение, механические колебания, резонанс, механические волны, звук | поверхностное натяжение, капиллярные явления, деформация, плавление, кристаллизация, испарение, кипение, конденсация, сгорание топлива | электризация, электроста-тическая индукция, поляризация диэлектриков, электрический ток, термо-электронная эмиссия, газовый разряд, электролити-ческая диссоциация, электро-магнитная индукция, самоиндукция, электро-магнитные колебания, переменный ток, электрический резонанс, электро-магнитные волны, дисперсия света, интерференция света, дифракция света, поляризация света | фотоэффект, радио-активность, деление тяжёлых ядер, термоядерные реакции |
Физические законы | принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, первый, второй и третий законы Ньютона, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии | закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клапейрона, закон Гука, I и II закон термодинамики | закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для плной цепи закон Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон электро-магнитной индукции, закон Ома для цепей переменного тока, законы отражения света, законы преломления света | законы фотоэффекта, закон радиоактивного распада |
Физические устройства | психрометр | конденсатор, полупровод-никовый диод, терморезистор, фоторезистор, полупровод-никовый диод, электро- двигатель, генератор переменного тока, трансформатор, дифракционная решётка | фотодиод, лазер, ядерный реактор | |
Физические теории | молекулярно-кинетическая теория | специальная теория относитель-ности, теория Эйнштейна для фотоэффекта | ||
Научные гипотезы | гипотеза Планка | |||
Матема-тические модели | материальная точка, математический маятник | идеальный газ, идеальная тепловая машина | планетарная модель атома, модель атома водорода, модель атомного ядра |
2. Планы характеристики объектов изучения.
Специально разработанные планы характеристики выделенных элементов содержания учебной дисциплины, я использую для формирования базовых компетенций обучающихся (см. табл. 2). Учащиеся могут использовать эти планы при ответе домашних заданий и во время контрольных работ.
Таблица 2. «Использование планов характеристики объектов изучения для формирования базовых компетенций».
Объект изучения | План характеристики | Универсальные учебные действия | Формируемые компетенции |
Физическая величина | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Единицы измерения | Запоминание фактического материала | Регулятивные | |
Физическое явление | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Условия протекания | Оценка необходимых условий | Самосовер-шенствования | |
3. Примеры проявления (применения) | Подбор соответствующих примеров | Творческие | |
Физический закон | 1. Формулировка | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Матема-тическая запись | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Границы применимости | Оценка границ применимости | Самосовер-шенствования | |
4. Примеры проявления (применения) | Подбор соответствующих примеров | Творческие | |
Физическое устройство | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Устройство | Запоминание фактического материала | Регулятивные | |
3. Принцип действия | Объяснение принципа действия | Самосовер-шенствования | |
4. Область применения | Подбор соответствующих примеров | Творческие | |
Физическая теория | 1. Основные положения | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Границы применимости | Оценка границ применимости | Самосовер-шенствования | |
3. Эксперимен-тальное обоснование | Подбор соответствующих примеров | Творческие | |
4. Значение | Оценка научного и практического значения | Самосовер-шенствования | |
Научная гипотеза | 1. Формулировка | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Матема-тическая запись | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Эксперимен-тальное подтверждение | Подбор соответствующих примеров | Творческие | |
Математи-ческая модель | 1. Описание | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Соответствие реальному объекту | Оценка соответствия | Самосовер-шенствования |
Для текущего контроля усвоения материала я использую письменный опрос (10 – 15 минут).
Использование планов характеристики позволяет оценить деятельность учащихся по уровням.
Формирование эмоционально-психологических компетенций осуществляется мотивацией учащихся на изучение темы, создании эмоциональной установки при введении в новый материал, изучении исторических сведений по предмету, переживании событий, связанных с изучаемым материалом.
3. Алгоритм решения физических задач.
Решение физических задач используется для формирования аналитических компетенций обучающихся по дисциплине «Физика». Применение алгоритма решения позволяет формировать также социальные компетенции и компетенции самосовершенствования.
Таблица 3: «Формирование базовых компетенций при решении физических задач».
Алгоритм решения | Универсальные учебные действия | Формируемые компетенции |
1. Краткая запись условия | Перевод текста задачи в математическую форму | Социальные |
2. Подбор необходимых для решения формул (законов, уравнений) | Анализ условия, выделение причинно-следственных связей | Аналитические |
3. Выполнение математических преобразований и расчётов | Исследование и преобразования связей и зависимостей, математические расчёты | Аналитические |
4. Выполнение действий с наименованиями, оценка полученного результата | Оценка полученного результата в зависимости от условия и достоверности | Самосовершен-ствования |
4. Контроль результатов освоения учебной дисциплины.
Контрольные работы (45 минут) проводятся по окончании изучения разделов: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Строение атома и квантовая физика», а при изучении раздела «Электродинамика» после изучения части раздела и по окончании (I и II части). Для контроля сформированности эмоционально-психологических компетенций ведётся наблюдение за поведением обучающихся при выполнении контрольной работы.
Контрольные работы разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Физика». Цель контроля – проверка соответствия достижений обучающихся требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования. Вид контроля – тематический. Форма контроля – уровневые контрольные работы. Форма заданий – учебная задача. Количество вариантов – 8. Количество заданий – 3.
Таблица 4: «Содержание заданий на примере контрольной работы по разделу «Механика».
Номер задания | Содержание задания |
1 | Характеристика объекта изучения: физическая величина. |
2 | Характеристика объекта изучения: физический закон. |
3 | Решение физической задачи. |
Таблица 5: «Характеристика заданий на примере контрольной работы по разделу «Механика».
Номер задания | Номер пункта плана | Умения, демонстрируемые студентами | Номер по порядку | Базовые компетенции |
* | * | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | 1 | Эмоционально-психологические |
1 | 1 | Даёт определение физической величины | 2 | Регулятивный |
2 | Переводит определение физической величины в математическую форму | 3 | Социальные | |
3 | Даёт единицы измерения физической величины | 4 | Регулятивные | |
2 | 1 | Даёт формулировку физического закона | 5 | Регулятивные |
2 | Даёт математическую запись закона | 6 | Регулятивные | |
3 | Оценивает границы применимости физического закона | 7 | Самосовершен-ствования | |
4 | Подбирает примеры проявления (применения) физического закона | 8 | Творческие | |
3 | 1 | Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | 9 | Социальные |
2 | Выделяет причинно-следственные связи | 10 | Аналитические | |
3 | Исследует связи и зависимости | 11 | Аналитические | |
4 | Оценивает полученный результат | 12 | Самосовершен-ствования |
Во второй колонке указан номер пункта плана характеристики объекта изучения (см. табл. 2).
Формами рубежного и завершающего контроля по дисциплине «Физика» являются экзамен и (или) дифференцированный зачёт в соответствии с учебным планом.
Оценка за дифференцированный зачёт выводится как среднее арифметическое оценок, полученных обучающимися за тематические контрольные работы. Таким образом, эта форма контроля позволяет оценить сформированность базовых компетенций.
Экзамен проводится в форме устного ответа по билету. Предметом контроля является сформированность познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
Таблица 6: «Сформированность универсальных учебных действий».
Универсальные учебные действия | Представленные умения | Сформированные базовые компетенции |
Познавательные универсальные учебные действия | Полнота представленной информации | Аналитические |
Устанавливает несложные связи и зависимости | Аналитические | |
Устанавливает причинно-следственные связи | Аналитические | |
Использует структурный анализ | Аналитические | |
Приводит доказательства | Аналитические | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | Простой пересказ информации | Социальные |
Переводит информацию из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
Предъявляет развёрнутое суждение | Социальные | |
Регулятивные универсальные учебные действия | Даёт определения | Регулятивные |
Делает выводы | Самосовершен-ствования | |
Личностные универсальные учебные действия | Приводит примеры | Творческие |
Корректное поведение при подготовке и ответе | Эмоционально-психологические |
Заключение.
Сформированные базовые компетенции позволяют выполнить требования по реализации стандарта не только среднего (полного) общего образования, но и стандарта профессионального образования, так как базовые компетенции составляют основу для формирования общих компетенций.
Интеграционная модель, основанная на уровнях деятельности: эмоционально - психологическом, регулятивном, социальном, аналитическом, творческом и уровне самосовершенствования позволяет объединить требования двух стандартов, обеспечить технологические требования к образовательному процессу в деятельностном формате, выстроить единый процесс мониторинга качества общего образования и сформированности общих компетенций.
Компетентностный подход позволяет выстроить образовательный процесс с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и сформировать у обучающихся общие компетенции и универсальные учебные действия.
Литература.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"