12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Алина Валентиновна3154
Россия, Свердловская обл., Первоуральск
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка «Исторический аспект при изучении дисциплины «Физика»

Кузнецова Алина Валентиновна, преподаватель 1 к.к. 2015 г.


Введение.

Введение федеральных образовательных стандартов ставит перед педагогами общеобразовательных дисциплин задачу интеграции требований этих стандартов в образовательном процессе с учётом формирования общих компетенций и универсальных учебных действий.

Сформированные базовые компетенции позволяют выполнить требования по реализации стандарта не только среднего (полного) общего образования, но и стандарта профессионального образования, так как базовые компетенции составляют основу для формирования общих компетенций [1].

Исторические сведения по изучаемому предмету позволяют формировать эмоционально-психологические компетенции, мотивировать студентов на более глубокое изучение дисциплины, сделать предмет изучения живым и одушевлённым.

Целью данной работы является представление опыта актуализации исторических сведений по изучаемой дисциплине.

Задачи:

  • выделение в содержании рабочей программы тем, содержание которых позволяет актуализировать историческую информацию по изучаемому предмету;
  • включение исторической информации в материал дидактических единиц рабочей программы.

Исторический аспект представляет собой взгляд на изучаемый предмет с определённой (исторической) точки зрения.

 

Актуализация исторической информации.

Выбор тем в рабочей программе для актуализации.

Разумеется, каждая тема учебной дисциплины имеет исторический аспект. Различные сведения по предмету можно подать, начиная с краткой истории возникновения вопроса. Но важно заинтересовать обучающихся изучаемой темой, не перегружая излишней информацией. Исторические сведения должны логично вплетаться в рассматриваемый материал, исторический аспект должен мотивировать учащихся к изучению конкретных вопросов дисциплины.

Например, наибольшую информацию о биографии И. Ньютона целесообразно представить перед изучением основных законов классической механики, а перед рассмотрением волновых свойств света напомнить учащимся о вкладе этого великого учёного в развитие оптики. Далее, приступая к изучению уже квантовой физики, обратить внимание студентов на то, что И. Ньютон отстаивал корпускулярную природу света.

Биографию Г. Галилея, наоборот, целесообразно представить уже в конце курса физики при изучении Солнечной системы, акцентируя внимание обучающихся на многих открытиях этого великого учёного в области астрономии. В начале курса изучения физики, рассматривая относительность механического движения, представить учащимся краткую историю открытия принципа относительности Г. Галилеем. Также, начиная изучать законы Ньютона, обратить внимание студентов на то, что первый закон Ньютона в менее чёткой форме опубликовал ещё Г. Галилей , а сам И. Ньютон называл данный закон законом Галилея. При изучении оптических приборов целесообразно обратить внимание студентов, что Г. Галилей впервые применил для астрономических наблюдений линзовый телескоп (рефрактор), а И. Ньютон изобрёл зеркальный телескоп (рефлектор).

Таким образом, были выбраны темы из рабочей программы, в содержание которых включаются исторические сведения по изучаемой дисциплине.

Включение исторического материала в содержание рабочей программы.

Актуальная информация включается в содержание рабочей программы в соответствии с изучаемой темой (см. табл. 1). Исторические сведения по предмету позволяют эмоционально подвести студентов к восприятию учебной информации. Также исторический аспект создаёт предпосылки для патриотического воспитания обучающихся средствами учебной дисциплины [2].

Таблица 1 «Актуализация исторического материала при изучении дисциплины «Физика».

Раздел, тема рабочей программы

Содержание темы

Актуальная информация

Введение.

Физика-наука о природе.

Естественно-научный метод

познания, его возможности и

границы применимости.

Моделирование физических

явлений и процессов. Роль

эксперимента и теории в

процессе познания

природы. Физические

законы. Основные элементы

физической картины мира.

И. Ньютон – основоположник классической физики.

А. Эйнштейн – создатель теории относительности

«Механика»

Относительность механического

движения.

Относительность

механического

движения. Принцип

относительности Галилея.

История создания Г. Галилеем принципа относительности.

Свободное

падение.

Свободное падение – частный

случай равноускоренного

движения.

Опыты Г. Галилея, доказывающие, что падение тел происходит с одинаковым ускорением.

Законы Ньютона.

Взаимодействие тел.

Принцип суперпозиции сил.

Законы динамики Ньютона.

Биография И. Ньютона.

Всемирное

тяготение.

Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести. Вес тела.

Невесомость.

История открытия И. Ньютоном закона всемирного тяготения. Запуск первого искусственного спутника Земли.

Советские орбитальные станции.

Советские (российские) и зарубежные (американские) межпланетные автоматические станции.

Силы упругости.

Силы упругости.

Экспериментальное открытие закона Р. Гуком.

Закон сохранения импульса.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Идеи К. Э. Циолковского. Работа С. П. Королёва по созданию ракетной техники.

Полёт первого человека в космос. Вклад России в строительство и обеспечение работы МКС. История международного сотрудничества в космосе.

«Молекулярная физика. Термодинамика»

Основы молекулярно-кинетической теории.

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.

Учение Демокрита об атомах. Развитие МКТ М.В. Ломоносовым. Наблюдения Р. Броуна. Открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым.

Температура.

Абсолютная температура как

мера средней кинетической

энергии частиц вещества.

Введение У. Томсоном (лордом Кельвином) абсолютной шкалы температур. Л. Больцман – один из основоположников МКТ.

Уравнение состояния идеального газа

Уравнение состояния идеального газа

Экспериментальное

получение уравнения

Б. Клапейроном. Вывод уравнения состояния идеального газа Д. И. Менделеевым.

Газовые законы.

Изопроцессы в газах.

Экспериментальное открытие газовых законов Р. Бойлем,

Э. Мариоттом,

Ж. Гей-Люссаком, Ж. Шарлем.

Строение

жидкостей.

Модель строения жидкости. Поверхностное натяжение

жидкостей. Смачивание.

Капиллярные явления.

Я. И. Френкель – автор

современной теории строения

жидкого вещества.

Первый закон

термодинамики.

Первый закон термодинамики.

Открытие закона Р. Майером,

Д. Джоулем и Г. Гельмгольцем.

Необратимость

тепловых процессов.

Второй закон термодинамики. Необратимость тепловых

процессов. Адиабатный

процесс.

Введение Р. Клаузиусом

понятия энтропии.

Тепловые

двигатели.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД

тепловых двигателей.

Определение КПД идеальной

тепловой машины С. Карно.

«Электродинамика»

Электрический заряд.

Взаимодействие заряженных

тел. Электрический заряд.

Закон сохранения

электрического заряда.

Закон Кулона.

История открытия закона Ш. Кулоном.

Электрическое поле.

Электрическое поле.

Напряжённость поля.

Введение М. Фарадеем понятия электрического и магнитного поля.

Электрический

ток.

Постоянный электрический ток.

Сила тока, напряжение,

электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Открытия Г. Ома.

Тепловое действие электрического тока

Работа тока, мощность тока,

закон Джоуля – Ленца, электронагревательные

приборы.

Открытие закона независимо друг от друга Д. Джоулем и Э. Х. Ленцем.

Электрический ток в газах.

Газовый разряд, типы

самостоятельного разряда и

их использование.

Открытие электрической дуги и указание на возможность применения для плавления металлов В. В. Петровым.

Электрический

ток в жидкостях.

Электрический ток в

жидкостях.

Экспериментальное открытие закона электролиза М. Фарадеем; разработка Б.С. Якоби метода гальванопластики, который он применил для изготовления полых фигур для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Магнитное поле.

Магнитное поле тока.

Постоянные магниты и

магнитное поле тока. Сила

Ампера.

Открытие закона А. Ампером.

Электро-двигатель.

Устройство, принцип

действия и применение

двигателей постоянного

тока.

Изобретение двигателя постоянного тока, первое оснащение электродвигателем речного судна русским учёным Б. С. Якоби.

Движение

зарядов в

магнитном поле.

Движение зарядов в магнитном

поле. Сила Лоренца.

Создание Х. Лоренцем классической электронной теории, применение теории для решения частных задач.

Электромагнитная

индукция.

Явление электромагнитной

индукции и закон

электромагнитной индукции.

История открытия М. Фарадеем

явления электромагнитной

индукции; установка Э. Х.

Ленцем правила для определения направления индукционного

тока.

Самоиндукция.

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Открытие Д. Генри явления самоиндукции.

Электромагнитные

волны.

Электромагнитные волны.

Скорость электромагнитных

волн. Изобретение радио.

Изобретение радиоприёмника А. С. Поповым и Г. Маркони.

Законы

распространения

света.

Свет как электромагнитная

волна. Законы отражения света.

Законы преломления света.

Волновая теория света Х. Гюйгенса. Корпускулярная теория света И. Ньютона.

Оптические

приборы.

Оптические приборы. Призма.

Применение для астрономических наблюдений линзового телескопа Г. Галилеем; изобретение И. Ньютоном зеркального телескопа.

Дисперсия света.

Дисперсия света.

Опыт И. Ньютона для наблюдения дисперсии света.

«Строение атома и квантовая физика»

Элементы

теории

относительности

Элементы теории

относительности.

Биография А. Эйнштейна, значение теории относительности для развития науки.

Гипотеза Планка.

Гипотеза Планка о квантах.

Исторические предпосылки для выдвижения М. Планком гипотезы о квантах.

Фотоэффект.

Фотоэффект. Уравнение

фотоэффекта.

Создание А. Эйнштейном теории фотоэффекта.

Строение атома.

Строение атома: планетарная

модель атома и модель Бора. Поглощение и испускание

энергии атомом. Квантование

энергии.

Первая модель атома Д. Томсона; опыты Э. Резерфорда и построение планетарной модели атома; создание Н. Бором первой квантовой теории строения атома.

Лазер.

Принцип действия и

использование лазера.

Работа В. А. Фабриканта, Н.Г. Басова, А. М. Прохорова, Ч. Таунса по изобретению лазера.

Радиоактивность

Радиоактивность.

История открытия радиоактивности А. Беккерелем, исследование радиоактивности супругами Кюри.

Строение

атомного ядра.

Строение атомного ядра.

Ядерные силы. Энергия

расщепления ядра.

Открытие изотопов Ф. Соди, открытие протона Э. Резерфордом, открытие нейтрона Д. Чедвиком, протонно-нейтронная модель Д. Д. Иваненко и В. Гейзенберга.

Ядерные

реакции.

Энергетический выход

ядерных реакций. Сохранение

заряда и массы частиц в

ядерных реакциях.

Открытие деления ядер урана О. Ганом и Ф. Штрассманом.

Ядерная

энергетика.

Деление ядер урана. Ядерный

реактор. Термоядерные

реакции. Ядерная энергетика.

 

Элементарные

частицы.

Элементарные частицы.

Предсказание П. Дирака о существовании античастицы электрона, открытие позитрона; открытие М. Гелл-Маном и Д. Цвейгом кварков.

«Эволюция Вселенной»

Солнечная

Система.

Солнечная система.

Образование планетных

систем.

Биография Г. Галилея и его открытия в области астрономии.

Звёзды.

Эволюции и энергия горения

звёзд. Термоядерный синтез.

Построение Э. Гершпрунгом и Г. Ресселом диаграммы «спектр-светимость».

Галактика.

Наша Галактика.

Работа В. Гершеля, способствовавшая открытию Галактики.

Вселенная.

Эффект Доплера и

обнаружение «разбегания»

галактик. Большой взрыв.

Обнаружение Э. Хабблом, что туманность Андромеды является галактикой, классификация галактик и открытие закона Э. Хабблом; открытие А. Пензасом и Р. Вилсоном реликтового излучения.

Заключение.

Таким образом, историческая информация по дисциплине логично включается в изучаемый материал. Исторический аспект при обучении физике позволяет заинтересовать студентов, эмоционально приблизить изучаемый предмет и активизировать процесс восприятия нового материала.

Литература.

  1. Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
  2. http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Патриотическое воспитание обучающихся при изучении дисциплины «Физика».
Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.