Логопедическое занятие на тему «В гостях у Маши и Медведя. Звуки |м | - |м’|»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с общим нарушением речи.
учитель-логопед, Зуева Наталья Николаевна
Тема занятия: «В гостях у Маши и Медведя. Звуки |м | - |м’|».
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнение правильного артикуляционного образа звуков [м], [м’];
- закрепление навыка дифференциации звуков [м], [м’];
- отработка умения выделять первый звук в слове;
- совершенствование грамматического строя речи, употребления в речи слов сложной слоговой структуры.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- развитие творческого воображения;
- совершенствование артикуляционных навыков;
- развитие общей и мелкой моторики
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.
Оборудовние:
Музыкальные говорящие игрушки Маша и Медведь, звуковые символы звуков синего, зеленого и красного цвета, схемы слова «Маша» и «Миша», игрушки (машина, металлофон, мяч, мышка), компьютер для показа презентации, музыкальное сопровождение для прогулки по волшебной тропинке.
- Организационный момент
Играет музыка, раздаётся стук.
Логопед: Кто же к нам стучится? (Логопед достаёт из-за ширмы и показывает игрушку Машу). Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Да! Это Маша, Маша из мультфильма «Маша и медведь»!
Кукла Маша: Логопед нажимает на кнопку игрушки и кукла произносит фразу: «Поиграй со мною, поиграй со мною!»
Логопед: Прежде чем нам поиграть, нужно ваши имена назвать! А то как же мы играть будем не познакомившись!?
Дети берут Машу в руки и передают друг другу, называя имена.
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто у Маши лучший друг?
Дети: Мишка!
Логопед: Конечно Мишка! Хотите попасть к нему в гости?
Дети: Да, хотим!
Логопед: называет тему НОД: Сегодня мы побываем с вами в гостях у Мишки и поиграем с Машей! А заодно и со звуками |м| и |м’| подружимся!
- Психогимнастика
Логопед: Ребята, как вы думаете, Мишке грустно без Маши? Покажите, как он грустит. (Дети изображают на лицах грусть.) Вот Мишка удивится, когда увидит Машу! Как он удивится? (Делают изображают удивление). А как Маша ему улыбнётся? Улыбнитесь как Маша. (Дети улыбаются).
- Артикуляционная гимнастика
Логопед: Ребята, вы ведь знаете какая Машенька у нас разговорчивая, общительная! А чтобы хорошо говорить, надо делать гимнастику, да не простую, а гимнастику для язычка! Повторяйте за мной!
1. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Маятник» Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
3. «Качели» На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
4. «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
Поиграли с язычком, а теперь по волшебной дорожке отправимся в лес к Медведю.
Маша: Вот это здорово!
Звучит музыка, дети вместе с логопедом идут, преодолевая воображаемые препятствия.
Логопед: А вот и наш Мишка!
Мишка: (Логопед нажимает на кнопочку куклы Маши). Смеётся!
Логопед: Ребята поздоровайтесь с Мишей!
Дети: Здравствуй, Миша!
Логопед: Ребята, вы рады видеть Мишку? Назовите его ласково.
Дети: Миша, Мишенька, Мишутка.
Маша: Сейчас я буду кушать, сейчас меня покормят! Очень добрый день!
Логопед: Машенька, посмотри, Миша что-то в корзинке несёт, может малину собрал? Миша, что у тебя там? Ой ребята, посмотрите какие колобочки! Красный, синий и зелёный!
Логопед подносит куклу Машу к уху.
Логопед: Ребята, Маша мне подсказывает, что в лесной школе узнала, что это символы звуков! Как же я сразу не догадалась! С их помощью мы обозначаем звуки. Какие звуки обозначаем красным цветом?
Дети: Гласные!
Логопед: Правильно, гласные! А какие звуки обозначаем символами синего и зелёного цвета?
Дети: Твёрдые согласные-синим, а мягкие согласные – зелёным!
Ой, тут у Миши ещё какие-то картинки припасены.
Логопед подносит медведя к уху.
Логопед: Ребята, Миша мне говорит. Что в лесной школе ему дали задание, и он просит ему помочь. Вот, посмотрите. Две схемы слов. Одна обозначает имя «Маша», а другая «Миша». Ой Миша, какое трудное задание! Давайте разберёмся, где из них какая! Ребята поможете Мише? Справитесь с таким заданием?
Разместите под каждой схемой ту картинку, названию которой ,по-вашему, она подходит.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы ребята! Быстро сообразили! Ну теперь Мише надо всё объяснить, чтобы он понял, как мы задание выполняли.
Логопед: Ребята, кто Мише объяснит, почему вы так разместили картинки, а не иначе? Схемы то так похожи, вот мишка и запутался.
Какой первый звук в слове Маша?
Дети: |м|
Логопед: какой это звук? Давайте расскажем об этом звуке! |м|…Он не тянется и не поётся, а когда мы его произносим, что создаёт преграду во рту? Правильно губы! А если мы не можем его ни петь, ни тянуть, значит он какой? Правильно, согласный! Как он звучит, твёрдо или мягко? А чтобы узнать, глухой он или звонкий, нам нужно руку к горлышку поставить и почувствовать, дрожит голос или не дрожит. А ещё можно ушки закрыть. Если вы слышите свой голос, значит этот звук звонкий, а если не слышите - глухой.
Логопед: Какой первый звук в слове Миша?
Дети: |м’|
Логопед: Правильно! Давайте расскажем и об этом звуке!
Дети с помощью логопеда рассказывают про звук |м’|
Как Миша то обрадовался, что вы ему помогли, и он вас зовет танцевать!
Логопед:Ой я же подарки приготовила для Миши и Маши! Здесь у меня картинки, давайте я вам каждому дам по одной, подарите Мише картинки, которые начинаются со звука |м’|, а Маше те, в которых первым стоит звук |м|.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
Логопед: А теперь мишка предлагает поиграть.
Выставляются игрушки: машина, металлофон, мяч, мышка.
Логопед: Запомните. Как стоят игрушки. Закройте глаза. (Логопед меняет игрушки местами). А теперь откройте. Что изменилось?
Дети: Мишка переставил игрушки. (Раньше…была там…, а теперь находится…)
Показ презентации:
Ребята, а Маша то тоже большая выдумщица и любитель поиграть, она вам приготовила игру. (Детям раздаются синие и зелёные звуковые символы). Посмотрите на экран, Маша покажет вам картинки, а вы их называть и определять в слове первый звук.
Логопед: Маша на экране покажет вам картинку, я ее назову, а вы сначала послушаете, а потом поднимите синий символ, если первый звук в слове твёрдый или зелёный символ, если первый звук мягкий.
Дети смотрят презентацию и выполняют задания.
Пальчиковая игра
– Как время быстро летит, пора нам домой из леса, в детский сад возвращаться. Я предлагаю вернуться обратно в детский сад с помощью волшебного заклинания:
1, 2, 3, 4, 5 – По очереди разгибаем пальчики из кулачка.
Начинаем колдовать. Сгибаем и разгибаем кулачки.
Возвращаемся назад, Вращательные движения кистями.
В наш любимый детский сад. «Встряхиваем» кисти рук.
Логопед: Маша спрашивает, вы помните в какие игры вы играли?
Дети отвечают.
Логопед: А Миша тоже хочет узнать, какая игра вам больше всего понравилась?
Дети отвечают.
Логопед: А ещё они хотят вам на память об этой встрече каждому подарить сувенир, медаль со своим изображением! Они с вами прощаются и говорят до новых встреч!