Технологическая карта урока чтения в 1 классе на тему «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»

0
0
Материал опубликован 12 January 2017
Схема технологической карты урока.

Предмет, класс

Литературное чтение , 1класс.(Обучение грамоте ,чтение)

Учитель

Кузнецова Галина Степановна

Тема урока,

урока по теме

«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»

22(букварный период)

Цель урока

формирование учебно-познавательной деятельности по определению согласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- учить звуковому и сравнительному анализу слов

- способствовать формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать,

делать выводы

- развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, навыки самостоятельной работы и

работы в парах

Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре.

- воспитание дружелюбия, ответственности, любви и уважения к матери.


 

Актуальность и вид использования на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.)

ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику.

Образовательные ресурсы Интернет (адреса сайтов)

 


 


 


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1 этап урока. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Что такое? Что случилось?

- Почему звенит звонок? (Слайд 2)

- Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно работать на уроке, чтобы показать все наши знания и умения?


 

- Руки полочкой на стол,

Начинаем разговор!

     

Включение в учебный процесс.

 

 

2 этап урока Актуализация знаний.

- Ребята, нам пришла телеграмма (Слайд 3)

 

Я девчушка озорная, шебутная, деловая

С розовыми щёчками, в розовом платочке.

К Мишке в гости приходить

И его повеселить я люблю, но вот задача

Стало скучно нам на даче.

И решили мы вчера вас спроведать, детвора!

Едем вас мы посмотреть

Ваши: Маша и Медведь.

 

- Итак, к нам сегодня придут гости. Это Маша и Миша, из всеми нами любимого мультика.

- Ребята, давайте приготовим для наших гостей подарки. Соберём для них грибы. В корзинку для Маши будем складывать грибы с буквами, а в корзинку для Миши

грибы со звуками.

- Ребята, почему в Мишиной корзине грибов получилось больше, чем в Машиной?


 

Приведите примеры таких букв.

- А чем вообще, буквы отличаются от звуков? (Слайд 4)

Высказывают предположения.

Выделяют существенную информацию из текста

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Слушают собеседника


 

Контролируют правильность ответов обучающихся


 

Умение слушать,дополнять,уточнять

3 этап. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.

- Маша и Миша тоже пришли к нам не с пустыми руками, они принесли подарки. (Слайд 5)

- Какие подарки?

- Подарки получат все, кто будет активно работать на уроке. За каждый правильный ответ я буду давать бочонок мёда. В конце урока посчитаем, кто же соберёт большее количество мёда, кто был самым активным.

- А какой третий подарок?

- Узнаем, когда отгадаем на какой звук начинаются слова ( . ёд и . алина).

- Давайте медленно произнесём [м’от] - [мал’ина]. Первые звуки в этих словах [м’] и [м]. - А вот и третий подарок – это буква «М».

- Ребята, Миша и Маша подарили нам новую букву «М». Скажите, что мы будем с ней делать сегодня на уроке?

(Слайд 6)

- У нас очень большой план на урок, давайте начнём его выполнять!


 

-Прежде чем начать работу немножко отдохнём.

Физкультминутка

 

Определяют тему и учебную задачу.

 

Планируют действия в соответствии с поставленной задачей

Слушают учителя.

Прогнозируют ответ на проблемный вопрос.

Принимают и сохраняют учебную задачу

4 этап .Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации.

- Вот «буквенный домик» и все буквы, которые мы с вами уже выучили. Сегодня у них появится новая соседка, буква «М». Что нужно сделать, чтобы узнать в какую квартиру и на какой этаж поселить букву «М»?


 

- Давайте вспомним, какая буква стояла вначале слова «малина».

- Какой звук обозначает буква «М» в этом слове?

- Давайте попробуем его пропеть. Получается песенка?

- А что мешает?

- Какие звуки не поются и при их произношении есть преграда?

- Какой вывод можно сделать?

- Теперь закроем ушки ладонями и произнесём звук [м].

- Хорошо ли его слышно? (Да). Значит звук [м] – звонкий.


 

- А теперь определим, какие звуки обозначает буква «М» в словах МАША и МИША.


 

- Какой звук слышим после звука [м] в слове МАША?

- Что звук [а] делает с впередистоящим согласным?

- Какой вывод делаем?


 

- Определите количество слогов в слове МИША.

- Какой гласный звук есть в первом слоге?

- Что делает звук [и] с впередистоящим согласным?

- Какой делаем вывод?

- Какой вывод можно сделать? (Буква «М» обозначает два звука [м] и [м’].


 

- Кто может обобщить проделанную работу и сделать вывод по характеристике буквы «М» (Слайд7)

- Теперь, зная характеристику буквы «М», сможем заселить её в буквенный домик.

- Молодцы ребята, справились с самым сложным пунктом нашего плана. Заселили букву «М» в буквенный домик. Теперь буква «М» всегда будет стоять на этом месте.

- Ребята, а где ещё все буквы стоят в определённом порядке и никогда не меняются местами? (В алфавите). (Слайд 8)


 

- Найдите букву «М» в алфавите. Определите её соседей справа и слева, снизу и сверху. Запомните местонахождение буквы «М» в алфавите.


 

- Посмотрите, я нашла вот такие буквы «М». ( Слайд 9)

- Они все разные, почему?


 

- Где мы можем повстречать печатные буквы?


 

-Где будем пользоваться письменными буквами?


 

-В каких случаях будем писать и читать заглавную букву?


 

-Теперь мы сможем читать слова, как с печатной буквой «М», так и с письменной!


 


 

 

Структурирование знаний

Взаимодействуют с учителем во время опроса.

Умение полно и точно выражать свои мысли.

Готовность слушать собеседника и вести разговор

   
             

5 этап. Первичное закрепление

- Маша и Миша, когда шли к нам в гости нашли вот такие фигуры и не знают, что сними делать. Поможем им, ребята?

- Зная характеристику буквы «М» и звуков, которые она обозначает, мы без труда сможем составлять слогозвуковые схемы с этими звуками!

Поработайте парами, выполните, пожалуйста, слогозвуковую схему слов «МИША» и «МАША»

Проверка по ответу на экране

- Молодцы, вы хорошо поработали самостоятельно…

- Поработали, можно отдохнуть.

Физкультминутка «Прогулка»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, снова сели

И за парту все присели!


 

- Ребята, перед тем, как идти на прогулку, Маша нашла у себя в кармане записку.

(Слайд 12)

- Записка без подписи, поэтому Маша не знает от кого она.

- Давайте поможем Маше.


 

«Милая Машенька, ты уезжаешь в гости к ребятам.

Пожалуйста, будь осторожна в дороге, не потеряйся.

Не забывай надевать шапочку и варежки.

Я тебя очень люблю.

Твоя . а . а


 

- Ребята, как вы думаете, кто мог написать Маше такую нежную, заботливую записку?

- Конечно же, это МАМА!!! Каких букв не хватает в подписи? (букв «М»).


 

- Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах: Мир, Москва… Но самое главное слово в жизни каждого человека – это, конечно же слово «МАМА» Почему?

- Так же, как Машина мама, заботятся о вас и ваши мамы, любят вас, переживают за вас.

- Скажите, что нужно делать, чтобы не огорчать свою маму? ( быть послушным, хорошо учиться, быть заботливым, добрым, внимательным)


 

- Совсем скоро в нашей стране будет отмечаться замечательный праздник «ДЕНЬ МАТЕРИ». Мы будем поздравлять наших мам, сделаем для них подарки, пригласим на концерт, чтобы наши мамочки стали ещё капельку счастливее от нашего внимания.

- Закройте глазки, вспомните каждый свою маму, улыбнитесь. На душе стало тепло.

- Продолжим работу, чтобы порадовать своих мамочек новыми знаниями.

- Пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой. В этом нам снова помогут Миша и Маша. (Слайд 13)

«Машенька, иди сюда, почитать пришла пора

У меня есть буква «М», буковка – согласная.

Чтобы слог с ней получился, ты подставь к ней гласную».

Подставляем букву «А»

Прочитала Маша – МА

А теперь и букву «О»

Прочитала Маша – МО

Подбежала буква «И»

Прочитала Маша – МИ

Придвигаем букву «Е»

Прочитала Маша – МЕ

Мы приставим букву «У»

Прочитала Маша – МУ

И последний гласный «Ы»

Прочитала Маша - МЫ.


 

- Молодцы, помогли Маше прочитать слоги.

- А где мы с вами можем найти слоги и слова с буквой «М»? - Прежде чем начать читать, давайте отдохнём.

Пальчиковая гимнастика:

Из сумки книгу вынимаю

(сложенные ладошки держат перед собой)

И с интересом открываю

(раскрывают ладошки)

Листаю яркие страницы

(показывают, как перелистывают страницы)

Скорей читать бы научиться.

(следят пальчиком)

Работа в учебнике стр. 85.

- Найдите наши слоги в правом нижнем углу, прочитайте их самостоятельно, хором, по цепочке.

- Давайте прочитаем слова (по цепочке).

- Почему слово Москва написано с заглавной буквы?

- Каким словом можно заменить словосочетание город Москва? (Столица)

- Что такое столица? (Главный город страны).

- Ребята, если мы не знаем значения какого-то слова, где можно получить информацию о нём?


 


 


 

Выполняют действия


 

Умение проводить анализ

Работают в парах, оценивают действия партнёра

Осуществляют работу в парах

Оценивают работу в парах.

Оценивают правильность выполнения действий

6 этап . Закрепление

- Ребята, у меня в руках карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.


 

- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить какой звук обозначает буква «М» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы обводите синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.

- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [м]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом.

- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «М» и зачеркните её.

Проверка по эталону (Слайды 15,16,17)

- Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень своих знаний.

 

Способность и умение производить простые логические действия

 

Умение обяснять свой выбор

 

Оценивают правильность выполнения действий

7 этап. . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока.

- Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, все ли его пункты мы выполнили (Слайд 18)

- Ребята, сегодня у буквы «М» День рождения! Давайте похлопаем ей! (Слайд 19)

 

-Давайте, посмотрим, кто же на уроке был самым активным. Сосчитайте свои бочонки. У вас на партах лежат смайлики, выберите подходящий вашему настроению после урока. (Слайд 20)

- Как здорово! Столько улыбок! Значит, на уроке было интересно!!!

Завтра на уроке мы продолжим работать с буквой «М». Узнаем ещё много нового про столицу нашей Родины. А чтобы урок прошёл интереснее, пожалуйста, дома поищите интересную информацию о Москве. Где можете найти такую информацию?

 

- Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы, обобщения. Анализируют мыслительные операции.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Строить речевые высказывания в устной форме.

Оценивают работу с помощью светофора

Умение проводить самооценку результатов своей учебной деятельности

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.