Технологическая карта урока чтения в 1 классе на тему «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м»
Предмет, класс |
Литературное чтение , 1класс.(Обучение грамоте ,чтение) |
||
Учитель |
Кузнецова Галина Степановна |
||
Тема урока, № урока по теме |
«Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м» №22(букварный период) |
||
Цель урока |
формирование учебно-познавательной деятельности по определению согласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
- учить звуковому и сравнительному анализу слов - способствовать формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения |
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы - развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, навыки самостоятельной работы и работы в парах |
Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в паре. - воспитание дружелюбия, ответственности, любви и уважения к матери.
|
|
Актуальность и вид использования на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет и др.) |
ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику. |
||
Образовательные ресурсы Интернет (адреса сайтов) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы действия |
|||||||||||||||||||||||||||||
1 этап урока. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что такое? Что случилось? - Почему звенит звонок? (Слайд 2) - Ребята, скажите, пожалуйста, как нужно работать на уроке, чтобы показать все наши знания и умения?
- Руки полочкой на стол, Начинаем разговор! |
Включение в учебный процесс. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап урока Актуализация знаний. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, нам пришла телеграмма (Слайд 3)
Я девчушка озорная, шебутная, деловая С розовыми щёчками, в розовом платочке. К Мишке в гости приходить И его повеселить я люблю, но вот задача Стало скучно нам на даче. И решили мы вчера вас спроведать, детвора! Едем вас мы посмотреть Ваши: Маша и Медведь.
- Итак, к нам сегодня придут гости. Это Маша и Миша, из всеми нами любимого мультика. - Ребята, давайте приготовим для наших гостей подарки. Соберём для них грибы. В корзинку для Маши будем складывать грибы с буквами, а в корзинку для Миши грибы со звуками. - Ребята, почему в Мишиной корзине грибов получилось больше, чем в Машиной?
Приведите примеры таких букв. - А чем вообще, буквы отличаются от звуков? (Слайд 4) |
Высказывают предположения. |
Выделяют существенную информацию из текста |
Взаимодействуют с учителем во время опроса |
Слушают собеседника |
Контролируют правильность ответов обучающихся
|
Умение слушать,дополнять,уточнять |
||||||||||||||||||||||||||||
3 этап. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Маша и Миша тоже пришли к нам не с пустыми руками, они принесли подарки. (Слайд 5) - Какие подарки? - Подарки получат все, кто будет активно работать на уроке. За каждый правильный ответ я буду давать бочонок мёда. В конце урока посчитаем, кто же соберёт большее количество мёда, кто был самым активным. - А какой третий подарок? - Узнаем, когда отгадаем на какой звук начинаются слова ( . ёд и . алина). - Давайте медленно произнесём [м’от] - [мал’ина]. Первые звуки в этих словах [м’] и [м]. - А вот и третий подарок – это буква «М». - Ребята, Миша и Маша подарили нам новую букву «М». Скажите, что мы будем с ней делать сегодня на уроке? (Слайд 6) - У нас очень большой план на урок, давайте начнём его выполнять!
-Прежде чем начать работу немножко отдохнём. Физкультминутка |
Определяют тему и учебную задачу. |
Планируют действия в соответствии с поставленной задачей |
Слушают учителя. Прогнозируют ответ на проблемный вопрос. |
Принимают и сохраняют учебную задачу |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап .Открытие нового знания. Решение проблемной ситуации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вот «буквенный домик» и все буквы, которые мы с вами уже выучили. Сегодня у них появится новая соседка, буква «М». Что нужно сделать, чтобы узнать в какую квартиру и на какой этаж поселить букву «М»?
- Давайте вспомним, какая буква стояла вначале слова «малина». - Какой звук обозначает буква «М» в этом слове? - Давайте попробуем его пропеть. Получается песенка? - А что мешает? - Какие звуки не поются и при их произношении есть преграда? - Какой вывод можно сделать? - Теперь закроем ушки ладонями и произнесём звук [м]. - Хорошо ли его слышно? (Да). Значит звук [м] – звонкий.
- А теперь определим, какие звуки обозначает буква «М» в словах МАША и МИША.
- Какой звук слышим после звука [м] в слове МАША? - Что звук [а] делает с впередистоящим согласным? - Какой вывод делаем?
- Определите количество слогов в слове МИША. - Какой гласный звук есть в первом слоге? - Что делает звук [и] с впередистоящим согласным? - Какой делаем вывод? - Какой вывод можно сделать? (Буква «М» обозначает два звука [м] и [м’].
- Кто может обобщить проделанную работу и сделать вывод по характеристике буквы «М» (Слайд7) - Теперь, зная характеристику буквы «М», сможем заселить её в буквенный домик. - Молодцы ребята, справились с самым сложным пунктом нашего плана. Заселили букву «М» в буквенный домик. Теперь буква «М» всегда будет стоять на этом месте. - Ребята, а где ещё все буквы стоят в определённом порядке и никогда не меняются местами? (В алфавите). (Слайд 8)
- Найдите букву «М» в алфавите. Определите её соседей справа и слева, снизу и сверху. Запомните местонахождение буквы «М» в алфавите.
- Посмотрите, я нашла вот такие буквы «М». ( Слайд 9) - Они все разные, почему?
- Где мы можем повстречать печатные буквы?
-Где будем пользоваться письменными буквами?
-В каких случаях будем писать и читать заглавную букву?
-Теперь мы сможем читать слова, как с печатной буквой «М», так и с письменной!
|
Структурирование знаний |
Взаимодействуют с учителем во время опроса. |
Умение полно и точно выражать свои мысли. Готовность слушать собеседника и вести разговор |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 этап. Первичное закрепление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Маша и Миша, когда шли к нам в гости нашли вот такие фигуры и не знают, что сними делать. Поможем им, ребята? - Зная характеристику буквы «М» и звуков, которые она обозначает, мы без труда сможем составлять слогозвуковые схемы с этими звуками! Поработайте парами, выполните, пожалуйста, слогозвуковую схему слов «МИША» и «МАША» Проверка по ответу на экране - Молодцы, вы хорошо поработали самостоятельно… - Поработали, можно отдохнуть. Физкультминутка «Прогулка» Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик! Раз – сюда, два – туда Повернись вокруг себя. Раз - присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели – встали, снова сели И за парту все присели!
- Ребята, перед тем, как идти на прогулку, Маша нашла у себя в кармане записку. (Слайд 12) - Записка без подписи, поэтому Маша не знает от кого она. - Давайте поможем Маше.
«Милая Машенька, ты уезжаешь в гости к ребятам. Пожалуйста, будь осторожна в дороге, не потеряйся. Не забывай надевать шапочку и варежки. Я тебя очень люблю. Твоя . а . а
- Ребята, как вы думаете, кто мог написать Маше такую нежную, заботливую записку? - Конечно же, это МАМА!!! Каких букв не хватает в подписи? (букв «М»).
- Буква «М» вообще очень важная буква, она встречается в очень важных и дорогих нам словах: Мир, Москва… Но самое главное слово в жизни каждого человека – это, конечно же слово «МАМА» Почему? - Так же, как Машина мама, заботятся о вас и ваши мамы, любят вас, переживают за вас. - Скажите, что нужно делать, чтобы не огорчать свою маму? ( быть послушным, хорошо учиться, быть заботливым, добрым, внимательным)
- Совсем скоро в нашей стране будет отмечаться замечательный праздник «ДЕНЬ МАТЕРИ». Мы будем поздравлять наших мам, сделаем для них подарки, пригласим на концерт, чтобы наши мамочки стали ещё капельку счастливее от нашего внимания. - Закройте глазки, вспомните каждый свою маму, улыбнитесь. На душе стало тепло. - Продолжим работу, чтобы порадовать своих мамочек новыми знаниями. - Пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой. В этом нам снова помогут Миша и Маша. (Слайд 13) «Машенька, иди сюда, почитать пришла пора У меня есть буква «М», буковка – согласная. Чтобы слог с ней получился, ты подставь к ней гласную». Подставляем букву «А» Прочитала Маша – МА А теперь и букву «О» Прочитала Маша – МО Подбежала буква «И» Прочитала Маша – МИ Придвигаем букву «Е» Прочитала Маша – МЕ Мы приставим букву «У» Прочитала Маша – МУ И последний гласный «Ы» Прочитала Маша - МЫ.
- Молодцы, помогли Маше прочитать слоги. - А где мы с вами можем найти слоги и слова с буквой «М»? - Прежде чем начать читать, давайте отдохнём. Пальчиковая гимнастика: Из сумки книгу вынимаю (сложенные ладошки держат перед собой) И с интересом открываю (раскрывают ладошки) Листаю яркие страницы (показывают, как перелистывают страницы) Скорей читать бы научиться. (следят пальчиком) Работа в учебнике стр. 85. - Найдите наши слоги в правом нижнем углу, прочитайте их самостоятельно, хором, по цепочке. - Давайте прочитаем слова (по цепочке). - Почему слово Москва написано с заглавной буквы? - Каким словом можно заменить словосочетание город Москва? (Столица) - Что такое столица? (Главный город страны). - Ребята, если мы не знаем значения какого-то слова, где можно получить информацию о нём? |
Выполняют действия
|
Умение проводить анализ |
Работают в парах, оценивают действия партнёра |
Осуществляют работу в парах |
Оценивают работу в парах. |
Оценивают правильность выполнения действий |
||||||||||||||||||||||||||||
6 этап . Закрепление |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Ребята, у меня в руках карточки трёх цветов. В них задания разной сложности.
- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить какой звук обозначает буква «М» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы обводите синим карандашом, а если мягкий, то зелёным. - Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [м]. И обвести эти слова в кружок простым карандашом. - Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «М» и зачеркните её. Проверка по эталону (Слайды 15,16,17) - Я рада, что большинство из вас правильно оценили свои действия на уроке и уровень своих знаний. |
Способность и умение производить простые логические действия |
Умение обяснять свой выбор |
Оценивают правильность выполнения действий |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 этап. . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итоги урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Давайте ещё раз вернёмся к плану нашего урока и посмотрим, все ли его пункты мы выполнили (Слайд 18) - Ребята, сегодня у буквы «М» День рождения! Давайте похлопаем ей! (Слайд 19)
-Давайте, посмотрим, кто же на уроке был самым активным. Сосчитайте свои бочонки. У вас на партах лежат смайлики, выберите подходящий вашему настроению после урока. (Слайд 20) - Как здорово! Столько улыбок! Значит, на уроке было интересно!!! Завтра на уроке мы продолжим работать с буквой «М». Узнаем ещё много нового про столицу нашей Родины. А чтобы урок прошёл интереснее, пожалуйста, дома поищите интересную информацию о Москве. Где можете найти такую информацию?
- Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы учителя. |
Делают выводы, обобщения. Анализируют мыслительные операции. |
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли |
Строить речевые высказывания в устной форме. |
Оценивают работу с помощью светофора |
Умение проводить самооценку результатов своей учебной деятельности |