Конспект группового логопедического занятия на тему
«Звуки М, Н, Л, Р»
Задачи:
- закрепить и обобщить знания о сонорных звуках;
- уточнить и сопоставить звуки в произношении с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;
- развить навыки звукового анализа и синтеза;
- закрепить умение делить слова на слоги с опорой на понимание о слогообразующей роли гласных звуков;
- совершенствовать навык слогового чтения;
- развить умение согласовывать числительные с существительными;
- продолжить формировать навык составления предложений с заданными словами;
- закрепить навык чтения и написания простых слов;
- обобщить знания о правописании имен собственных;
- закрепить знания по лексическим темам «Части тела», «Цветы», «Продукты»;
- помочь усвоить функции частей тела (ногами ходим, руками машем и т.д.);
- способствовать формированию функциональной грамотности (читательской и математической);
- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, мелко- и крупномоторные движения, зрительно-моторную координацию;
- способствовать развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- содействовать развитию эмоционального интеллекта, поддержанию нейродинамического фактора.
Оборудование: запись песни «Бу-ра-ти-но!» и видеофрагмента из кинофильма Л. Нечаева «Приключения Буратино»; предметные картинки (монеты, ночь, луна, радость (эмоция), ромашка, мак, мимоза, одуванчик, подсолнух, ландыш); картинки-символы звуков (забор, синий кружок, звонок); карточки с изображением и названиями частей тела (мочки, нос, ноги, ногти, ноздри, лоб, ладони, локти, руки, рот); смайлики-монетки для поощрения; персональные карточки с заданиями; магнитная доска «Природный календарь» от компании «Русские магниты»; Лента букв; интерактивная доска; компьютер; интерактивная игра от компании "Мерсибо" "Читаха-черепаха"; «Афиша» с контурным изображением героев занятия; тетради обучающихся; мел; магниты красного и синего цветов; поощрительные наклейки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Словесное приветствие.
Логопед:
- Здравствуйте! Вы готовы к занятию?
Обучающиеся:
- Здравствуйте! Да
2. Знакомство с героем занятия.
Слушание отрывка из песни «Бу-ра-ти-но! (вступительная)»:
Он окружен людской молвой,
Он не игрушка - он живой!
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч.
Все песенки о нем поют,
Скажите, как его зовут?
Логопед останавливает музыку после куплета:
- Ребята, как его зовут?
Обучающиеся:
- Буратино!
3. Развитие слухового внимания.
Демонстрация фрагмента из кинофильма (заставка с появляющимися под музыку слогами):
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
Буратино!
(Обучающиеся повторяют слова под музыку.)
4. Актуализация знаний.
(На слайде изображение обложки книги и портрета автора.)
Логопед:
- Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
- Кто сидит прямо и слушает внимательно? Отлично! Отправляемся в Мир звуков.
II. Основная часть
1. Работа с календарем.
Логопед:
- Сначала давайте вспомним и назовем, какой сегодня день?
(Обучающиеся отмечают в магнитном календаре число, месяц, день недели, время года, погоду: температура, явления.)
- Напишите число и месяц в тетрадь.
2. Введение в тему занятия.
Работа с загадками. На доске нарисованы четыре пустых квадрата (в ходе работы заполняются карточками с картинками).
Логопед:
- Ребята, что дал Карабас Барабас Буратино, когда узнал про волшебный очаг в каморке папы Карло?
Обучающиеся:
- Пять золотых монет (монеты).
Логопед:
- В какое время суток Буратино отправился на Поле Чудес закапывать свои монеты по совету кота Базилио и лисы Алисы?
Обучающиеся:
- Ночью.
Логопед:
- Ее хотел достать Пьеро для Мальвины ночью с небес?
Обучающиеся:
- Луну.
Логопед:
- Назовите первый звук в этих словах, и вы узнаете тему нашего занятия.
3. Характеристика звуков [м], [н], [л].
Уточнение артикуляции и произношения звуков.
Логопед:
- Расскажите про эти звуки.
Обучающиеся:
- Звук [м] – согласный (есть преграда) твердый (обозначаем синим цветом), звонкий (произносится с голосом).
(Подобная работа проводится со звуками [н], [л]. Логопед выставляет на доске символы: забор (преграда), синий кружок, колокольчик.)
Логопед:
- Обратите внимание, что у звуков [м], [н], [л] нет пары по звонкости-глухости.
- Ребята, у нас осталось пустое "окошко". Похоже, мы забыли ещё про один звук?
(Вспоминают (находят) звук [р] в Ленте букв, дают характеристику. В случае затруднений дается подсказка – назвать последний звук в слове «театр». Логопед дописывает тему занятия.)
Логопед:
- На этот звук начинается слово, которое описывает чувства героев, когда папа Карло спас их от Карабаса Барабаса.
Обучающиеся:
- Радость.
Вывод:
- Звуки [м], [н], [л], [р] - согласные, твердые, звонкие.
Логопед:
- Сегодня за активную работу и правильное выполнение заданий вы будете получать смайлики*. Проверим, кто соберет больше смайликов. Первый вы уже заслужили!
4. Интерактивная игра. Работа в тетради.
(На слайде: Буратино на поляне с цветами.)
Логопед:
- Однажды Буратино гулял после школы и оказался на большой поляне. А там росли чудные…?
Обучающиеся:
- Цветы.
Логопед:
- Как называются эти цветы?
Обучающиеся:
- Ромашка, мак, мимоза, одуванчик, подсолнух, ландыш.
Логопед:
- Буратино решил собрать для Мальвины букет. Любимый звук Мальвины – это звук [м]. Какие цветы выбрал Буратино?
Обучающиеся:
- Ромашка, мак, мимоза.
(На слайде: Буратино «собирает» цветы для Мальвины.)
Логопед:
- Какое слово самое короткое? Запишите его в тетрадь.
Обучающиеся:
- Мак.
Логопед:
- Обозначьте звук занятия. Где будете рисовать синий кружок?
Обучающиеся:
- Под буквой М.
Логопед:
- Колокольчик?
Обучающиеся:
- Над буквой М.
Логопед:
- Вы здорово справились с заданием! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
5. Дыхательная гимнастика. Интерактивная игра.
(На слайде: Мальвина с цветами.)
Логопед:
- Буратино вскоре встретил Мальвину. Она очень обрадовалась цветам. Закрыла глаза, вдохнула и радостно воскликнула: «Ах!» Так прекрасно пахли цветы.
- Представим, что мы тоже вдыхаем прекрасный аромат цветов.
(Раздается звук рычащей собаки.)
Логопед:
- Не пугайтесь, ребята, это верный друг Мальвины – пудель Артемон. Он добрый, просто проголодался, вот и рычит. Но Буратино не забыл про него, принес ему разной вкуснятины.
(На слайде: Артемон.)
- Раньше Артемон не умел рычать (язычок никак не хотел держаться за верхними зубами), и Буратино решил немного подшутить над ним. Слушайте внимательно и запоминайте названия вкусностей.
- Хочешь сладкую молковку?
Не поддался на уловку.
- Может, съешь любимый сыл?
Пёс отчаянно завыл.
- На сардельку что ль тогда.
С радостью кивнул он: "Да!"
- Вот ещё на пробу лыба.
Отмахнулся: "Нет, спасибо".
- Вдруг мясной возьмёшь рулет?
Возражений больше нет!
- Догадались, что принес Буратино для Артемона?
Обучающиеся:
- Морковь, сыр, сардельку, рыбу, рулет.
Логопед:
- Как одним словом назвать эти предметы?
Обучающиеся:
- Продукты.
Логопед:
- Какой звук занятия встречается в этих словах?
Обучающиеся:
- Звук [р].
(На слайде: Артемон, перед ним три миски с надписями: завтрак, обед, ужин, вокруг продукты: морковь, сыр, сарделька, рыба, рулет.)
Логопед:
- Теперь Артемон будет сыт. Но он всегда следит за здоровьем и не объедается. Поэтому распределил продукты на завтрак, обед и ужин.
- Догадались, что в какой миске оказалось?
Обучающиеся:
- В миске с названием «Завтрак» - рыба, рулет, потому что в этих словах звук [р] в начале. В миске с названием «Обед» - сарделька, морковка: в этих словах звук [р] в середине. В миске с названием «Ужин» - сыр: в этом слове [р] в конце.
(На слайде: Артемон, перед ним миски с «разложенными» продуктами.)
Логопед:
- Вы верно выполнили задание! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
6. Речевая подвижная игра. Импровизация движений. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Самомассаж.
(На сладе: Арлекин.)
Логопед:
- Друзья дальше пошли гулять вместе.
- Вдруг их кто-то позвал… Ой, да это же Арлекин – веселый клоун. Вы знакомы с ним, ребята?
Обучающиеся:
- Да.
Логопед:
- Он любит шутить и показывать разные акробатические трюки. Попробуем, как он? Для этого надо встать.
Есть на пальцах наших ногти, (Показать соответствующие части тела.)
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь. (Погладить по животу.)
Бедра, пятки, двое стоп, (Показать соответствующие части тела.)
Голень и голеностоп.
Есть колени … (Крутить руками колени в одну сторону и в другую.)
… и спина, (Показать соответствующие части тела.)
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две. (Самомассаж ушей.)
Брови, скулы и виски, (Брови нахмурить и поднять – «удивиться». По скулам - пальцевой душ. Виски – точечные круговые движения.)
И глаза, что так близки. (Глаза – движения вправо—влево, вверх-вниз.)
Щеки, нос и две ноздри, (Щеки – надуть и «лопнуть» пальцами. Нос – короткие вдохи, как «ежик фырчит». Ноздри – глубокий вдох, втянуть ноздри, нажав слегка указательными пальцами.)
Губы, зубы – посмотри! (Упражнение «Трубочка-Заборчик».)
Подбородок под губой. (Движения нижней челюстью вправо--влево.)
Вот что знаем мы с тобой! (Руки в стороны, спина прямая.)
- Как вы старались! Молодцы! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
7. Звуковой анализ. Работа в группах.
Логопед:
- Что мы сейчас показывали на себе?
Обучающиеся:
- Части тела.
Логопед:
- Вспомните и назовите части тела, название которых начинается на звуки занятия.
(Выставляет соответствующие картинки:
[М]: мочки;
[Н]: ноги, нос, ногти, ноздри;
[Л]: лоб, ладони, локти;
[Р]: руки, рот.)
Вывод: все слова начинаются на твердые звонкие согласные звуки.
Логопед:
- А теперь поделитесь на две команды. (Карточки с доски распределяются между командами.)
- Разделите слова на слоги, обозначьте гласные.
- Проверьте работу друг друга.
Вывод: в слове столько слогов, сколько гласных.
- Отлично справились! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
8. Развитие языкового анализа и синтеза. Грамматическая работа.
Логопед:
- Вспомните картинки-названия частей тела из предыдущего задания и назовите самые короткие слова.
Обучающиеся:
- Нос, лоб, рот.
Логопед:
- Запишите их в тетрадь. Обозначьте слоги, гласные звуки и звуки занятия.
Логопед:
- Посчитайте эти предмет от одного до пяти.
Обучающиеся:
- Один нос, два носа, три носа, четыре носа, пять носов.
(Также со словами лоб», рот».)
Логопед:
- Кто выполнил задание без ошибок, тот получает награду. (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
9. Динамическая пауза. Имитация движений.
Логопед:
- Что можно делать руками?
Обучающиеся:
- Махать, трогать, брать.
Логопед:
- Ногами?
Обучающиеся:
- Топать, ходить, бегать, прыгать.
Логопед:
- Носом?
Обучающиеся:
- Нюхать.
Логопед:
- Ртом?
Обучающиеся:
- Говорить, петь.
Логопед:
- Как пела скрипка на берегу моря и манила Буратино на представление, когда он шел в школу: ла-ла-ла-ла. (Обучающиеся повторяют «песенку» скрипки.)
Логопед:
- Какой звук занятия есть в этой песенке?
Обучающиеся:
- Звук [л].
Логопед:
- Что можно делать ладонями?
Обучающиеся:
- Хлопать.
Логопед:
- Вы очень внимательные! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
10. Закрепление образа букв.
Логопед:
- Звуки на письме мы обозначаем...?
Обучающиеся:
- Буквами. Звук [м] обозначаем буквой М. (Подобная работа проводится с остальными звуками занятия.)
Логопед:
- Найдите и обведите в круг необходимые буквы, и вы узнаете, сколько золотых монет Карабас Барабас дал коту Базилио и лисе Алисе за поимку Буратино.(Выполняют задание.)
- Сколько пальцев на руках?
Обучающиеся:
- Десять.
Логопед:
- Столько и монет было. Проверьте, все буквы вы нашли?
- Прекрасная работа! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
11. Чтение слогов. Интерактивная игра от компании "Мерсибо" "Читаха-черепаха".
Логопед:
- На улице стояла прекрасная погода. Наши герои и не заметили, как дошли до болота, где их с радостью встретила черепаха Тортила. Прочитайте слоги на панцире черепахи.
МА МО МУ МЫ МЭ | НА НО НУ НЫ НЭ | ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛЭ | РА РО РУ РЫ РЭ |
|
Логопед:
- Так держать! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
12. Разгадывание кроссворда. Развитие слухового внимания.
Логопед:
- Черепаха Тортила не ожидала, что вы так быстро выполните задание. Но у нее есть в запасе и посложнее головоломки. Справитесь, ребята?
Обучающиеся:
- Да.
1) «Я ... не боюсь, если надо - уколюсь...». (Укол.)
2) Его разожгли в лесу. (Костер.)
3) Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача. (Игла.)
4) Им покрывают поверхность чего-либо для блеска. (Лак.)
5) В бане было очень ... . (Жарко.)
- Вот это да! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
13. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед:
- И на улице стало совсем жарко. Старая черепаха спешно уплыла в прохладное место. А Буратино тем временем заметил, что слова в кроссворде необычные. Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.
(Пары слов: укол - укор, игла - игра, костер – костел, лак - рак, жарко - жалко.)
Логопед:
- Прочитайте слова и назовите новые, поменяв букву М на Н.
(Слова на доске: Миша, мыть, моль, рамы, сом. Логопед записывает «новые» слова.)
- Составьте устно предложения с данными словами.
(Обучающиеся выполняют задание, отмечают звуки занятия.)
- Очень хорошо! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
14. Физкультминутка. Имитация движений.
Логопед:
- Пришло время расставаться. Скоро у наших героев спектакль в родном театре, им надо подготовиться. Буратино попрощался с Мальвиной, Артемоном и Арлекином.
Буратино потянулся. (Повторять соответствующие движения.)
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик так и не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.
- Какие молодцы! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)
III. Итог занятия
1. Подведение итогов.
Логопед:
- Понравилось вам в Мире звуков?
- Какие звуки сегодня изучали?
Обучающиеся:
- Звуки [м], [н], [л], [р].
Логопед:
- Чем похожи звуки [м], [н], [л], [р]?
Обучающиеся:
- Они согласные, твердые, звонкие.
Логопед:
- Вспомните героев занятия и назовите их любимые звуки.
2. Рефлексия. Работа на карточке.
Логопед:
- Оцените свою работу на занятии. Раскрасьте желтым цветом тот смайлик, который считаете верным.
3. Задание для самостоятельной работы дома.
(На слайде изображение очага в каморке.)
Логопед:
- Ребята, на что похожи смайлики, которые вы заработали сегодня?
Обучающиеся:
- На золотые монеты.
Логопед:
- Точно! Как у Буратино. Вы можете купить на них билеты на представление. Один билет стоит четыре монеты.
(На Афише контурные портреты героев занятия.)
Логопед:
- Буратино пора бежать в театр. Но вот незадача: он совсем забыл раскрасить и подписать Афишу. Ребята, поможете Буратино?
Обучающиеся:
- Да.
Логопед:
- Вы настоящие друзья! Только помните правило правописания собственных имен существительных. И обозначьте звуки занятия.
4. Физкультминутка. (Выполнение движений под музыку.)
Логопед:
- Попрощаемся с Буратино необычно.
БУ – стук ладоней по столу,
РА - хлопок,
ТИ – жест указательным пальцем «тихо»,
НО - руки вверх.
Кто доброй сказкой входит в дом?
Кто с детства каждому знаком?
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают,
Скажите, как его зовут?
Бу! Ра! Ти! Но!
Буратино!
Буратино!
5. Словесное прощание.
Логопед:
- Друг к другу повернитесь!
Друг другу улыбнитесь!
Себе и всем похлопайте!
- До новых встреч!
Используемые источники:
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспект занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 77 с.
__________________________________________________________________
* «Смайлики» даются за активную работу на занятии и правильное выполнение заданий. Для поддержания мотивации к деятельности каждый обучающийся должен получить не меньше четырех смайликов (есть достаточно простые задания, например, физкультминутки). Максимальное количество смайликов-монет – 12 шт., которые в конце занятия можно обменять на наклейки.