Конспект логопедического занятия «В гостях у звука Р и Рь»
« В гостях у звука Р и Рь »
Цель: Автоматизация звуков Р и Рь в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звуков Р и Рь;
- Учить произносить звуки Р - Рь в слогах;
- Закреплять умение определять место звука Р и Рь в словах;
- Развитие фонематической стороны речи ( автоматизация правильного произношения звуков Р и Рь в разных позициях;
- Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Оборудование:
Зеркала, игрушка «Незнайка», игра «Веселые пузырьки», мыльные пузыри, контейнер со «змейками», счетные палочки, картинка «ракета», игра «Аквариум»
- К нам сегодня в гости пришел Незнайка.
- Здравствуйте, я долго готовился к нашей встрече и приготовил для Вас стихотворение.
- Мы тебя с Арсением внимательно слушаем.
- Матосская шапка, веевка в уке,
- Тяну я коаблик по быстой еке
- И скачут лягушки за мной по пятам,
- И посят меня покати капитан.
Логопед: Да, красивое стихотворение Незнайка ты выучил. Но кажется, ты что-то в нем пропустил.
Незнайка: Нет, все верно.
Логопед: Арсений, а ты заметил, что Незнайка как-то не так прочитал стихотворение? (да)
Логопед: Незнайка, ты пропустил звук Р.
- Вот, послушай, как правильно нужно было прочитать стихотворение:
- Матросская шапка, веревка в руке,
- Тяну я кораблик по быстрой реке
- И скачут лягушки за мной по пятам,
- И просят меня прокати капитан.
Незнайка: А, что такое звук Р? Я вообще не знаю, что это такое?
Логопед: Незнайка, ты наверно и про артикуляционнуюи дыхательную гимнастику не знаешь?
Незнайка: Нет, впервые слышу. А вы разве знаете?
Логопед: Конечно знаем, хочешь узнать Незнайка? (конечно)
- Вот тут Арсений, он все знает, так ведь Арсений? (да)
- Давай Незнайка присаживайся к зеркалу, и делай с нами артикуляционную гимнастику.
Незнайка: А зачем садиться к зеркалу?
Логопед: Чтобы видеть, как нащ язычок работает и выполняет гимнастику.
Артикуляционная гимнастика:
Логопед: Для того, чтобы четко и правильно произносить звук Р, нам необходимо подготовить наш артикуляционный аппарат.
Выполним упражнения:
- «Чашечка»- 5 сек.
- «Грибок»-5 сек.
- «Маляр»-5 сек.
- «Вкусное варенье»- 5 сек.
- «Лошадка»- 5 сек.
- «Барабанщики»- 5 сек.
2. Логопед: Теперь давай попробуем выполнить упражнение, которен называется:
«Змейка»
- На кончик широкого языка кладем «змейку», губки делаем «бубликом», и дуем на «змейку», она должна извиваться. Молодец, все правильно.
- Логопед: Незнайка, ты запомнил как нужно выполнять упражнения? (да).
3. Повторение артикуляции звука Р:
- Арсений, давай покажем Незнайке, как правильно произносится звук Р (р-р-р)
- Расскажи Незнайке о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука Р.
Положение органов речи:
Логопед:- Когда мы произносим звук, губки у нас открыты или закрыты? (открыты).
- Зубы? (между зубами небольшое расстояние).
- Язычок? (за верхними зубами на бугорках, боковые края языка прижаты к боковым зубам)
-Что делает язык? (дрожит, так ведь) Воздух заставляет дрожать.
- По середине языка идет какая струя? (теплая)
- А какой это звук? (согласный или гласный)?
- Согласный, когда воздух выходит, что-то мешает воздуху проходить? мешает язык и зубы.
- Твердый или мягкий? (твердый).
- Звонкий или глухой? (звонкий, голосок работает). Молодец, все верно.
Логопед: - Теперь нам нужно закрепить звук Р и Рь в слогах.
Незнайка: -У меня есть волшебный кубик, я не знаю как с ним нужно играть?
Логопед:- Арсений знает как играть с кубиком, так ведь? (да)
- Арсений, бери волшебный кубик, бросай его и произноси слоги [РА, РО, РУ, РЫ, РЕ, РЯ, РË, РЮ]. - - Молодец.
Логопед: - Незнайка, тебе понравилась игра?
Незнайка: (Да, я уже начинаю понимать).
- У меня есть еще такая игра, научите меня в нее играть.
Логопед: - Речевая игра «Аквариум»
- У этой игры есть инструкция, слушайте внимательно.
-Инструкция: - Я произнесу 10 слов. Если звук Р в начале слова, пускаешь рыбку в первый аквариум, если звук Р в середине, пускаешь рыбку во второй аквариум, если звук в конце – в последний. Так ты узнаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок.
Слова: Рыба, карась, ерш, стерлядь, горбуша, осетр, форель, треска, карп, сардина.
- В каком аквариуме больше рыбок? (во втором). Справился, молодец.
Логопед: - А теперь немного отдохнем (встаем)
Физкультминутка:
Логопед: - Если услышишь звук Р в начале слова – прыгаем, если в середине слова – приседаем, если звук Р в конце слова – хлопаем.
Слова: (Ракушка, корзина, рысь, бобр, забор, пирамида, карета, помидор). Молодец.
Логопед: Так как ты Незнайка не до конца усвоил этот звук, я предлагаю еще поиграть.
Незнайка: - У меня есть вот такие мыльные пузыри, но я не умею ими пользоваться.
- Арсений, ты можешь играть мыльными пузырями? (да) Покажи, как нужно их надувать.
Игра: «Веселые пузырьки»
Логопед: - У меня на столе тоже есть пузырьки, а для того, чтобы они стали веселыми, их нужно правильно назвать, и на картинках появится «веселый смайлик». Справился, молодец.
Логопед: - Незнайка, тебе понравилась игра? (да).
Незнайка: - Я принес с собой картинку, угадал Арсений, что на ней изображено? (ракета).
Логопед: Нужно выложить ракету из счетных палочек по образцу и придумать предложение.
Например: - Юрий Гагарин совершил первый полет в космос на ракете.
Беседа: - Кто из домашних животных первым полетел в космос? (собачки «Белка и Стрелка»)
- Кто был первым космонавтом?(Юрий Гагарин). Здорово, справился.
Логопед: - А у нас с Вами занятие заканчивается, Незнайка, ты запомнил про звук Р? Конечно, теперь я правильно буду произносить звук Р, спасибо тебе Арсений.
Вывод:
Логопед: - А про звук Р нужно нам вспомнить, какой он?( согласный или гласный)?
Арсений: - Согласный.
Логопед: - Твердый или мягкий?
Арсений: - Твердый.
Логопед: - Звонкий или глухой?
Арсений: - Звонкий.
Логопед: - Какой звук мы с тобой закрепляли? (Р)
- А какая игра тебе понравилась больше?
Незнайка: - А мне пора к своим друзьям, теперь я всех научу произносить звук Р.