Конспект логопедического занятия «В гостях у звука Р и Рь»

0
0
Материал опубликован 3 September 2017

« В гостях у звука Р и Рь »

Цель: Автоматизация звуков Р и Рь в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

- Закрепить артикуляцию и изолированное произношение звуков Р и Рь;

- Учить произносить звуки Р - Рь в слогах;

- Закреплять умение определять место звука Р и Рь в словах;

- Развитие фонематической стороны речи ( автоматизация правильного произношения звуков Р и Рь в разных позициях;

- Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Оборудование:

Зеркала, игрушка «Незнайка», игра «Веселые пузырьки», мыльные пузыри, контейнер со «змейками», счетные палочки, картинка «ракета», игра «Аквариум»

 

- К нам сегодня в гости пришел Незнайка.

- Здравствуйте, я долго готовился к нашей встрече и приготовил для Вас стихотворение.

- Мы тебя с Арсением внимательно слушаем.

- Матосская шапка, веевка в уке,

- Тяну я коаблик по быстой еке

- И скачут лягушки за мной по пятам,

- И посят меня покати капитан.

Логопед: Да, красивое стихотворение Незнайка ты выучил. Но кажется, ты что-то в нем пропустил.

Незнайка: Нет, все верно.

Логопед: Арсений, а ты заметил, что Незнайка как-то не так прочитал стихотворение? (да)

Логопед: Незнайка, ты пропустил звук Р.

- Вот, послушай, как правильно нужно было прочитать стихотворение:

- Матросская шапка, веревка в руке,

- Тяну я кораблик по быстрой реке

- И скачут лягушки за мной по пятам,

- И просят меня прокати капитан.

Незнайка: А, что такое звук Р? Я вообще не знаю, что это такое?

Логопед: Незнайка, ты наверно и про артикуляционнуюи дыхательную гимнастику не знаешь?

Незнайка: Нет, впервые слышу. А вы разве знаете?

Логопед: Конечно знаем, хочешь узнать Незнайка? (конечно)

- Вот тут Арсений, он все знает, так ведь Арсений? (да)

- Давай Незнайка присаживайся к зеркалу, и делай с нами артикуляционную гимнастику.

Незнайка: А зачем садиться к зеркалу?

Логопед: Чтобы видеть, как нащ язычок работает и выполняет гимнастику.

Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Для того, чтобы четко и правильно произносить звук Р, нам необходимо подготовить наш артикуляционный аппарат.

Выполним упражнения:

- «Чашечка»- 5 сек.

- «Грибок»-5 сек.

- «Маляр»-5 сек.

- «Вкусное варенье»- 5 сек.

- «Лошадка»- 5 сек.

- «Барабанщики»- 5 сек.

2. Логопед: Теперь давай попробуем выполнить упражнение, которен называется:

«Змейка»

- На кончик широкого языка кладем «змейку», губки делаем «бубликом», и дуем на «змейку», она должна извиваться. Молодец, все правильно.

- Логопед: Незнайка, ты запомнил как нужно выполнять упражнения? (да).

3. Повторение артикуляции звука Р:

- Арсений, давай покажем Незнайке, как правильно произносится звук Р (р-р-р)

- Расскажи Незнайке о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука Р.

Положение органов речи:

Логопед:- Когда мы произносим звук, губки у нас открыты или закрыты? (открыты).

- Зубы? (между зубами небольшое расстояние).

- Язычок? (за верхними зубами на бугорках, боковые края языка прижаты к боковым зубам)

-Что делает язык? (дрожит, так ведь) Воздух заставляет дрожать.

- По середине языка идет какая струя? (теплая)

- А какой это звук? (согласный или гласный)?

- Согласный, когда воздух выходит, что-то мешает воздуху проходить? мешает язык и зубы.

- Твердый или мягкий? (твердый).

- Звонкий или глухой? (звонкий, голосок работает). Молодец, все верно.

Логопед: - Теперь нам нужно закрепить звук Р и Рь в слогах.

Незнайка: -У меня есть волшебный кубик, я не знаю как с ним нужно играть?

Логопед:- Арсений знает как играть с кубиком, так ведь? (да)

- Арсений, бери волшебный кубик, бросай его и произноси слоги [РА, РО, РУ, РЫ, РЕ, РЯ, РË, РЮ]. - - Молодец.

Логопед: - Незнайка, тебе понравилась игра?

Незнайка: (Да, я уже начинаю понимать).

- У меня есть еще такая игра, научите меня в нее играть.

Логопед: - Речевая игра «Аквариум»

- У этой игры есть инструкция, слушайте внимательно.

-Инструкция: - Я произнесу 10 слов. Если звук Р в начале слова, пускаешь рыбку в первый аквариум, если звук Р в середине, пускаешь рыбку во второй аквариум, если звук в конце – в последний. Так ты узнаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок.

Слова: Рыба, карась, ерш, стерлядь, горбуша, осетр, форель, треска, карп, сардина.

- В каком аквариуме больше рыбок? (во втором). Справился, молодец.

Логопед: - А теперь немного отдохнем (встаем)

Физкультминутка:

Логопед: - Если услышишь звук Р в начале слова – прыгаем, если в середине слова – приседаем, если звук Р в конце слова – хлопаем.

Слова: (Ракушка, корзина, рысь, бобр, забор, пирамида, карета, помидор). Молодец.

Логопед: Так как ты Незнайка не до конца усвоил этот звук, я предлагаю еще поиграть.

Незнайка: - У меня есть вот такие мыльные пузыри, но я не умею ими пользоваться.

- Арсений, ты можешь играть мыльными пузырями? (да) Покажи, как нужно их надувать.

Игра: «Веселые пузырьки»

Логопед: - У меня на столе тоже есть пузырьки, а для того, чтобы они стали веселыми, их нужно правильно назвать, и на картинках появится «веселый смайлик». Справился, молодец.

Логопед: - Незнайка, тебе понравилась игра? (да).

Незнайка: - Я принес с собой картинку, угадал Арсений, что на ней изображено? (ракета).

Логопед: Нужно выложить ракету из счетных палочек по образцу и придумать предложение.

Например: - Юрий Гагарин совершил первый полет в космос на ракете.

Беседа: - Кто из домашних животных первым полетел в космос? (собачки «Белка и Стрелка»)

- Кто был первым космонавтом?(Юрий Гагарин). Здорово, справился.

Логопед: - А у нас с Вами занятие заканчивается, Незнайка, ты запомнил про звук Р? Конечно, теперь я правильно буду произносить звук Р, спасибо тебе Арсений.

Вывод:

Логопед: - А про звук Р нужно нам вспомнить, какой он?( согласный или гласный)?

Арсений: - Согласный.

Логопед: - Твердый или мягкий?

Арсений: - Твердый.

Логопед: - Звонкий или глухой?

Арсений: - Звонкий.

Логопед: - Какой звук мы с тобой закрепляли? (Р)

- А какая игра тебе понравилась больше?

Незнайка: - А мне пора к своим друзьям, теперь я всех научу произносить звук Р.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации