Конспект открытого занятия по азбуковедению на тему «Звуки [м], [м’]. Буква М»
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Конспект открытого занятия
по АЗБУКОВЕДЕНИЮ
на тему: «Звуки [м], [м’]. Буква М.»
педагогов дополнительного образования
Мисник Марии Александровны
Стукошиной Екатерины Александровны
Брянск 2017 г
Информационная карта занятия
№ |
Разделы |
Содержание |
|
Учреждение дополнительного образования |
МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска |
|
Дата проведения и время |
20 ноября 2017 г. 10.50-11.05 |
|
Педагог дополнительного образования |
Стукошина Екатерина Александровна Мисник Мария Александровна |
|
Направленность образовательной программы |
Социально – педагогическая |
|
Образовательная программа |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в Буквоград». |
|
Возраст обучающихся |
4,5 – 5 лет |
|
Количество человек в группе |
12 чел. Группа первого года обучения |
|
Продолжительность занятия |
25 мин |
|
Тема |
«Звуки [м], [м’]. Буква М.» |
|
Место данного занятия в образовательной программе |
1 год обучения. Раздел программы «Звуки и буквы» |
|
Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла |
Изучение нового материала |
|
Форма занятия |
Открытое занятие |
|
Цель занятия |
Знакомить со звуками [м], [м’], буквой М, их обозначающей. |
|
Задачи занятия |
образовательные: - учить выделять звуки [м], [м’] в звучащих словах; - дифференцировать звуки [м], [м’] на слух; - характеризовать звуки [м], [м’] с точки зрения наличия преграды на пути струи воздуха, по твердости – мягкости; - познакомить с буквой М; - расширять словарный запас детей; развивающие: - развивать память, внимание, речь, фонематический слух; - развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; воспитательные: - умение слушать, работать в коллективе; - аккуратность при выполнении работы. |
|
Методы |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)). Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос. |
16. |
Результат занятия |
Обучающиеся будут знать о том, что буква М обозначает звуки [м], [м’]; звук [м] – согласный твердый, звук [м’] – согласный мягкий; уметь: дифференцировать звуки [м], [м’] на слух. |
17. |
Оборудование и материалы к занятию |
Демонстрационный: предметные картинки (лес, ромашка, малина, мед, шмель); изображение буквы М; коробка для «пазлов»; игрушки (кукла Маша, медведь); маленький и большой клубки; коврики в форме листьев деревьев. Раздаточный: изображения букв («пазлы»); пособие для тактильного восприятия («Меховые буквы»); веточки для выкладывания буквы; изображение буквы М для раскрашивания. Телевизор, запись «звуки леса», «голос Маши»; |
Конспект занятия
1.Организационный момент |
Дети входят в кабинет. Становятся в круг. Педагог: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее). |
|||||
2.Подготовительный этап Введение в игровую ситуацию Затруднение в игровой ситуации. Постановка цели занятия |
- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. (Педагог берет клубок большего размера). Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим. Ой, куда же он покатился? (педагог бросает клубочек в сторону доски). Вьется нитка, как дорожка - Хотите узнать, что нас ждет впереди? (Да). Ну, тогда вперед! Чтобы не заблудиться, держитесь крепко за руки. (Дети держатся за руки и идут за педагогом. Останавливаются и становятся полукругом). (Перед детьми на полу лежат осенние листья – коврики). - Что же здесь лежит? (Осенние листочки) - Где мы можем встретить, увидеть листочки? (Ответы детей: на дорожках парка, на городских улицах, в лесу). - Так куда же мы попали? (в лес). Звучит запись звуков леса и педагог демонстрирует изображение леса. - Ребята, а вы когда - нибудь были в осеннем лесу? Расскажите, какой он. Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь». Дети смотрят мультфильм, из – за ширмы появляется кукла Маша, несет коробку с «пазлами». - Кто к нам пришел на занятие? (Маша) А что это за коробочка у нее? Вам интересно посмотреть что там? (Педагог половинки пазлов каждому ребенку). - Что вы там видите? (Половинки букв). - Давайте мы составим из них целые буквы. Найдите вторую половинку к вашей букве и сложите ее на осенних листочках. (Дети выполняют задание). - Посмотрите, одинаковые ли по – цвету буквы у нас получились? (нет). Почему они разные? (Буквы гласных и буквы согласных). - Назовите буквы гласных. (А, О, У, ы, Э). - Назовите буквы согласных. (дети называют согласные). - Мы рассмотрели буквы, назвали их. А теперь соберем их и положим обратно в коробку. - Посмотрите, а у моей буквы нет половинки. Хотите узнать, что это за буква и какие звуки она обозначает? Сегодня на занятии мы узнаем эту букву и звуки, которые она обозначает. (Педагог прикрепляет фрагмент буквы на доску). |
|||||
3. Основной этап
Выделение и характеристика звука Работа над звуком Физминутка
Знакомство с буквой Упражнение на тактильное восприятие буквы. Конструирование буквы. Раскрашивание буквы на листах. |
- Давайте посмотрим, кто же еще придет к нам на занятие? (Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь», появляется медведь). - Давайте присядем на листочки. - Произнесем имя Маша. Какой первый звук мы слышим. Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (твердый) Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета. - А теперь произнесем слово «медведь». Какой первый звук мы слышим в этом слове? Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (мягкий) Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета. - Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали? - Вспомните слова, в которых есть звуки [м] [м’] (дети называют слова). - Послушайте, историю про Машу и медведя. Однажды летним солнечным днем Маша и медведь сидели на лесной полянке. А Маша говорит: - Мишка, а давай стихи придумывать. Мишка согласился. И вот что он сочинил: Пчелка над лугом июньским летает, Сладкий нектар на цветах собирает. В желтые соты нектар отнесет, Сделает вкусный, питательный... - Сок! – радостно закричала Маша. - Да при чем здесь «сок»! Я хотел сказать «вкусный питательный мед». — Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что? На цветок, жужжа, садится, - Ой, мишка, ты молодец, отгадал! – сказала Маша. – А вот, еще послушай. Желтые глазки в белых ресничках, - Молодец, мишка, отгадал. А теперь твоя очередь, теперь ты придумываешь. А мишка и говорит: Ягоды лесные эти Любят бурые медведи, Не рябина, не калина, А с колючками … (малина) — Откуда ты так много знаешь? – спросила Маша. - Про что Маша и медведь сочиняли стихи? (ответы детей, дети по – одному выходят, прикрепляют картинки, выбирая из тех, что лежат у доски). - Под каждой картинкой нам нужно «зажечь фонарик». А для этого нам нужно очень внимательно послушать слово и определить, какой звук - [м] или [м’] мы слышим в нем. Если слышим [м], то зажигаем фонарик зеленого цвета, а если [м’], то фонарик зеленого цвета. Дети произносят слова, педагог обобщает ответы детей и просит ребенка прикрепить фонарик нужного цвета.
- Ой, на листочках нам сидеть уже нельзя, они мокрые после дождя. Давайте присядем на стульчики. Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку. - Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали? - А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (М) Так может быть это и есть половина буквы М? А где же вторая половинка? Может быть, Маша потеряла ее в лесу. Я сейчас посмотрю. (педагог достает два фрагмента буквы: элемент буквы А и элемент буквы М) выбираем тот, который подходит). Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась). - Получилась буква М. Посмотрите на букву М. На что она похожа? (ответы детей) А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинки и читает стихи): Вот качели- Буква М! Здесь качаться Можно всем. Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали.
В конвертах у детей «меховая» буква. - Проведите рукой по букве, погладьте ее, обведите пальчиком. Она мягкая, пушистая. - Давайте мы такую же букву построим из веточек. Конструирование буквы из веточек. - А теперь давайте правильно раскрасим букву. Посмотрите, буква двухцветная. Почему? (у буквы два звука). Возьмите карандаши и раскрасьте свою букву
|
|||||
- Поднимите вверх свои буквы. Покажите их Маше и медведю, нашим гостям. Почему ваша буква раскрашена двумя цветами? (ответы детей) - Что вам понравилось на занятии? У нас все получилось? - А вот вам подарок от Маши и медведя (педагог раздает детям наклейки). - Скажите Маше и медведю спасибо и попрощаемся с ними и гостями (дети прощаются). |
Фотографии занятия