Конспект открытого занятия по азбуковедению на тему «Звуки [м], [м’]. Буква М»

0
0
Материал опубликован 17 May 2018

МБУДО «Центр внешкольной работы» г. Брянска

Конспект открытого занятия

по АЗБУКОВЕДЕНИЮ

на тему: «Звуки [м], [м’]. Буква М.»

педагогов дополнительного образования

Мисник Марии Александровны

Стукошиной Екатерины Александровны


 


 


 

Брянск 2017 г

Информационная карта занятия

Разделы

Содержание

 

Учреждение дополнительного образования

МБУДО «Центр внешкольной работы»

г. Брянска

 

Дата проведения и время

20 ноября 2017 г. 10.50-11.05

 

Педагог дополнительного образования

Стукошина Екатерина Александровна

Мисник Мария Александровна

 

Направленность образовательной программы

Социально – педагогическая

 

Образовательная программа

Образовательная программа дополнительного образования детей «Путешествие в Буквоград».

 

Возраст обучающихся

4,5 – 5 лет

 

Количество человек в группе

12 чел. Группа первого года обучения

 

Продолжительность занятия

25 мин

 

Тема

«Звуки [м], [м’]. Буква М.»

 

Место данного занятия в образовательной программе

1 год обучения.

Раздел программы «Звуки и буквы»

 

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла

Изучение нового материала

 

Форма занятия

Открытое занятие

 

Цель занятия

Знакомить со звуками [м], [м’], буквой М, их обозначающей.

 

Задачи занятия

образовательные:

- учить выделять звуки [м], [м’] в звучащих словах;

- дифференцировать звуки [м], [м’] на слух;

- характеризовать звуки [м], [м’] с точки зрения наличия преграды на пути струи воздуха, по твердости – мягкости;

- познакомить с буквой М;

- расширять словарный запас детей;

развивающие:

- развивать память, внимание, речь, фонематический слух;

- развивать  мелкую моторику пальцев и кистей рук;

воспитательные:

- умение слушать, работать в коллективе;

- аккуратность при выполнении работы.

 

Методы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)).

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой обучающихся, устный опрос.

16.

Результат занятия

Обучающиеся будут знать о том, что буква М обозначает звуки [м], [м’]; звук [м] – согласный твердый, звук [м’] – согласный мягкий; уметь: дифференцировать звуки [м], [м’] на слух.

17.

Оборудование и материалы к занятию

Демонстрационный: предметные картинки (лес, ромашка, малина, мед, шмель); изображение буквы М; коробка для «пазлов»; игрушки (кукла Маша, медведь); маленький и большой клубки; коврики в форме листьев деревьев.

Раздаточный: изображения букв («пазлы»); пособие для тактильного восприятия («Меховые буквы»); веточки для выкладывания буквы; изображение буквы М для раскрашивания.

Телевизор, запись «звуки леса», «голос Маши»;

Конспект занятия

1.Организационный момент

 

Дети входят в кабинет. Становятся в круг.

Педагог:

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Педагог:

Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее).
У меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение. (Дети передают клубочек друг другу из рук в руки).

2.Подготовительный этап

Введение в игровую ситуацию

Затруднение в игровой ситуации.

Постановка цели занятия

 

 

- А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. (Педагог берет клубок большего размера). Посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал большим.

Ой, куда же он покатился? (педагог бросает клубочек в сторону доски).

Вьется нитка, как дорожка
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что же впереди нас ждет?

- Хотите узнать, что нас ждет впереди? (Да). Ну, тогда вперед! Чтобы не заблудиться, держитесь крепко за руки. (Дети держатся за руки и идут за педагогом. Останавливаются и становятся полукругом).

(Перед детьми на полу лежат осенние листья – коврики).

- Что же здесь лежит? (Осенние листочки)

- Где мы можем встретить, увидеть листочки? (Ответы детей: на дорожках парка, на городских улицах, в лесу).

- Так куда же мы попали? (в лес).

Звучит запись звуков леса и педагог демонстрирует изображение леса.

- Ребята, а вы когда - нибудь были в осеннем лесу? Расскажите, какой он.

Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь». Дети смотрят мультфильм, из – за ширмы появляется кукла Маша, несет коробку с «пазлами».

- Кто к нам пришел на занятие? (Маша) А что это за коробочка у нее?

Вам интересно посмотреть что там? (Педагог половинки пазлов каждому ребенку).

- Что вы там видите? (Половинки букв).

- Давайте мы составим из них целые буквы. Найдите вторую половинку к вашей букве и сложите ее на осенних листочках. (Дети выполняют задание).

- Посмотрите, одинаковые ли по – цвету буквы у нас получились? (нет). Почему они разные? (Буквы гласных и буквы согласных).

- Назовите буквы гласных. (А, О, У, ы, Э).

- Назовите буквы согласных. (дети называют согласные).

- Мы рассмотрели буквы, назвали их. А теперь соберем их и положим обратно в коробку.

- Посмотрите, а у моей буквы нет половинки. Хотите узнать, что это за буква и какие звуки она обозначает?

Сегодня на занятии мы узнаем эту букву и звуки, которые она обозначает. (Педагог прикрепляет фрагмент буквы на доску).

3. Основной этап

 

Выделение и характеристика звука

Работа над звуком

Физминутка

 

 

Знакомство с буквой

Упражнение на тактильное восприятие буквы.

Конструирование буквы.

Раскрашивание буквы на листах.

 

- Давайте посмотрим, кто же еще придет к нам на занятие? (Демонстрация фрагмента мультфильма «Маша и медведь», появляется медведь).

- Давайте присядем на листочки.

- Произнесем имя Маша. Какой первый звук мы слышим. Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (твердый)

Какого цвета мы возьмем фонарик для обозначения звука? (синий) Педагог прикрепляет на доске квадратик синего цвета.

- А теперь произнесем слово «медведь». Какой первый звук мы слышим в этом слове? Какой он? Гласный или согласный это звук? (согласный) Почему? (есть преграда для воздуха – губы). Давайте произнесем еще раз этот звук. Какой он – твердый или мягкий? (мягкий)

Какого цвета фонарик мы возьмем для обозначения звука? (зеленый) Педагог прикрепляет на доске квадратик зеленого цвета.

- Так о каких звуках мы говорили? Что мы о них узнали?

- Вспомните слова, в которых есть звуки [м] [м’] (дети называют слова).

- Послушайте, историю про Машу и медведя.

Однажды летним солнечным днем Маша и медведь сидели на лесной полянке. А Маша говорит:

- Мишка, а давай стихи придумывать.

Мишка согласился. И вот что он сочинил:

Пчелка над лугом июньским летает,

Сладкий нектар на цветах собирает.

В желтые соты нектар отнесет,

Сделает вкусный, питательный...

- Сок! – радостно закричала Маша.

- Да при чем здесь «сок»! Я хотел сказать «вкусный питательный мед».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?
— Ну, хотя вот, придумала:

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ... (шмель).

- Ой, мишка, ты молодец, отгадал! – сказала Маша. – А вот, еще послушай.

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Бабочки любят их, любят букашки,
Эти цветочки зовутся  (Ромашки)

- Молодец, мишка, отгадал. А теперь твоя очередь, теперь ты придумываешь.

А мишка и говорит:

Ягоды лесные эти

Любят бурые медведи,

Не рябина, не калина,

А с колючками … (малина)

Откуда ты так много знаешь? – спросила Маша.
— Кто много читает, тот много знает! — важно ответил медведь...

- Про что Маша и медведь сочиняли стихи? (ответы детей, дети по – одному выходят, прикрепляют картинки, выбирая из тех, что лежат у доски).

- Под каждой картинкой нам нужно «зажечь фонарик». А для этого нам нужно очень внимательно послушать слово и определить, какой звук - [м] или [м’] мы слышим в нем. Если слышим [м], то зажигаем фонарик зеленого цвета, а если [м’], то фонарик зеленого цвета.

Дети произносят слова, педагог обобщает ответы детей и просит ребенка прикрепить фонарик нужного цвета.

Капля раз, Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.

Прыжки на носочках, руки на поясе.



Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукругом

- Ой, на листочках нам сидеть уже нельзя, они мокрые после дождя. Давайте присядем на стульчики.

Дети садятся за столы. Педагог обращает внимание на посадку.

- Про какие звуки мы говорили? Что мы про них узнали?

- А вы знаете, какая буква обозначает эти звуки? (М) Так может быть это и есть половина буквы М? А где же вторая половинка? Может быть, Маша потеряла ее в лесу. Я сейчас посмотрю. (педагог достает два фрагмента буквы: элемент буквы А и элемент буквы М) выбираем тот, который подходит).

Педагог берет вторую половину буквы, прикрепляет ее на доске, обращая внимание детей на то, какая буква получилась).

- Получилась буква М. Посмотрите на букву М. На что она похожа? (ответы детей)

А вот еще на что похожа буква (педагог демонстрирует картинки и читает стихи):

Вот качели-

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

 

В конвертах у детей «меховая» буква.

- Проведите рукой по букве, погладьте ее, обведите пальчиком. Она мягкая, пушистая.

- Давайте мы такую же букву построим из веточек.

Конструирование буквы из веточек.

- А теперь давайте правильно раскрасим букву. Посмотрите, буква двухцветная. Почему? (у буквы два звука). Возьмите карандаши и раскрасьте свою букву


 

4. Итоговый этап.

 

- Поднимите вверх свои буквы. Покажите их Маше и медведю, нашим гостям. Почему ваша буква раскрашена двумя цветами? (ответы детей)

- Что вам понравилось на занятии? У нас все получилось?

- А вот вам подарок от Маши и медведя (педагог раздает детям наклейки).

- Скажите Маше и медведю спасибо и попрощаемся с ними и гостями (дети прощаются).

Фотографии занятия

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.