12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мищенко Анна25
Россия, Челябинская обл., Коркино
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в подготовительной к школе группе

 

Тема: «Звук [м]-[м’]. Буква М, м

 

Типа занятия: фронтальное, первое в цикле.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Общая продолжительность: 25 – 30 минут.

 

Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

дифференцировать звуки [м]-[м՚];

познакомить с графи­ческим обозначением изучаемых звуков – буквой «М», «м»

 

Коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционный праксис;

развивать фонематическое восприятие;

развивать просодическую сторону речи;

развивать пальцевый праксис посредством кинезиологических упражнений;

 

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение выполнять задания по инструкции;

воспитывать речевую активность;

воспитывать умение делать выводы в ходе занятия;

воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

 

Предварительная работа: разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, понятия «место звука в слове», «ударение»

 

Виды деятельности: игровая, речеслуховая, речедвигательная.

 

Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

 

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной деятельности.

 

Оборудование: магнитная доска.

Раздаточный материал: мини-фигурки трёх цветов, схемы для звуко-слогового анализа.

Демонстрационный материал: деревянные контуры, «Звуковички», характеристика звука (модели), опорная схема «Звуки – буквы», «Рыбка» опорная схема для понятия «ряд», предметные картинки, графический образ буквы.

 

Методы и приёмы обучения:

эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация, художественное слово;

информационно-рецептивный: наглядные средства;

репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).


 


 


 

Организационная структура и содержание логопедического занятия

 

Этапы занятия

Задачи

 

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

(ответы и их действия)

1.

Организа-ционный момент

Создание благоприятного психологического климата.

Приветствие, создание атмосферы заинтересованности.

Ритуал приветствия.

Прыгни, если услышишь слово, хлопни в ладоши, если услышишь слог.

 

Дети приветствуют педагога.

Проявляют заинтересованность, прыгают или хлопают в ладоши.

2.

Основной этап

Формирование артикуляционного праксиса с опорой на зрительный гнозис

 

Артикуляционная гимнастика

(деревянные контуры)

Детям предлагается по контурам определить, какое упражнение будут выполнять.

«Толстячок» надуть щёки, удержать под счёт до 10, загибая пальцы.

«Худышка» втянуть щёки, удержать под счёт, загибая пальцы.

«Заборчик» «Хоботок

«Окошко»

«Лопатка» + самомассаж языка (автор) + поддувание

«Качели»

«Вкусное варенье»

«Лошадка»

«Грибок»

 

Дети по контурам определяют контурные изображения, выполняют основной комплекс упражнений и самомассаж языка

 

2.1

Изучение нового материала

Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности

Звуковички в своих рюкзаках носят любимые предметы. Что же в них?! Предлагаю отгадать загадки.

Сперва загадка от Звуковичка в синем костюме.

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный...

А теперь загадка от Звуковичка в зелёном костюме.

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …

 

Слушают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

Мак!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миска!

 

2.2

Актуализация имеющихся знаний

Характеристика

звуков с опорой

на графические схемы

 

Артикуляционная:

При произнесении звуков губы смыкаются, воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуйте тепло. Звуки [м] - [м՚] – согласны жить  в трудностях, поэтому они согласные.

---

Акустическая

Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живёт голос.

Если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит.

Звуки [м] - [м՚] звонкие.

С помощью кулачка и ладошки попробуем определить, какой из них твёрдый, а какой – мягкий.

Итак, повторим…

 

Дети проговаривают артикуляционную и акустическую характеристику звуков.

 

 

 

 

 

 

Дети с помощью сенсорной опоры определяют твёрдость/мягкость звуков.

 

 

 

 

 

Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый обозначается синим цветом.

Звук [м՚] – согласный, звонкий, мягкий обозначается зелёным цветом.

 

2.3

Актуализация знаний:

«место звука

в слове»

Игра, направленная на определение места звука в слове

Предлагаю поиграть!

Речевой материал: машина, компот, дом, мел, помидор, комета.

Дети раскладывают фишки на схеме.

2.4

Развитие двигательно-моторной сферы

Визуальный ряд +

моторная программа

МА – МО – МИ

МА один пальчик

МО два пальчика

МИ три пальчика

 

Дети выкладываю по порядку мини-фигурки: синяя, розовая, зелёная.

2.5

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Знакомство

с буквой М,м

Пришла пора вспомнить, как выглядит буква М.

На письме звуки [м], [м՚] обозначаются буквой «М», «м».

Сколько элементов у буквы?

Буквы похожи? Чем отличаются?

Давайте проговорим наше главное правило: «Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем».

Работа с раздаточным материалом, развитие графических навыков.

 

Дети смотрят на графический образ буквы.

Четыре элемента.

Проговаривают правило.

Отвечают, чем похожи, чем отличаются.

 

 

Выполняют графические задания.

2.6

Формирование навыка

Звуко-слоговой анализ слова: мама.

 

Ребята, ловите!

Бросаю звуки слова м-а-м-а. Что получилось?

Киньте мне звуки обратно.

Сколько всего звуков?

Положите перед собой рамку с четырьмя квадратами.

Назовите первый звук.

Положите символ звука [м] на первый квадрат.

Назовите второй звук.

Назовите третий звук.

Назовите четвёртый звук.

Сколько согласных звуков? Назовите по порядку.

Сколько гласных звуков? Назовите по порядку.

Значит, сколько слогов? Почему?

Давайте спросим, это мама?

На какой слог падает ударение? На какой гласный?

 

Слушают внимательно, помогая руками ловить звуки.

Кидают обратно звуки.

Четыре звука.

Дети кладут рамку перед собой.

 

[м].

Кладут символ звука на первый квадрат.

[а].

[м].

[а].

Два согласных звука: [м], [м].

 

Два гласных звука: [а], [а].

 

 

Два слога. Сколько в слове гласных столько и слогов.

На второй слог. На гласный [а]

3.

Итог занятия

Рефлексивно-оценочный этап

Усвоение детьми принципов саморегуляции

Какие задания выполняли?

Что понравилось на занятии?

Что показалось сложным?

 

Дети анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия.

3.1

Пароль на выход

Закрепление полученных знаний

Назвать слова со звуком [м]-[м՚] в начале.

Дети называют два слова.

 

 

 

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.