12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Юлия Николаевна31
1

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ТАРСКОМ ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫМ В ТАРСКОМ ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ВО ОМСКИЙ ГАУ

Иванова Ю.Н.

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Тара

Аннотация. Статья посвящена основным проблемам, связанным с подготовкой кадров в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, кадры, рынок труда, качество.


CURRENT ISSUES OF THE QUALITY OF TRAINING IN THE MAIN AREAS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IMPLEMENTED IN THE TAR BRANCH OF THE OMSK STATE UNIVERSITY

Ivanova Yu.N.

Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin, Tara

Annotation. The article is devoted to the main problems related to personnel training in the system of secondary vocational education.

Keywords: secondary vocational education, personnel, labor market, quality.



Принимая во внимание переход экономики России на рыночные условия, возникла острая и четкая потребность в необходимости пересмотреть классические представления об экономической сути и сущности образования в целом и среднего профессионального образования как его неотъемлемой части. Поскольку возрастает потребность в специалистах со средним специальным образованием, или как их называют специалистах среднего звена, политика государства планирует предусмотреть опережающее развитие именно системы среднего профессионального образования. Выпускник такой системы должен обладать набором компетенций, которые обеспечивали бы его готовность к работе в любых экономических условиях, в том числе и динамично изменяющихся. Данный состав компетенций предоставляет возможность воспринимать осмысленно и оценивать критически все социально-экономические процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их развитие, и ко всему прочему не просто в них адаптироваться, но также и влиять на эти процессы. Термин «компетенция» и его понятие в словаре по экономике и финансам дается следующим образом: компетенция - единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью. Таким образом, во время подготовки специалиста среднего звена ориентация на его развитие как личности и его профессиональной культура выходит на первый план. Данная ориентация позволяет значительно облегчить его адаптацию в профессиональной среде. Но при этом данное обстоятельство требует огромных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов[1].

Образовательная среда, являясь частью обеспечивающей инфраструктуры, удовлетворяет потребности всех форм хозяйствования в разнообразных образовательных услугах. В Тарском районе функционируют две организации высшего образования (Филиал ОмГПУ в г. Таре и Тарский филиал ФГБОУ ВО Омский ГАУ) и три организации среднего профессионального образования (медицинский, индустриально-педагогический колледжи и отделение СПО при Тарском филиале ФГБОУ ВО Омский ГАУ). [2] На отделении СПО Тарского филиала ФГБОУ ВО Омский ГАУ идет реализация следующих направлений подготовки специалистов среднего звена:

- 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

- 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;

- 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;

- 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования;

- 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

Так результатом «производства» всех учреждений системы среднего профессионального образования является специалист, обладающий определенной квалификацией. В данном случае под квалификацией мы будем понимать степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Следовательно, в тех условиях, когда обостряется конкурентная борьба, становится довольно актуальной именно оценка качества подготовки этого специалиста.

На данном этапе очень важно определить само смысловое понятие качества. Это объясняется возникновением потребности в решении определенного ряда существенных проблем СПО, которые в той или иной степени связаны или могут быть связаны с учетом качества подготовки кадров.

Прежде всего, к числу таких проблем мы можем отнести:

Во-первых, предложения системы среднего профессионального образования значительно уступают спросу отечественного производства. Данное отставание можно пронаблюдать по структуре, объемам, а также содержанию подготовки специалистов среднего звена. Здесь достаточным будет является доказательство, что в настоящее время лишь 15% студентов обучаются по направлениям высокотехнологичных и наукоемких специальностей.

Вторая очень актуальная проблема состоит в замедленном темпе обновления и развития основных фондов. Причиной данной проблемы является недостаточный объем инвестиций и бюджетного финансирования, в том числе и при сравнении СПО с другими уровнями образования. Также немаловажным фактором является то, что у работодателей отсутствуют всяческие экономические стимулы для инвестирования их в различные учреждения системы НПО и СПО. Так, довольно внушительная часть оборудования, используемого в нашем учебном заведении, не отвечает современным требованиям по уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса становится недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования. Библиотечные фонды, такие как учебники и учебные пособия по техническим специальностям, далеко не в полной мере соответствуют задачам современной модернизации экономики.

В-третьих, требуются совершенствования со стороны законодательных органов в экономике и системе налогообложения учебных заведений. Данный довод в пользу формирования и формулирования этой проблемы объясняется тем, что уровень заработной платы педагогического состава и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие по сравнению с другими уровнями образования. Это и становится главным якорем в мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с веяниями времени.

Четвертая проблема связана с качеством кадрового потенциала. В настоящее время в системе СПО гораздо медленнее, чем это необходимо сегодня, растут, а иногда и вовсе остаются на прежнем уровне научная составляющая образовательного процесса, научное обеспечение, а также такой важный показатель как доля научных исследований, которые могли бы работать на развитие системы. Повысить собственный научный потенциал таких учреждений можно было бы в том случае, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа. Также при этом жизненно необходимым становится вопрос об улучшении экономической, правовой и организационной поддержки их научной деятельности.

Пятой не менее значительной проблемой системы СПО является довольно нечеткий статус молодых специалистов, имеющих диплом о среднем профессиональном образовании. Хотелось бы, чтобы на производственных участках этот статус был закреплен несколько четче. Особо важное значение здесь придается школам. Необходимо, чтобы школы изначально настраивались на решение задач не только высших учебных заведений, но и всегда помнили о том, что экономика ничуть не в меньшей, а порой еще и в большей степени нуждается в кадрах среднего звена. В будущем – сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.

Вложения в образование – самые выгодные вложения, которые государство может себе позволить. Нам нужно сохранить традиции фундаментальности нашего образования, не сводимые только к функциональной грамотности. Образование должно быть качественным для всех. Пусть оно остаётся средним профессиональным, но будет только высшего качества.


Библиографический список


1. Демин В. «НПО и СПО: пора ответить на вопросы». // «Аккредитация в образовании». – 2009. – № 28. – С. 50-52.

2. Иванова Ю.Н., Балабина Н.А. ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ // Современное научное знание в условиях системных изменений. материалы Первой национальной научно-практической конференции. Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Тарский филиал. 2016. С. 170-172.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.