Актуальность внедрения мультимедийных средств в процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
БУРМИСТРОВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА
МБОУ СОШ №16 г.Ногинск
«Актуальность внедрения мультимедийных средств в процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе»
Актуальность работы обусловлена необходимостью внедрения и использования мультимедийных технологий в образовательном процессе на раннем этапе обучения, так как включение мультимедийных средств в учебный процесс способствует личностному и познавательному развитию учащихся на основе многовариантности содержания и организации учебного процесса. Благодаря включению мультимедиа-технологий в процесс обучения английскому языку на уроке учащиеся изучают фонетический, лексический и грамматический материал, учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, учатся диалогической и монологической речи, закрепляют полученные умения и навыки на практике.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопрос обучения английскому языку с применением мультимедийных технологий вызывает немалый интерес. Существенный вклад в изучение проблемы использования мультимедийных технологий на уроках английского языка внесли Гальскова Н.Д., Молянинова О.Г., Шафигулина Р.Р. и другие известные педагоги и исследователи. Анализ отечественных и зарубежных методических материалов показал, что применение мультимедийных технологий создает благоприятные условия для формирования и развития всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции согласно личностно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку, максимально учитывая личностные потребности и особенности учащихся.
Несмотря на то, что использование мультимедийных технологий является приоритетным направлением современного образования, всё еще не уделяется должного внимания использованию средств мультимедиа при обучении иностранному языку в средних общеобразовательных учреждениях, особенно на раннем этапе обучения детей младшего школьного возраста. В научно-методической литературе эта проблема также недостаточно раскрыта.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения английскому языку учащихся начальных классов общеобразовательной организации с применением современных мультимедийных технологий.
Предмет исследования: применение мультимедиа-технологий и соответствующих им мультимедийных средств на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Цель и задачи исследования.
Цель данного исследования: изучить возможности применения мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Цель определила необходимость решения следующих задач:
Определить и уточнить роль мультимедиа-технологий, соответствующих мультимедийных средств, используемых в современном процессе обучения.
Раскрыть возможности и пути их использования на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Выявить основные проблемы, возникающие при использовании мультимедийных технологий и средств в процессе обучения и предложить пути их решения.
Разработать комплекс учебных мультимедийных материалов на основе использования средств мультимедиа-технологий, методику их применения на раннем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики обучения иностранному языку с использованием мультимедиа-технологий на раннем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи и положения зарубежных и отечественных мыслителей по теме использования мультимедийных технологий на раннем этапе обучении английскому языку в таких разделах как:
1. рассмотрение требований к процессу обучения иностранному языку в современной школе (Григорьев С.В., Махмурян К.С., Молянинова О.Г., Щербакова Т.В., Щербинина В.П., Щукин А.Н., Azyan Y.);
2. определение роли мультимедийных технологий в обучении английскому языку (Ариян М.А., Гальскова Н.Д., Гураль С.К., Зубов А.В., Иванова И.И., Изотов И.В., Касторнова В.А., Митчелл Л.А Потапова Р.К.);
3. описание основных видов мультимедийных средств обучения (Коджаспирова Г.М., Некрасова А.Н., Семчук Н.М., Петров К.В.)
4. анализ влияния мультимедийных технологий на раннем этапе обучения английскому языку (Байтуганова А.О., Молянинова О.Г., Саидова Л.В., Сериков В.В., Степанова О.А., Филатов В.П., Филатова Е.В., Шинкоренко А.В.)
5. выявление преимуществ и недостатков использования подобных технологий в учебном процессе (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Каменецкая Н.П., Некрасова А.Н., Семчук Н.М.).
В данном исследовании были использованы следующие методы: эмпирические методы исследования (анализ научно-методической литературы, наблюдение за процессом обучения с применением мультимедийных технологий, беседа, интервью, тестирование учащихся, пробное обучение с применением средств мультимедийных технологий, статистический и математический анализ полученных результатов); теоретические методы исследования (синтез и анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение полученной информации).
Эмпирической базой исследования являлась МБОУ СОШ №16 г. Ногинска Московской области. Участниками опытно-экспериментальной части исследования стали учащиеся 4 классов на уроках английского языка.
Теоретическая значимость исследования: даны определения понятиям «мультимедийные технологии» и «мультимедийные средства обучения», рассмотрены виды средств мультимедиа-технологий, выявлены достоинства и недостатки их использования в процессе обучения, представлены основные принципы применения мультимедиа-технологий на уроках английскому языку на раннем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Научная новизна работы заключается в создании комплекса учебных материалов на основе использования средств мультимедиа-технологий и разработке методики их применения в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста.
Основная цель, задачи исследования определили следующее положение: применение мультимедийных технологий на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы повышает эффективность формирования языковых навыков и коммуникативных умений; повышению качества обучения может способствовать разработанный нами комплекс упражнений с применением средств мультимедиа.
Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечены:
опорой на теоретические и научно-практические достижения следующих областей знаний – теории и методики обучения иностранным языкам, педагогики, психологии, психолингвистики;
совокупностью использованных методов;
тщательным анализом разнообразных учебных материалов;
подтверждением выдвинутой гипотезы экспериментальными данными, полученными в результате апробации предложенного комплекса упражнений;
личным опытом диссертанта в системе преподавания на раннем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Можно выделить следующие положения:
Под термином мультимедийные технологии мы понимаем компьютерные технологии, позволяющие создавать и применять в учебном процессе образовательный контент, представляющий собой (в различных комбинациях) сочетание текста, графики, аудио, видео, анимации.
Для реализации мультимедиа-технологий на уроках иностранного языка требуются соответствующие мультимедийные средства обучения, включающие технические средства (компьютеры, интерактивные доски, проекторы и другие), программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы.
Младший школьный возраст в многолетнем образовательном процессе является ключевым, так как он приходится на сенситивный период развития учащихся и является благоприятным для обучения иностранному языку.
Использование мультимедийных средств в процессе обучения иностранному языку: позволяет сделать урок эффективным, вовлекая множество психических процессов при восприятии учебной информации одновременно через несколько каналов (слуховой, зрительный); повышает интерес учащихся благодаря красочности, разнообразию учебных материалов, а также повышает мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка.
Экспериментальным путем в ходе нашего исследования было доказано, что применение мультимедиа-технологий и соответствующих мультимедийных средств на начальном этапе обучения иностранному языку в школе способствует более эффективному формированию языковых навыков и речевых умений.
Применяя мультимедиа-технологии и необходимые для этого средства, необходимо учитывать психофизиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста, соблюдать требования СанПиНа.
Апробация результатов исследования. Результаты прошли апробацию на научных конференциях и в ходе производственных практик.
Для обучения учащихся с использованием мультимедиа-средств на период апробации был разработан комплекс упражнений, мультимедийных презентаций и других обучающих материалов в соответствии с экспериментальной работой в дополнение к учебной программе по учебно-методическому комплексу «Spotlight 4».
Для разработки мультимедийных материалов были использованы следующие обучающие программы и сайты:
онлайн-сервис для создания интерактивных заданий LearningApps
сервис для создания учебных ресурсов Wordwall
интерактивный учебник edu.skysmart.ru
сервис для создания мультимедийных презентаций Genially
многофункциональный онлайн-конструктор Canvа.
приложение для заучивания лексического материала Quizlet.
Благодаря данным конструкторам и сервисам для создания интерактивных мультимедийных материалов были разработаны материалы по следующим учебным темам с использованием мультимедиа средств в соответствии с учебной программой:
«My family»
«Describing people»
«School subjects»
«Shapes»
«Prepositions of place»
«Sport activities»
«Present Continuous»
«Numbers»
По теме «My family» на уроках были использованы следующие учебные ресурсы, направленные на увеличение лексического запаса:
1. На сайте Genially создана мультимедийная презентация с картинками, текстом и аудиоприложением, с помощью которой учащиеся повторяют ранее изученную лексику по теме. Учащиеся могут не только увидеть слово и картинку, но и послушать, как оно произносятся https://view.genial.ly/5f63b39979626a0d7128a385/presentation-my-family
2. Для закрепления материала были разработаны следующие мультимедийные упражнения, которые содержат картинки, текст, а также аудиосопровождение:
1) В LearningApps на экране необходимо соединить аудиотекст и слово с соответствующей картинкой. Если пара слов составлена правильно, она исчезает:
https://learningapps.org/display?v=p33vm37jn20
2) На сайте Wordwall создана игра «Случайное колесо» в виде телешоу, в которой учитель или учащиеся крутят колесо и называют то слово, на которое попала стрелка:
https://wordwall.net/resource/4391922
3. Для закрепления лексики из интерактивной тетради Skysmart были даны следующие упражнения:
1) задание на соотнесение картинки со словом:
https://edu.skysmart.ru/homework/new/707 (Урок 6, тема «Family»).
2) упражнение для закрепления лексики по теме «Family», а также для закрепления грамматики по теме «Present Continuous»: учащимся предлагается сказать кто из членов семьи чем занимается в данный момент: https://edu.skysmart.ru/homework/new/707 (Урок 5, тема «Family»).
В качестве дополнительного домашнего задания (по желанию) обучающимся задаётся упражнение из интерактивной тетради Skysmart, где необходимо соединить слова с картинками по теме «My family»: https://edu.skysmart.ru/homework/new/706 (урок 1, тема «Family»), а также упражнение, в котором необходимо догадаться, кто из семьи во что одет, повторяется также лексика по теме «Colours» и «Clothes»:
https://edu.skysmart.ru/homework/new/708 (Урок 2, тема «Family»).
В онлайн-конструкторе Canvа создан мультимедийный плакат, который получает каждый ученик после урока в электронном варианте для закрепления лексики по теме урока:
С целью регистрации изменений уровня освоения учебной информации и определения показателей уровня знаний, умений и навыков английского языка у учащихся под воздействием использования мультимедийных средств при реализации учебного процесса, применялись следующие задания контроля:
словарный диктант;
лексико-грамматический тест по текущему материалу;
монологическое высказывание.
Контроль знаний, умений и навыков проходил в три этапа: предварительный, промежуточный, итоговый. Результаты заданий контроля основаны на Единых требованиях к оцениванию по английскому языку в начальной школе и приведены в Таблице:
Таблица
Критерии оценивания заданий
% правильно выполненного задания | Оценка | |
Словарный диктант | ||
95 – 100 % | 5 | |
80 – 94 % | 4 | |
60 – 79 % | 3 | |
Менее 60 % | 2 | |
Лексико-грамматический тест по текущему материалу | ||
95 – 100 % | 5 | |
80 – 94 % | 4 | |
60 – 79 % | 3 | |
Менее 60 % | 2 | |
Критерии оценивания монологического высказывания | ||
0-2 ошибки | 5 | |
3-4 ошибки | 4 | |
5-6 ошибок | 3 | |
7 ошибок и более | 2 |
Критерии контроля монологического высказывания: объём высказывания, темп и интонация, фонетическое оформление, правильное произношение слов, соблюдение лексических и грамматических норм.
Результаты данных предпринятого исследования показывают, что динамика показателей заданий словарного диктанта, лексико-грамматического теста и монологического высказывания в экспериментальной группе более значительна, чем в контрольной группе. Улучшение ранее перечисленных показателей можно объяснить включением средств мультимедиа-технологий при проведении учебных занятий, а также правильном распределении объема учебной нагрузки и отдыха в ходе урока (динамические паузы, физкультурные минутки). Предложенные средства и методы проведения урока в экспериментальной группе были представлены широким диапазоном заданий с применением мультимедийных средств, что способствовало повышению положительного эмоционального фона у учащихся. Вариации величин учебной нагрузки в рамках учебного периода отличались большим разнообразием и динамикой.
В контрольной группе учебные занятия проводились в соответствии с учебным планом и существенных изменений в образовательный процесс не вносилось.
Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная методика применения современных мультимедийных технологий и средств оказалась эффективной для её использования в процессе обучения на уроках английского языка в начальной школе.
На рисунке продемонстрирован прирост показателей качества полученных знаний, умений и навыков за весь период исследования в экспериментальной и контрольной группах.
Динамика изменения результатов в экспериментальной группе
Динамика изменения результатов в контрольной группе
Выводы: в ходе проведения исследования была достигнута цель работы, выполнены все задачи. Опытным путём подтверждена гипотеза об эффективности использования современных мультимедийных технологий, соответствующих им мультимедийных средств на уроках английского языка с целью формирования языковых навыков и коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста. Анализ результатов теоретического и экспериментального исследования по теме диссертации показал, что включение мультимедийных технологий в учебный процесс развивает у учащихся познавательные и коммуникативные навыки, расширяет их возможности для самостоятельного обучения и повышает положительную мотивацию к изучению английского языка. В результате проведённого исследования цель и задачи работы были достигнуты, выдвинутая гипотеза подтверждена на практике.
Не вызывает сомнений возможность дальнейших исследований, направленных на поиск новых приёмов обучения, средств формирования и развития умений и навыков английского языка с применением мультимедийных технологий в средней общеобразовательной школе.