Формирование критического стиля мышления в процессе обучения иностранному языку в средней школе
Формирование критического стиля мышления в процессе обучения иностранному языку в средней школе
В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Поэтому формирование особого критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. В основе технологии формирования критического стиля мышления лежат идеи творческого сотрудничества учащегося и учителя в процессе анализа информации с целью применения полученных результатов, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. В данном случае, понимание информации является отправной точкой, а не конечным этапом обучения.
Используя на уроках иностранного языка некоторые приемы формирования критического мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.
Работа на уроках развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности, толерантности. В конце любого урока виден практический результат, т.е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником.
Основными этапами урока при использовании данной технологии являются:
- этап вызова (пробуждение интереса к получению новой информации на основе имеющихся знаний)
- этап осмысления (получение новой информации)
- этап рефлексии (осмысление новых знаний).
Задача педагога на первом этапе урока заключается в стимулировании учащихся к бесконфликтному вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме. Наиболее эффективными приёмами на стадии вызова являются:
- кластеры
- ассоциации
- мозговой штурм
- дерево предсказаний.
Кластеры - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Учитель произносит слово или фразу на иностранном языке. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме. Ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или как заглавие на доске. Учащиеся озвучивают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. Разных учащиеся вспоминают разное количество слов (в зависимости от их языковой подготовки). Целесообразно начинать работу с кластерами уже в начальной школе, заполняя кластеры рисунками, тогда постепенно учащиеся привыкнут к данному приёму и на последующих ступенях обучения перейдут к наполнению «гроздей» словами и фразами.
Teacher: Hello, boys and girls. Our world is full of joy and we could find a lot of ways how to entertain ourselves. What are they? (заполнение кластеров)
Рис 1
Заполненные кластеры могут пригодиться на более поздних этапах работы, например, при пересказе текста.
Ассоциации - очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, я прошу нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах. В парной работе, таким образом, происходит взаимообучение учащихся.
Teacher: Read the text about winter sports and find 3 nouns, 3 adjectives and 3 verbs for the words hockey and skiing.
Мозговой штурм (англ. brainstorming) – создание банка идей и обсуждение их в коллективе.
Дерево предсказаний - этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии.
Teacher: I've got a good friend of mine. She is an editor in a magazine. Last week they got an unusual mail. Here is the copy of it: I am a manager. I am 35 years old. I have no friends at all. I live in a small flat. My evenings are empty and I think a pet would be a good solution of my problem. I don’t like cats but I love all other animals. What pet do you recommend?
What do you think the editor answer was?
P1: I think a small dog is a good companion.
P2: As for me, I would advise a hamster.
Задачей второго этапа урока - этапа осмысления мы считаем ясное и привлекательное изложение информации. Это может быть и текст, и лекция, как аудио- , так и видеоматериал. Различаются и формы работы. Главное, поддержание активности учащихся, сохранение интереса и соблюдение индивидуальности восприятия информации. Важное значение имеет отобранный материал. Приёмы работы на данном этапе урока хорошо известны учителям, однако часто ими не применяются. Это и работа в группах, и проблемные вопросы по ходу чтения, и графическое представление материала, а также приём «Бортовой журнал».
Графическое представление информации представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Ученики создают собственную систему опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Рис 2
Приём «Учимся вместе» особенно удачен при работе с грамматическим материалом. Взаимообучение происходит в группах по 4 -5 человек, каждая группа получает одинаковые тексты и послетекстовые таблицы, но разные задания в зависимости от уровня обученности учащихся. «Учителем» в группе назначается более сильный ученик, который суммирует содержание текста и объяснит оставшиеся непонятыми проблемные места.
1 группа : Here is the list of the words, read them and underline adjectives. Could you prove your choice?
Boring, nothing, aboriginal, special, amazing, waiting, unexpected, presented |
2 группа: find all the descriptive adjectives and use them to fill in the following table рис 3
- al |
- ing |
- y |
- ic |
- ful |
- ive |
- ed |
3 группа: Could you add some adjectives of your own?
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
- Что мне известно по данной теме? - Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют, графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным.
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
Teacher: Well, it’s the end of our lesson. What was new for you? Was our lesson interesting for you?
Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Дискуссии вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.
Teacher: What do you like most of all? What place would you like to visit? And why?
Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Такие уроки требуют колоссальной подготовки, но результат оправдывает затраченные усилия. Такие уроки затрагивают душу, будят воображение, устремляют к поиску. Во время таких уроков каждый из учеников может проявить свою индивидуальность в выборе темы, в подборе иллюстративного материала. Ученик ищет в себе творца, а не просто демонстрирует способность к быстрому освоению знаний.