12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна6035
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением

«Именно в труде, и только в труде велик человек» (6-7 класс)

1. Прочитайте тему и подчеркните в ней ключевые слова.

(труд, человек велик)

2. Какое значение имеет слово труд в заявленной теме? (Обращаемся к словарю С.И.Ожегова). Подберите синонимы к слову великий.

(Известный, замечательный, известный, славный, популярный)

3. Так как по типу речи наше сочинение — это рассуждения, то следует сформулировать заданную тему в виде вопроса, так как рассуждать, имея конкретный вопрос, удобнее и логичнее. Предложите возможные варианты.

(Верно ли, что человек велик только в труде?

Какова роль труда в жизни человека?

Можно ли при помощи труда обрести известность?)

4.Теперь необходимо записать все идеи, которые помогут в дальнейшем сформулировать тезис. С этой целью можно обраться к народной мудрости, высказываниям известных людей и афоризмам (см приложение 1). Не стремитесь записать предложенные мысли дословно, попробуйте понять высказывание, повторить его другими (своими) словами, тогда эти высказывания станут частью вашего сознания, никто не обвинит вас в плагиате (что, как известно, плохо!)

1) Так уж устроена жизнь, что труд-основа благополучия всякого отдельного человека и всего государства в целом.

2) Человек труда счастлив оттого, что приносит пользу другим людям, что он нужен кому-то, что он радует кого-то результатами своего труда.

3) Только в труде человек может проявить свои лучшие качества, заявить о себе другим

4) Самые значительные открытия, сделанные человечеством -результат упорного труда, самоотдачи.

5) По тому, как человек относится к труду, можно оценить нравственные качества человека. Трудолюбивый человек всегда носитель положительных нравственных качеств.

5. Теперь нужно сформулировать тезисы (не менее трех), распространить их и аргументировать. В основу тезисов могут быть положена те идеи, которые вы уже записали (см. пример выше). Распространить тезис можно при помощи слов –помощников, например: По-настоящему красив тот человек, который может и любит трудиться. Об этом мы часто слышим от родителей и учителей, читаем в средствах массовой информации и произведениях художественной литературы. И действительно, глядя на того, кто увлеченно делает что-нибудь, мы неизменно восхищаемся увиденным!

6. Записав тезисы, попробуйте их аргументировать, обратившись к примерам. Это могут быть:

1) примеры из биографии известных исторических деятелей, которые своим трудом добились значительных результатов в масштабах государства;

2) примеры известных людей вашей малой родины, рассказы о людях, которые своим трудом приобрели известность (их именами названы улицы, школы, скверы и т.д.);

3) примеры из художественной литературы, в которых рассказывается о героях, проставивших свои имена трудом.

Важно: к каким бы источникам вы ни обратились, нужно анализировать известный вам материал, оценивать, сравнивать, делать выводы и ни в коем случае не пересказывать!

 

7. Для того чтобы построить композиционно завершенное высказывание, используйте переходные «мостики», например, после формулировки и распространения тезиса, можно прибегнуть к таким речевым клише:

-чтобы убедиться в этом, обратимся к примеру из истории нашего города;

-убеждает нас в этом биография известного ученого, который своим упорным трудом (что сделал?);

-доказательства этой мысли мы находим в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок».

8. После того как вы записали все тезисы и аргументировали каждый из них, сделайте вывод, который должен отвечать на вопрос, заданный в теме (см. вопросы в п. 3). Ответ на вопрос темы и будет выводом (разрешением темы). Например: таким образом, мы убедились в том, что только много и увлеченно трудясь, каждый из нас может стать настоящим нравственным человеком, принести пользу себе и людям, стать по-настоящему великим человеком!

Дорогие ребята!

Работая над сочинением, вы должны прочитать или вспомнить литературные и научные источники, исторические и краеведческие факты, посмотреть фильмы, может быть, сходить в краеведческий музей вашего города, расспросить о трудовых подвигах ваших родителей, дедушек и бабушек. Но тот труд, который вы вложите в эту работу, будет вознагражден- вы создадите замечательное сочинение!

Ваш учитель верит в вас и желает вам успеха в вашем творческом труде!

Приложение 1

Дорога к славе прокладывается трудом. (Публилий Сир)

Великих людей питает труд. (Сенека Младший)

Счастье в воздухе не вьется — трудом дается. (Рулаки)

Судите не по платью.
Кто честным кормится трудом, —
Таких зову я знатью. (Роберт Бернс)

Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. (Козьма Прутков)

Будем трудиться, потому что труд — это отец удовольствия. (Стендаль)

Когда труд становится неотъемлемым условием бытия, он вскоре превращается в дело чести и моральную основу общества. (Г. Манн)

Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами. (Альберт Эйнштейн)

Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа. (Максим Горький)

Труд - это единственный титул истинного благородства! Это мощь и радость человека-творца. Р. Роллан

Пословицы о труде и мастерстве

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.

Труд украшает человека.

Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

Кто в труде впереди, у того орден на груди.

Где охота и труд, там поля цветут.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.


 


 

Стихи о труде


 

Грот. Я.


 

Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.

Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы

Достается людям честь.


 

Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.


 

В.Брюсов

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: "Труд!"

Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повёл к просекам,
Начиная круг труда.

Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Всё — наследие трудов!

Все искусства, знанья, книги —
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!



 

Работа. В. Брюсов


 

Единое счастье — работа,

В полях, за станком, за столом, —

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта, —

Часы за упорным трудом.

 

Иди неуклонно за плугом,

Рассчитывай взмахи косы,

Клонись к лошадиным подпругам,

Доколь не заблещут над лугом

Алмазы вечерней росы!

 

На фабрике в шуме стозвонном

Машин, и колёс, и ремней

Заполни с лицом непреклонным

Свой день в череду миллионном

Рабочих, преемственных дней!

 

Иль — согнут над белой страницей,

Что сердце диктует, пиши;

Пусть небо зажжётся денницей, —

Всю ночь выводи вереницей

Заветные мысли души!

 

Посеянный хлеб разойдётся

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польётся;

Почётная мысль отзовётся

Во глуби бессчётных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт.

Что станет с плодами, — безвестно,

Но благостно, влагой небесной,

Труд всякий падёт на народ.

 

Великая радость — работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта,

Всё счастье земли — за трудом!


 


 

Использованная литература

1. Всероссийский конкурс сочинений 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://sochinenie11.ru/o/563-vserossiyskiy-konkurs-sochineniy-2017.html

(дата обращения 22.08.2017)

2. Стихи о труде для школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-trude-dlja-shkolnikov.html (дата обращения 22.08.2017)

3. Цитаты о труде. [Электронный ресурс]. URL: http://millionstatusov.ru/aforizmy/tryd.html (дата обращения 23.08.2017)

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.