Публикация «Алгоритм учета личностных достижений обучающихся»
АЛГОРИТМ УЧЕТА ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Трунаева Алла Станиславовна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №88 города Донецка»
тел. +380713207487
Учет личностных достижений обучающихся – довольно новая компетенция образовательных организаций общего образования, согласно которой делается упор на развитие и совершенствование экономических и организационно-управленческих механизмов для контроля интеллектуальных, творческих, спортивных и внеучебных достижений обучающихся.
В педагогической литературе различают два подхода к определению понятия о достижениях обучающихся:
1) традиционный, в рамках которого делается упор на учебную деятельность обучающихся (увеличение объема знаний, умений и навыков, которые оценивается с помощью количественных показателей);
2) личностный, в рамках которого рассматриваются личностные приобретения школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.
На протяжении долгого промежутка времени доминирующим был первый подход. Сейчас же, в рамках перехода к новой образовательной парадигме, на первый план выдвигается именно личностный подход. Это связано с ориентацией как на потребности социума и государства, так и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.
По мнению А.И.Субетто, результатом качества образования выступают именно качества личности, характеризующиеся культурой личности, социально-гражданственной зрелостью, уровнями знаний, умений, творческих способностей и мотивированности.
И.Я.Лернер, в свою очередь, рассматривает совокупность и гармоничность новообразований в структуре личности в рамках ее культуры и социального опыта, когда речь идет о качестве образования.
Стоит сказать, что на данном этапе границы между двумя перечисленными подходами являются размытыми, оказывая негативное воздействие на изменения в системе образования:
1) нет единого концептуального решения проблемных вопросов качества образования;
2) на всех уровнях обучения оценка качества образования отождествляется с оценкой качества обучения;
3) нет общепринятой системы оценки качества образования, базирующейся на систематически собираемой и обрабатываемой информации;
4) доминирующая роль принадлежит подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения, соответственно – результатам обучениям (знаниям, умениям и навыкам).
Рассматривая структуру достижений обучающихся, ученые выделяют различные компоненты. Так, О.Е.Лебедев перечисляет следующие составляющие1:
1) уровень академической успеваемости на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОСТ) и профиля обозначенного учебного учреждения;
2) фонд коммуникативных умений;
3) творческая познавательная активность ребенка;
4) личные социальные достижения как на территории учебного заведения, так и за его пределами.
В рамках личностно-ориентированного образования, Е.В.Бондаревская определяет другие компоненты:
1) ценностный, мировоззренческий компонент (система ценностей, жизненных смыслов);
2) культурологический компонент (освоение культуры);
3) компонент социализации (накопление общественного опыта, опыт гражданского поведения личности);
4) личностный компонент (развитие способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации);
5) природосообразный компонент (здоровье, физическое развитие).
М.С.Каган под составляющими структуры достижений подразумевает потенциалы личности2:
1) гносеологический (познавательный);
2) аксиологический;
3) творческий;
4) коммуникативный;
5) художественный.
Таким образом, в системе образования приоритетным направлением все еще остается учебная и познавательная деятельность. Несколько меньше внимания уделяется формированию нравственных качеств личности, развитию творческого, художественного потенциала. На сегодняшний момент в понимании обучающихся учебное заведение – это место для реализации умственных способностей, но никак не творческих и художественных.
Согласно ГОСТу, развитие личностных достижений обучающихся должно осуществляться во внеурочное время – экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.
Важно отметить, что в существующей системе образования под личностными достижениями обучающихся понимаются результаты в их личностном развитии, которые достигаются как в рамках образовательного процесса, так и во внеурочное время при поддержке членов семьи.
В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с ГОСТ выделяют следующие примерные личностные достижения обучающихся3:
I) обучающиеся начального звена: 1) чувство гражданской принадлежности своей Родине, чувство гордости за свое Отечество, собственный народ; 2) наличие гуманистических и демократических ценностных ориентаций, целостного, социально ориентированного взгляда на мир; 3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) способность к адаптации в динамично развивающемся мире; 5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; 7) сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различного рода социальных ситуациях, бесконфликтность; 8) установки на безопасный, здоровы образ жизни, мотивация к творческому труд;
II) обучающиеся основного звена: 1) гражданская идентичность своей Родины: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее своего народа, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального населения ДНР; 2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору дальнейшей профессии, уважительное отношение к труду, развитие опыта в социально значимом труде; 3) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики с учетом социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира; 4) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции и т.д.; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; 7) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми; 8) установки на безопасный, здоровы образ жизни, мотивация к творческому труд; 9) экологическая культура, соответствующая современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
III) обучающиеся среднего звена: 1) гражданская идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее своего народа, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального населения ДНР; 2) гражданская позиция активного и ответственного члена общества своей Родины, осознающего свои конституционные права и обязанности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики с учетом социального, культурного, языкового, духовного многообразия современного мира; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 7) эстетическое отношение к миру; 8) установки на безопасный, здоровы образ жизни, мотивация к творческому труд; 9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; 11) экологическая культура, соответствующая современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Именно система образования отвечает за формирование и реализацию вышеперечисленных личностных достижений обучающихся, а их учет и оценка базируются на основе внешних и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследованиях.
Алгоритм учета личностных достижений обучающихся базируется на основных задачах ООП, планируемых результатах, определяемых ГОСТом на ступени основного общего образования и возможностей, и традиций, и опыта социальной службы Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 города Донецка».
К личностным достижениям обучающихся за период обучения в основной школе относим следующие:
1) участие в конкурсах, выставках школьного и выше школьного уровня;
2) победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;
3) участие в научно-практических конференциях, форумах;
4) плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;
5) получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;
6) лидирование в общепризнанных рейтингах.
Методологическую базу алгоритма учета личностных достижений обучающихся образовательных учреждений составила совокупность современных методик, технологий и методов работы, позволяющих измерить личностные достижения обучающихся (сфера мотивации, сформированности нравственных и гражданских качеств, активность во внеурочной деятельности). Помимо этого, используется ряд инновационных методик:
1) психологические и социологические исследования;
2) проектная деятельность;
3) современные формы учёта: а) индивидуальные (дневник достижений или портфолио); б) коллективные (портфолио класса).
Разнообразие учета личностных достижений обучающихся зависит от таких составляющих, как4:
1) количественные выражения достигнутых результатов (балл, процент);
2) качественные выражения достигнутых результатов (личная характеристика, рейтинг, топ и др.);
3) наглядно-документальные выражения достигнутых результатов (личные портфолио, стендовая наглядность предметно-пространственной среды).
Данные виды деятельности представляют итоговую информацию обучающегося по предметным и метапредметным образовательным результатам, по его личностному развитию.
Педагог, контролируя личностные достижения обучающегося, выполняет следующие действия5:
1) переводит цели в измеряемые учебные результаты;
2) определяет необходимый для них уровень достижений;
3) производит отбор учебного содержания и техники оценивания;
4) выбирает и реализует соответствующие методы обучения;
5) проводит оценивание и установку, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
Помимо вышеперечисленного, учитель осуществляет наблюдение за индивидуальной динамикой и прогрессом школьника, учитывая его результаты в рамках оценивания в классе, ведет учет оценочной деятельности на основе его профессионального мастерства в рамках систематической аттестации, а также анализирует полученные данные.
Стоит отметить, что оценивают личностные достижения обучающихся, помимо учителя, и другие субъекты образовательного процесса:
1) педагоги-предметники;
2) специальные педагоги;
3) учащийся;
4) родители.
Примечательно, что эффективность контроля и оценивания личностных достижений обучающихся достигается при:
1) соблюдении гуманистических ценностей всеми участниками образовательного процесса;
2) использовании педагогом индивидуального подхода к оцениванию личностных достижений каждого ученика, сравнивая его новые результаты с предыдущими;
3) постоянном сопровождении обучающегося в рамках образовательного процесса в период развития его личности.
По мнению В.В.Краевского, современная модель образования строится на инновациях, в рамках которых приоритетным выступает не руководство педагогов, а самообразование обучающихся6.
Таким образом, учет личностных достижений обучающихся – сравнительно новая процедура, при этом обладающая весьма солидным потенциалом в рамках совершенствования и оптимизации системы образования ДНР.
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679).
2.Губанова Е.В., Г.П.Савиных Индивидуальный учет общеобразовательных достижений: новые функции современной школы / Е.В.Губанова, Г.П.Савиных // Наука и школа. – 2017. – №1. – С.70-75.
3.Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. 2-е изд., стер. / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.
4.Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59с.
5.Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа /М.А.Пинская, И.М.Улановская. – Просвещение, 2013. – 80с.
1 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. 2-е изд., стер. / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.
2 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Там же.
3 Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – С.13-14
4 Губанова Е.В., Г.П.Савиных Индивидуальный учет общеобразовательных достижений: новые функции современной школы / Е.В.Губанова, Г.П.Савиных // Наука и школа. – 2017. – №1. – С.70-75.
5 Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – С.23-24.
6 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. 2-е изд., стер. / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2008. – С.200.
Трунаева Алла Станиславовна