Оценка личностных результатов обучающихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
ТЕМА: «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
ПОДГОТОВИЛА:
КУЗЬМИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НОВОМОСКОВСК
СЛАЙД 1
Оценка личностных результатов обучающихся
СЛАЙД 2. Оценка личностных результатов - оценка достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: СЛАЙД 3
1) Самоопределение
2) Смыслообразование
3) Нравственно-этическое оценивание
СЛАЙД 4. Самоопределение включает:
- сформированность внутренней позиции обучающегося;
- становление основ российской гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
СЛАЙД 5. Под смыслообразованием понимается поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремления к преодолению этого разрыва.
СЛАЙД 6. Нравственно-этическая ориентация подразумевает:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
СЛАЙД 7. Виды заданий, направленных на формирование личностных УУД:
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
мысленное воспроизведение картины, ситуации;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности школы.
В соответствии с ФГОС в текущем образовательном процессе оценивается уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в: соблюдении норм и правил поведения; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.
В оценке личностных результатов образования используются различные методы педагогической диагностики: СЛАЙД 8.
Щелчок. Анкетирование.
Цель анкетирования: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения через индивидуальную беседу.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и действия, устанавливающие смысл учения.
При проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности: результаты не всегда являются точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, индивидуальные особенности каждого; педагогу сложно провести индивидуальную беседу с каждым из учеников, уложившись во временные рамки урока.
Целесообразнее провести анкетирование родителей. Проводя сравнение результатов анкетирования родителей, педагог может видеть уровень личностного развития класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Щелчок. Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике.
Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Оцениваемые УУД: внутренняя позиция школьника; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Достоинство наблюдения: позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других.
Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка. Карты наблюдений могут разных видов. ЩЕЛЧОК Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.
Щелчок. Портфолио (портфель достижений) - одна из удобных форм представления интегральной (накопительной) оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Цель портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области, создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).
Задачи портфолио ученика:
- представить основные результаты его развития на данном возрастном этапе,
- продемонстрировать процесс формирования достижений,
- выявить проблемные зоны развития в данной области,
- сформировать установки на творческую деятельность,
- обеспечить материалы для становления рефлексии,
- создать ситуацию успеха, уверенности в собственных возможностях.
Чтобы получить данные, которые направлены на оценку личностных результатов ребенка, организуется проведение диагностики мотивации учения и диагностики самооценки учащегося. В настоящее время существует достаточно методик для данных диагностик: СЛАЙД 9.
Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
Методика «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Диагностика учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников учебной деятельности.
Кроме педагогической диагностики необходима для оценки личностных результатов и диагностика педагога-психолога, которая проводится в классе или с отдельными учениками два раза в год (в начале учебного года и в конце).
Проведение психолого-педагогической диагностики и ее анализ - дело достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в Стандарте, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, в том числе и личностных УУД, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.
Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
5