Публикация «Система оценивания образовательных достижений по математике»
Система оценивания образовательных достижений по математике
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования подготовки учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.
Оценивание осуществляется по двум направлениям:
Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.
Рейтинговая система контроля, как необходимая составная часть учебного процесса, которая является фактором повышения мотивации обучения.
Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому.
Рейтинговая система – сочетание форм и методов контроля, системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.
Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.
Рейтинг учащихся - метод упорядочивания по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.
Система оценивания учебных достижений в курсе изучения математики:
Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (перевод в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков
Результаты:.
развитие интереса к математике;
дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);
не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;
оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.
Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса
В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы. На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.
Результаты:
стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;
повышение ответственности за учебный труд;
снижение роли случайностей;
повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;
исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;
уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;
индивидуализация обучения.
Рейтинговая система оценивания учебных достижений, обучающихся по математике седьмого класса
Работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.
Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса
Область оценивания |
3 четверть |
Посещение уроков |
0,25б.*60ч.=15б. |
Работа на уроках |
0-0,5б. за урок до 30б. за четверть |
Творческие домашние задания (ТДР) |
5б.*5 работы=25б. |
Контрольные работы (КР) |
№6-5б. №7-5б. |
Лабораторно - графические работы (ЛГР) |
№2-10б. №3-20б. |
Проверочные работы (ПР) |
до 20 б. за четверть |
Способы «подтягивания»: |
|
Реферат |
0-10 б. |
Сообщение по теме |
0-15 б. |
Участие в мероприятиях |
0-15 б. |
Решение доп.заданий |
0-5б. |
Выполнение пособий |
0-10 б. |
Итоговый контроль: |
|
оценка «5» |
свыше 150б. |
оценка «4» |
149-120б. |
оценка «3» |
119-70б. |
оценка «2» |
менее 70б. |
Система оценивания учебных достижений, обучающихся в курсе изучения математики 7 класс.
Область оценивания и поощрения |
Количество баллов |
Работа на уроках |
0 – 2б. за урок _____ 0 – 30б. за четверть |
Самостоятельные работы |
0 – 5б. _____ 0 – 60б. за четверть |
Устные опросы |
0 – 15б. _____ 0 – 15б. за четверть |
Контрольные работы КР №1 |
0 – 10б. _____ 0 – 10б. за четверть |
Дополнительные баллы
Домашние задания |
0 – 20б. |
Реферат, доклад, сообщение по теме |
0 – 10б. |
Выполнение пособий |
0 – 10б. |
Подведение итогов
Отметка «5» в четверти |
Свыше 105б. |
Отметка «4» в четверти |
80 – 105 б. |
Отметка «3» в четверти |
60 – 80 б. |
Отметка «2» в четверти |
Менее 60б. |
Оценивание, как процесс познания, так и его результаты, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математики;
-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Ученики знают, что рейтинговая система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки); констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год); самооценивание (собственные достижения и мотивация к обучению).
Показателями рейтинга, в которых (для каждого конкретного ученика) даётся четкое представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения к заданной цели.
При этом даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.