Публикация «Система оценивания образовательных достижений по математике»

1
0
Материал опубликован 4 December 2018

Система оценивания образовательных достижений по математике

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования подготовки учащихся приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

Оценивание осуществляется по двум направлениям:

Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.

Рейтинговая система контроля, как необходимая составная часть учебного процесса, которая является фактором повышения мотивации обучения.

Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому.

Рейтинговая система – сочетание форм и методов контроля, системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.

Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

Система оценивания учебных достижений в курсе изучения математики:

Пропедевтика введения рейтинга в пятом классе оценивание отдельных работ определенным количеством баллов (перевод в пятибалльную систему), оценивание работы на уроках с помощью геометрических фигур. Существуют три вида фигур: круг, половинка круга, четверть круга, с помощью которых и оценивается работа на уроке. Определенные виды работы: работа на уроке, устные ответы, оригинальное решение, небольшие самостоятельные работы оцениваются геометрическими фигурами. Оценка в журнал ставится тогда, когда ученик набирает 5 кружков – «5», четыре кружочка – «4». Ставятся в журнал эти оценки по желанию ученика, собравшего необходимое количество частей кружков

Результаты:.

развитие интереса к математике;

дифференциация оценивания (чтобы заработать оценку «5» необходимо было работать на протяжении нескольких уроков);

не теряются оценки за «малые» самостоятельные работы - математические диктанты, обучающие самостоятельные работы;

оценивается не только правильность выполнения работы, но и оригинальность и красота решения и оформления решения.

Частично - рейтинговая система контроля качества образовательного процесса по математике учащихся шестого класса

В шестом классе учащимся предлагается частично - рейтинговая система оценивания работы. На протяжении обучения ребята получают те или иные баллы за разную работу. За «крупные» письменные работы рейтинг переводится в оценки, для улучшения рейтингового положения существует неделя «подтягиваний». До начала и последнего дня этой недели улучшить рейтинговое положение можно активной работой на уроках, более хорошим написанием работ, выполнением всех предъявляемых требований, выполнением дополнительных работ.

Результаты:

стимулирование систематической самостоятельной работы, в том числе выходящей за пределы обязательного минимума;

повышение ответственности за учебный труд;

снижение роли случайностей;

повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категорий отличников, хорошистов, троечников оценкой реального места;

исключение возможности протежирования не очень способных и прилежных учеников;

уменьшение числа пропусков, опозданий, неготовности к уроку без уважительных причин;

индивидуализация обучения.

Рейтинговая система оценивания учебных достижений, обучающихся по математике седьмого класса

Работа по оцениванию ведется уже с оформлением рейтинговых оценок в журнале. Ниже, в качестве примера, дана таблица, описывающая области оценивания.

Система рейтингового оценивания качества знания учащихся 6 класса

Область оценивания

3 четверть

Посещение уроков

0,25б.*60ч.=15б.

Работа на уроках

0-0,5б. за урок

до 30б. за четверть

Творческие домашние задания (ТДР)

5б.*5 работы=25б.

Контрольные работы (КР)

№6-5б.

№7-5б.

Лабораторно - графические работы (ЛГР)

 №2-10б.

 №3-20б.

Проверочные работы (ПР)

до 20 б. за четверть

Способы «подтягивания»:

 

Реферат

0-10 б.

Сообщение по теме

0-15 б.

Участие в мероприятиях

0-15 б.

Решение доп.заданий

0-5б.

Выполнение пособий

0-10 б.

Итоговый контроль:

 

оценка «5»

свыше 150б.

оценка «4»

149-120б.

оценка «3»

119-70б.

оценка «2»

менее 70б.

Система оценивания учебных достижений, обучающихся в курсе изучения математики 7 класс.

Область оценивания и поощрения

Количество баллов

Работа на уроках

0 – 2б. за урок

_____

0 – 30б. за четверть

Самостоятельные работы

0 – 5б.

_____

0 – 60б. за четверть

Устные опросы

0 – 15б.

_____

0 – 15б. за четверть

Контрольные работы

КР №1

0 – 10б.

_____

0 – 10б. за четверть

Дополнительные баллы

Домашние задания

0 – 20б.

Реферат, доклад, сообщение по теме

0 – 10б.

Выполнение пособий

0 – 10б.

 

Подведение итогов

Отметка «5» в четверти

Свыше 105б.

Отметка «4» в четверти

80 – 105 б.

Отметка «3» в четверти

60 – 80 б.

Отметка «2» в четверти

Менее 60б.

Оценивание, как процесс познания, так и его результаты, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математики;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Ученики знают, что рейтинговая система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки); констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год); самооценивание (собственные достижения и мотивация к обучению).

  Показателями рейтинга, в которых (для каждого конкретного ученика) даётся четкое представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения к заданной цели.

При этом даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.