Алгоритм ведения уроков ручного труда с детьми с тяжелой формой РАС и ЗПР
Алгоритм ведения уроков ручного труда с детьми с тяжелой формой РАС и ЗПР
Сенсорные отклонения являются диагностическими критериями при расстройствах аутистического спектра (РАС), как сообщается в последнем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-V). Около 90% людей с РАС имеют атипичные сенсорные переживания, описываемые как гипер- и гипореактивность, с аномальными реакциями на тактильную стимуляцию (Balasco L, Provenzano G, Bozzi Y., 2020) [1, с. 1]
В большинстве случаев тактильной дисфункции сопутствуют моторно-двигательные нарушения. Дефицит праксиса выражается в затруднениях выполнения искусных движений, имитации, использовании инструментов, в общей неуклюжести и неловкости движений. Простейшие манипуляции, например, захват двумя пальцами или нажатие пальцем на предмет представляется для ребенка нередко задачей, требующей усилий.
Таким образом, можно предположить, что сенсорная, а именно тактильная дисфункция усугубляет моторно-двигательные нарушения, так как без адекватного сенсорного ответа на раздражитель, развитие мелкой моторики не представляется возможным.
В связи с этим, на уроках труда с детьми с РАС и ЗПР, необходимо вводить ручные навыки постепенно, соразмерно их, прежде всего, тактильной чувствительности, с учетом их особенностей поведения, психоневрологическими отклонениями, такими как: стимы, гиперактивность, неконтролируемые истерики.
На начальном этапе рекомендуется начинать с простейших манипуляций. Ввиду того, что дети с РАС склонны к зацикливанию, упорядоченности действий, предсказуемости движений, можно предложить такие манипуляции как: наматывание толстой шерстяной или полушерстяной нитки на моток, обрывание бумаги на определенного размера кусочки, наклеивание кусочков бумаги в определенной последовательности. Данные упражнения выступают вводной частью, позволяющей детям войти в стадию врабатываемости, сосредотачивать внимание. Очень желательным дополнительным методом коррекции могут послужить: пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж, пальчиковые игры, сенсорные тренажеры.
На втором этапе взаимодействий в процессе ручного труда рекомендуются чуть более сложные манипуляции, с подключением в работу всей кисти рук, зрительно-пространственных представлений. Например, складывание бумаги или газеты в различные конфигурации, с учетом строгого соответствия углам листа. Далее можно предложить детям научиться скатывать бумажную трубочку из того же листа газеты.
На следующем этапе рекомендуется переходить к таким занятиям, как аппликация. Когда дети научатся рвать нужного размера бумагу, сворачивать трубочки, можно подключать элементы воображения и художественного творчества. Предложите детям сделать совместно композицию «Березы в осеннем лесу». Бумажные трубочки приклеиваются к листу бумаги, символизируя ствол деревьев. Дополнительно пририсовываются ветки и черточки на стволах. Ребенок обрывает нужного размера бумагу желтого и коричневого цвета и самостоятельно приклеивает на клей в нужных местах. Ребенок развивает образное мышление, композиционное восприятие.
Следующим этапом является работа с пластичным материалом: соленым тестом, пластилином (воздушным, восковым). Данный материал позволяет развивать тактильную чувствительность, силу кисти и пальцев, мелкую моторику. Рекомендуется развивать следующие навыки: раскатывание по поверхности, раскатывание между ладонями, отщипывание, отрезание шпателем, закручивание, расплющивание и т.д. В результате отработки навыков ребенок вполне может изготовить свою первую поделку – фигурку снеговика. Далее можно усложнять поделки по мере развития ручных навыков. Так же можно объединить мануальные занятия с интеллектуальными развивающими занятиями, например из пластилиновых палочек составлять буквы, цифры.
Таким образом, постепенно и конгруэнтно возможностям ребенка развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика, что обеспечивает рост и развитие высших психических функций, таких как: мышление, память, внимание. Особо нужно отметить, что все этапы сопровождаются эмоциональным включением со стороны педагога. Необходимо добиваться эмоционального отклика от ребенка, особенно с аутистическим спектром отклонений. Поэтому целесообразно строить ход занятий с элементами игры, представлений, соревнований.
Balasco L, Provenzano G, Bozzi Y. Sensory Abnormalities in Autism Spectrum Disorders: A Focus on the Tactile Domain, From Genetic Mouse Models to the Clinic. Front Psychiatry. 2020 Jan 28;10:1016. doi: 10.3389/fpsyt.2019.01016. PMID: 32047448; PMCID: PMC6997554.
Louisa MT. Silva, MD, MPH; Mark Schalock, BSc Western Oregon University, Salem, OR Prevalence and Significance of Abnormal Tactile Responses in Young Children with Autism, North American Journal of Medicine and Science, Jul 2013 Vol 6 No.3 URL: https://docs.zoho.com/file/gby028dda4fcc1ee64802a46f1617dfb6ec63
Садовская Ю.Е. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста: автореф…дис.кан.мед.наук. – М.:2011. - 47 с.
URL: http://medical-diss.com/medicina/narushenie-sensornoy-obrabotki-i-dispraksii-u-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz6luOQmqN5