Статья «Роль наглядности в логопедической работе с детьми с ЗПР»
Роль наглядности в логопедической работе с детьми с ЗПР.
Большинство детей дошкольного и школьного возраста, проходящих логопедическую реабилитацию в нашем учреждении, имеют диагноз ЗПР. Понятие «задержка психического развития (ЗПР)» включает в себя темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».). В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Концентрация внимания на чем-либо вызывает затруднения. У детей наблюдается синдром гиперактивности.
Непроизвольная память менее продуктивная, чем у сверстников. Произвольное запоминание вызывает затруднения, особенно в начале заучивания. Большую роль в развитии памяти у ребенка играют слуховые и зрительные впечатления.
У детей с ЗПР более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания. В большинстве случаев, у детей, наряду с задержкой психического развития, отмечается задержка речевого развития, полиморфная дислалия, дизартрия, нарушения письменной речи (дислексия. дисграфия и дизорфография).
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
На протяжении всей коррекционной работы с детьми с ЗПР (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной) большое место отводится наглядным методам, в частности наглядным пособиям. Использование наглядных пособий значительно повышает эффективность логопедической работы, т.к. опирается на чувственные образы ребенка, делает материал более конкретным, а его усвоение более доступным. Наглядность помогает ребенку расширять запас своих представлений, развить познавательную деятельность, повышает общий эмоциональный фон.
Наглядность используется на занятиях по развитию фонематического восприятия;
при работе над слоговой структурой слов.
Важную роль играют наглядные пособия на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи. В играх с наглядными пособиями активизируется словарный запас детей;
формируется грамматический строй речи.
Наглядные пособия применяются для развития речевого дыхания и длительного речевого
выдоха.
Для формирования связной речи на логопедических занятиях используются опорные схемы для составления рассказов-описаний, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, а так же предметные картинки.
Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях проходит с использованием картотеки артикуляционных упражнений, рассматриванием артикуляционных профилей, выполнение артикуляционных упражнений с опорой на наглядность.
Наглядный материал широко используется на занятиях по обучению грамоте.
Использование наглядности в логопедической работе положительно влияет не только на речевое развитие ребёнка, но и на его развитие в целом и значительно расширяет возможности логопеда.