Аналитическая справка о результатах работы учителя начальных классов
Аналитическая справка о результатах работы учителя начальных классов
Рыжовой Марины Викторовны
Раздел 1
Общие сведения о педагоге
ФИО | Рыжова Марина Викторовна |
Дата рождения | |
Место работы должность | |
Образование | |
Общий стаж | |
Педагогический стаж | |
Стаж работы в учреждении | |
Стаж по должности | |
Квалификационная категория | |
Раздел 2
Характеристика условий профессиональной деятельности
ГБОУ школа-интернат №18, являясь государственным общеобразовательным учреждением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка с ОВЗ.
В ГБОУ школе-интернате №18 Невского района Санкт-Петербурга обучаются дети с ОВЗ, вызванными задержкой развития высших психических функций, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, что часто осложнено органическим поражением центральной нервной системы ( далее ЦНС), социально-педагогической запущенностью и иными факторами.
Обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) – это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ЦМПК или ТМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основные трудности, которые испытывают учащиеся школы-интерната, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. У каждого ребёнка задержка развития проявляется по-разному и отличается по времени и степени выраженности.
Программы, реализуемые в ГБОУ школе-интернате №18 Невского района Санкт-Петербурга:
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Основная общеобразовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) (ФГОС ООО)
Основная общеобразовательная программа основного общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) (ФКГОС ООО)
Раздел 3
Сведения о повышении квалификации
Повышение квалификации | |
«Основы мировых религиозных культур в курсе ОРКСЭ: пути реализации в ФГОС» СПб АППО 108 часов 11.06.2015 | |
«ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Инклюзивное образование обучающихся с ТНР, ЗПР, НОДА, РАС, сенсорными нарушениями» ИМЦ Невского района 72 часа 22.12.2016 | |
«Планирование оценочной деятельности при организации работы с детьми с ОВЗ» СПб АППО 108 часов 04.12.2017 | |
«Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями» ООО «Инфоурок» 108 часов 30.10.2019 | |
«Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС» ООО «Инфоурок» 144 часа 12.10.2019 | |
«Использование компьютерных технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС» ООО «Инфоурок» 72 часа 13.11.2019 | |
«Основы религиозных культур и светской этики» ООО «Инфоурок» 108 часов 20.11.2019 | |
«Оказание первой помощи» АНО ДПО «Учебный центр «Педагогический Альянс» 16 часов 06.09.2017 | |
Профессиональная переподготовка | |
«Специальное (дефектологическое) образование профиль «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения» АПО ДПО «УрИПКиП» 670 часов | |
«Менеджер в сфере образования» АПО ДПО «УрИПКиП» 620 часов |
Раздел 4
Реализуемые рабочие программы
Учебный год | Реализуемая программа | Классы, предмет |
2015-2016 | Основная общеобразовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) | 1 класс Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Технология |
2016-2017 | Основная общеобразовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) | 2 класс Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Технология |
2017-2018 | Основная общеобразовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) | 3 класс Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Технология 4 класс ОРКСЭ, модуль «Светская этика» |
2018-2019 | Основная общеобразовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) | 4 класс Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Технология ОРКСЭ, модуль «Светская этика» |
2019-2020 | Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 5.2) | 1 класс Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир Труд |
Основная общеобразовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) | 4 класс ОРКСЭ, модуль «Светская этика» |
Раздел 5
В ходе проведения внутреннего мониторинга с целью выявления результатов освоения обучающимися образовательных программ по основным предметам администрацией школы-интерната №18 Невского района Санкт-Петербурга были выявлены высокие результаты освоения обучающимися образовательных программ по предметам за период 2017-2020г.
Результаты мониторинга представлены в таблице
Предмет | 2017-2018 3 класс | 2018-2019 4 класс | 2019-2020 1 класс | |||||
Качество знаний | Успеваемость | Качество знаний | Успеваемость | Качество знаний | Успеваемость | |||
Литературное чтение | 92,3% | 100% | 85,7% | 100% | Безотметочная система | Усвоено 100% | ||
Русский язык | 45,5% | 100% | 46,2% | 100% | Безотметочная система | Усвоено 100% | ||
Математика | 41,6% | 100% | 61,5% | 100% | Безотметочная система | 89% | ||
Окружающий мир | 100% | 100% | 100% | 100% | Безотметочная система | Усвоено 100% | ||
Технология/труд | 100% | 100% | 100% | 100% | Безотметочная система | Усвоено 100% | ||
Средний показатель | 75,9% | 100% | 78,7% | 100% | - | 97,8% |
Раздел 6
Участие обучающихся в мероприятиях и конкурсах
№ | Мероприятие | Участники | Результат | Уровень мероприятия |
Неделя толерантности | 3 класс | 3 место | школьный | |
Неделя практической психологии | 3 класс | 1 место | школьный | |
Участие в спортивных соревнованиях в рамках недели ЗОЖ | 3 класс | 2 место | школьный | |
Конкурс «интеллектуальный марафон» | 3 класс | 1 место | школьный | |
Участие в предметном городском конкурсе «Умники и умницы» | 4 класс Б. А. В. Д. Ж. Д. | участники | городской | |
Конкур чтецов, посвященный творчеству А.С. Пушкина | 4 класс Весь класс С. И. | 1 место 2 место | школьный | |
Рисунки к сказкам Г.Х.Андерсена | 4 класс | Грамота | школьный | |
Эколого-просветительская игра в рамках III Всероссийского урока «Хранители воды» | 3 класс | диплом | дистанционная проектная деятельность | |
Эколого-просветительская игра в рамках IV Всероссийского урока «Хранители воды» | 3 класс | диплом | дистанционная проектная деятельность | |
Всероссийский экоурок «Лесомания» | 4 класс | диплом | дистанционная проектная деятельность | |
Всероссийский экоурок «Сохранение редких видов животных и растений» | 4 класс | диплом | дистанционная проектная деятельность | |
Конкур чтецов, посвященный творчеству А.С. Пушкина | 1 класс Ж. А. М.М. Б. М. К. О. | 1 место 1 место 2 место 3 место | школьный | |
Конкурс чтецов «Читаю Победу!» | 1 класс Ж. А. Б. М. | 1 место 2 место | районный, в рамках школьного тура |
Раздел 7
Результативность коррекционно-развивающей работы по предмету
Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.
Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз мог бы наблюдаться во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки.
Одним из основных направлений в работе с особыми детьми является коррекционо-развивающее сопровождение процесса обучения и воспитания.
Целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
В ГБОУ школе-интернате №18 Невского района Санкт-Петербурга для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья изучение учебного курса предметов происходит по тем же программам, что и в массовой общеобразовательной школе. Однако особенностью психического развития детей указанной категории является, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, что обусловливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий для осмысления выполняемой учебной работы.
При проведении уроков соблюдается коррекционная направленность обучения. Учителем Рыжовой Мариной Викторовной разработана специальная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для более успешного овладения предметов.
Представляем умения, формируемые в процессе коррекционно-развивающего сопровождения:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Формирование обобщенных представлений о свойствах предмета
Развитие пространственных представлений и ориентация.
Развитие представлений о времени.
Развитие слухового внимания и памяти.
Коррекция развития основных мыслительных операций:
Навыков соотносительного анализа.
Навыков группировки и классификации.
Умение работать по словесной и письменной инструкции алгоритму.
Умение планировать деятельность.
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно – образного мышления.
Развитие словесно – логического мышления.
Развитие речи, овладение техникой монологической речи
Расширение представлений об окружающем мире, обогащение пассивного и активного словаря.
Результативность работы по развитию некоторых из перечисленных умений прослеживается в планомерной работе. Работа по формированию умений делится на два этапа
Диагностика – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее сопровождение – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий.
Представленная результативность представляет собой динамику в развитии и коррекции на протяжении 3 лет работы с одним и тем же классом.
Инструментарий: за основу была взята система специально разработанных заданий, направленных на формирование умений и навыков.
Цель методики: по заданным параметрам, определить степень формирования умений и навыков в ходе коррекционно-развивающего сопровождения.
Задачи: - выявить наибольшее формирование умений в процентах, определяющих уровень развития ребенка:
соотносительный анализ
группировка и классификация
развитие речи
развитие слухового внимания
расширение представлений об окружающем мире
На протяжении трех лет (2016-2018) педагогом Рыжовой М.В. проводилась систематическая коррекционно-развивающая работа по программе «Развитие и коррекция мыслительных и речевых навыков, формируемых в процессе обучения».
В группу коррекции по итогам диагностики вошли 2, 3, 4 классы.
Для определения качества проводимой коррекционно-развивающей работы с обучающимися (наличие/отсутствие динамики развития, наличие/отсутствие стабильности результатов коррекции) было проведено диагностическое исследование в каждом классе на начало и конец учебного года.
На основании полученных данных составляются таблицы, в которых указываются в процентном соотношении развитие того или иного умения.
Таблица 1 Процентное соотношение развития умения
Умения, формируемые на в ходе коррекционной работы | Сентябрь 2015г. | Май 2016г. | Сентябрь 2016.г | Май 2017г. | Сентябрь 2017г. | Май 2018г. |
Соотносительный анализ | 25% | 39% | 37% | 47% | 52% | 60% |
Группировка и классификация | 31% | 45% | 40% | 53% | 53% | 58% |
Развитие речи | 38% | 40% | 35% | 38% | 32% | 41% |
Развитие слухового внимания | 32% | 37% | 41% | 35% | 44% | 51% |
Расширение представлений об окружающем мире | 44% | 50% | 53% | 61% | 63% |
По результатам Таблицы 1, у большинства обследуемых детей, к концу третьего года коррекционно-развивающего сопровождения формируются представленные к анализу умения. Так, исходя из результатов, представленных в Таблице 1, можно сделать вывод, что лучше всего у обучающихся формируется такое умение, как расширение представлений об окружающем мире. Однако, при обработке данных учитывается тот факт, что у обучающихся в коррекционной школе, с трудом формируются такие умения как, соотносительный анализ, группировка и классификация. Можно предположить, что это связано с индивидуальными возможностями обучающихся. Из таблицы видно, что на начало учебного года показатели меньше, чем к концу учебного года.
ВЫВОД: показатели формирования умений выросли. Это объясняется систематической коррекционной работой учителя по развитию и коррекции мыслительных и речевых навыков, формируемых в процессе обучения. Но стоит заметить, что нужно работать по подбору новых форм работы по формированию умений, которые с трудом формировались в течении обучения.
Раздел 8
Участие в семинарах, конференциях
№ | Название мероприятия | Тема выступления | Дата проведения семинара |
IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты». Секция 1. Опыт здоровьесозидающей деятельности в контексте ФГОС НОО. | Создание комфортной среды при обучении детей начальных классов. | 26.03.2015 | |
VII Петербургский образовательный форум. V Всероссийская научно-практическая конференция «На пути к школе здоровья: лучшие практики подготовки современного педагога». Секция 5. Подготовка педагогов начальных классов к здоровьесозидающей деятельности. | Подготовка педагогов к применению проектной деятельности при работе с детьми ОВЗ как одной из здоровьесберегающих технологий, ее использованию на уроках и во внеурочной деятельности. | 25.06.2016 | |
Мастер-класс «Подготовка педагогов начальных классов к здоровьесозидающей деятелности» | |||
Районные семинар «Здоровьесбережение обучающихся ГБОУ школы-интерната №18 Невского района Санкт-Петербурга в условиях реализации ФГОС» | Основные направления работы по здоровьесбережению обучающихся ГБОУ школы-интерната№18 Невского района Санкт-Петербурга в условиях реализации ФГОС. | 18.04.2017 | |
Городской научно-практический семинар «Планирование оценочной деятельности при организации работы с детьми ОВЗ» | Модель оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ ОПП. | 04.12.2017 | |
Городской семинар «Изучение предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях государственных общеобразовательных учебных учреждений и в условиях государственных общеобразовательных учебных учреждений, реализующих АОП и АООП». | Практическая часть Урок ОРКиСЭ в 4 классе (модуль – Основы светской этики) «Что значит быть моральным?» | 20.12.2018 | |
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Проблемы обучения и воспитания в политкультурной среде» | Преодоление школьной неуспешности у детей с ОВЗ. | 25.01.2019 |
Раздел 9
Применение современных образовательных технологий
Учитель следит за развитием педагогической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья – это достаточно эффективный способ повышение мотивации к изучению предметов обучения, а главное возможность в необычной форме запомнить сложный материал.
№ | Название технологии | Описание технологии | Виды работ |
1. | ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ | Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ направлено и ориентируется на развитие физических, познавательных и нравственных способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей. | Кроссворды на закрепление учебного материала Ребусы Тексты с фактическими ошибками Таблицы на сравнение Игры Карточки Найдите ошибки в тексте |
2. | ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | Это технологии направленные на развитие мышления обучающихся и их творческих способностей. Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением обучающимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности. | Исследовательский урок Урок-поиск Проблемно-поисковый урок Метод проектов |
3. | КОММУНИКАТИВНО- ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | Это педагогические технологии, связанные с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне "учитель-ученик" в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач. | Круглый стол Техника аквариума |
4. | ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕКОГО МЫШЛЕНИЯ | Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. | Синквейны Кроссворды Творческие задачи А знаете ли Вы, что… Тесты с вариантами ответов и без них Незаконченные предложения Схемы сказки Сообщения Мини-плакаты |
5. | ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ | Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). | Плотность урока Количество видов деятельности и их чередование Средняя продолжительность различных видов деятельности Наличие эмоциональных разрядок Чередование позы Наличие физкультминуток на уроке |
6. | ИНФОРМАТИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал мультимедийных презентаций может эффективно использоваться на уроках для осуществления наглядной поддержки обучения речи. | Интерактивная доска Мультимедийные презентации, флеш-фильмы обучающие фильмы |
Раздел 10
Распространение и обобщение педагогического опыта
Проведение открытых уроков. Участие в проведение дней открытых дверей с посещением родителями обучающихся уроков. Также уроки посещают специалисты Службы сопровождения: логопед, психолог, дефектолог. Анализ работы детей и нахождение способов реализации программы обучения в классе.