Родительское собрание «Адаптация первоклассников»
Пояснительная записка к презентации
ГБОУ АО СКОШ №14 города Котласа
Архангельской области
Тема :"Адаптация первоклассников."
Разработала
Учитель начальных классов
ГБОУ АО СКОШ №14
Ренева Светлана Александровна
Родительское собрание для 1класса
Тема :"Адаптация первоклассников."
Целью психолого-педагогической деятельности является изучение особенностей психологического сопровождения личностного развития младших школьников в период адаптации.
Задачи:
1. Познакомить родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе адаптации первоклассников.
2. Дать практические советы по организации общения родителей с первоклассником.
3.Создать совместно с родителями и детьми модель их совместной полезной деятельности.
Ход собрания:
Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется …
Я. Корчак
№2 Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому.
№3 И нам с вами необходимо Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
№4 А еще научиться:
Сформировывать все психические процессы, которые помогут детям в обучении .
Развивать коммуникативную деятельность, самое главное умение общаться и найти себя в обществе.
Мы будем дальше формировать учебную деятельность, учить ребёнка учиться т.е.:
принимать учебную задачу;
пока совместно находить способы её решения;
отбирать нужные средства;
- вместе анализировать полученные результаты ,что получилось,а что нет.
Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками.
№5 Какие могут быть причины дезадаптации детей это:
Состояние здоровья (у каждого свои медицинские диагнозы, которые необходимо учитывать при обучении и воспитании детей)
Социально-бытовые условия семьи( это то ,когда у ребенка нет дома вообще своего личного пространства, где бы он мог побыть один просто поиграть или сделать домашнее задание..)
Внутрисемейные отношения (напряженные семейные отношения между родителями. Они очень влияют на адаптацию ребенка к школе ,такие дети не могут нормально общаться со сверстниками и взрослыми т.к. у них нет домашней модели общения и поведения. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка легче, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников )
Режим дня(вроде такая малость как не выполнение режима дня, для многих родителей не важна,а на самом деле режим всегда хорошо организует, благодаря режиму дети находят время для отдыха и конечно же помогает первоклассникам в адаптации к школе)
Коммуникативные особенности личности (это те дети, для которых необходима помощь не только педагогов и родителей, но и специалистов психологов ,психиатров или невропатологов)
№6 Поговорим о том как мы можем помочь адаптироваться своим детям.
Необходимо сохранять физическое, психическое и социальное здоровье детей
Устанавливать контакты с учащимися и учителями. Отношение взрослых к школе передаются детямт.к. родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей.
Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать. Принимая активное участие в жизни класса, вы повысите свой авторитет в глазах ребенка. Он будет уважать вас и гордиться тем, что школьная деятельность — ваше общее дело. Вы станете еще большими друзьями.
Нужно формировать адекватное поведение детей, делать замечания, вовремя реагировать на неправильные поступки ,обязательно выражать свое отношение на происходящее, ни в коем случае не молчать.
Помогать овладевать вместе навыками учебной деятельности.
Читать слайд №7 все начинается с семьи...,
№8 Предлагаю вашему вниманию так называемую модель "закона семьи",слайд №9
№10 В помощь родителям я составила некоторые вопросы, которые можно задавать детям, чтобы узнать про их школьную жизнь.
№11 А вот совет психолога ,подтверждающий вышесказанное.
В заключение можно выделить некоторые моменты из нашей беседы...(слайд 12)
И не забывайте слова В.А.Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
Литература:
- О.В.Хмельницкая, И.Л. Меняйло. Родительское собрание. Особенности и трудности периода адаптации к школе у первоклассников, с.82–91. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).
- Дошкольник становится школьником. В.Д. Еремеева, с.18–27. В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008.– 128 с. – (Занковское пространство; Вып.1).
- Амонашвили Ш.А. Как живете дети? – М., 1986.
- А. И. Буренина. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., исправ. и допол. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с., с.106.
- С.Г. Ананьева, С.А. Шахматова. Материалы к родительскому собранию “Семья и школа: коллеги и партнеры”, с. 60–63.
- В содружестве с родителями: Сборник – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2008. – 112 с. – (Занковское пространство; Вып.
- Ивановская О. Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная шк. – 1999. - N 1. - С. 61-63.
Ильина Оксана Геннадьевна
Панюкова Ольга Васильевна
Светлана