Аналитическая записка. Готовность обучающихся 4 класса ко второму уровню обучения
Начальное образование – это первый уровень непрерывного среднего образования. От того, как оно будет спланировано и организованно, зависит успешность дальнейшего обучения школьника.
Главными задачами начальной школы определены следующие:
- обеспечить становление личности ребенка;
- раскрыть его способности;
- сформировать желание и умение учиться;
- помочь приобрести прочные знания и навыки, определяемые учебными программами, опыт общения, сотрудничества.
Таким образом, конечная цель учителя начальной школы сформировать личность, готовую к продолжению образования в основной школе, способную постигать новые знания и применять их в практической деятельности.
Время перехода учащихся из начальной школы на второй уровень общего образования является одним из кризисных периодов их личностного развития. При этом существенно меняются требования учебной деятельности и социальная ситуация развития: на смену одному учителю приходит несколько учителей - предметников, расширяется круг общения со сверстниками, возникает необходимость усвоения новых учебных предметов. Данный период также характеризуется тем, что усложняется учебный материал и формы организации учебно-воспитательной работы, методы и приемы обучения.
Анализ школьной практики показывает, что переход в пятый класс психологически слабо подготовленных школьников усугубляет их негативное отношение к учебе и школе в целом. Все это сказывается и на их обучаемости, и на развитии личности, и на ее психическом здоровье.
У некоторых обучающихся могут возникнуть трудности переходного периода, обусловленные особенностями личностного развития школьников и включающие: потерю интереса к учебе и школе в целом (что определяет нежелание учиться) и низкий уровень учебно-познавательной мотивации.
Успешной адаптации также мешает слабая ориентированность учащихся в специфике переходного периода, в требованиях, которые будут предъявляться к ним в основной школе.
Перечисленные трудности препятствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и представляют собой "факторы риска" возникновения различных дезадаптаций, которые не только снижают желание школьников учиться дальше, но и ведут к личностным нарушениям.
Знания трудностей переходного периода позволяет учителю и родителям проводить более целенаправленно работу по формированию психологической готовности учащихся ко второй ступени образования. Важно выявить потенциальные "группы риска", т.е. детей, которые в пятом классе могут столкнуться с трудностями, и проводить с ними психокоррекционную работу.
Школьная практика показывает затруднения, иногда конфликты, причины которых нередко кроются в том, что не все выпускники начальной школы обладают необходимыми для дальнейшей успешной учебы качествами личности. Если ученик способен выполнять требования, предъявляемые ему учителем, легко и быстро, то можно говорить о его готовности ко второй ступени общего образования
По каким же показателям школьный психолог может судить о том, насколько обучающиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю? Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Для того чтобы включиться в новую социальную ситуацию при переходе из начальной школы в основную, ученик должен обладать определенными психологическими особенностями, свидетельствующими не только об успешном завершении начальной школы, но и всего предыдущего этапа возрастного развития. Эту совокупность качеств можно определить как должную, нормативную модель личности выпускника начальной школы в аспекте его готовности ко второй ступени общего образования.
Говорить о личностной готовности ученика к переходу в основную школу можно, если выпускник начальной школы:
- внутренне ориентирован в отношении будущей деятельности и общения в пятом классе - осведомлен об особенностях переходного периода, о специфике деятельности и общения в новых условиях;
- осознает требования, которые будут ему предъявляться учителями-предметниками в пятом классе; знает трудности и направлен на их преодоление;
- имеет адекватную самооценку личности и готовности ко второй ступени общего образования;
- самооценка в учебной деятельности совпадает с оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
- осознает, каких результатов ждут от него в пятом классе значимые окружающие, ожидаемые оценки совпадают с личностными социальными ожиданиями от будущей деятельности;
- имеет реальные личностные ожидания от будущих учителей;
- направлен на дальнейшую учебу в пятом классе - осознает важность учебы и имеет чувство необходимости учения;
- в мотивации учения преобладают учебно-познавательные и широкие социальные мотивы;
- проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам;
- имеет четкие представления о качествах личности, необходимых ему для успешной деятельности на второй ступени общего образования;
- хочет и любит учиться, к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному событию в жизни.
Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному и образовательному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызывать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях и вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные.