Аналитическая записка на тему «Формы работы с родителями: варианты перспективного сотрудничества»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
аНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА НА ТЕМУ «фОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: ВАРИАНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»
Автор выпускной работы,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 91» г. Перми Миролюбова О.Н.
Пермь 2021
В апреле 2010 г. в 19 регионах страны в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебно-воспитательный процесс в рамках курса направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводиться в конце 4 класса – первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, когда ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения. У школьника происходит переосмысление ценностей. В такой период очень важно создать определенное культурологическое и мировоззренческое пространство, которое способствует формированию у учащегося собственных ценностей, строящихся на осознанном представлении о лучшем нравственном опыте человечества. Созданию такой среды призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс также направлен и на сплочение семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказания необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без поддержки со стороны родителей изучение предмета "Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка - семьей, школой, досугом.
Введению курса "Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, проведение родительских собраний, с целью знакомства с новым курсом, его структурой, содержанием, с тем, как будет организовано его изучение, создания установки на сотрудничество, определения форм совместной работы как в области учебной, так и внеурочной деятельности.
Так на уроках педагоги будут беседовать о нравственности, но если родители не проявят своей заинтересованности к поднятым проблемам, не будут выражать своего отношения, то все сказанное не выйдет за пределы классной комнаты и школы, не будет иметь должного эффекта. Поэтому важно обсудить с родителями возможность проведения семейных вечеров, когда они смогут обсудить с детьми то, что они изучают в рамках курса, выразить свое отношение к затрагиваемым вопросам. Возможна, как эквивалент, организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, о нравственных уроках, которые содержит то или иное произведение, давать рекомендации по выбору литературы, делиться впечатлениями о прочитанном.
Конечно, помощь и участие родителей будет необходимо детям и при подготовке домашнего задания, которое предполагает не поиск какой-то информации, а совместное обсуждение тем, поднятых в классе, составлении и фиксации суждений членов семьи на какое-либо утверждение, проведение анкетирования. Построение диалога в семье является одной из форм опосредованного сотрудничества с учителем, направленного на формирование мировоззрений учащегося. Кроме того, построение диалога в семье очень важно, так как позволяет расширить содержание речевого общение родителей и детей, почувствовать серьезность обсуждаемых в школе вопросов.
Вариантом удачного взаимодействия может быть и организованное в школе непосредственное общение педагога, детей и родителей. Такое общение будет строиться в форме уроков семейной любви, на которых каждый сможет обсудить важные в жизни любого человека понятия, высказать свое мнение, отношение, рассказать о ценностях, которые существуют в его жизни, задуматься о своих поступках, будет учиться слушать и слышать, уважать мнение другого человека.
Совместные с родителями экскурсии по местам воинской славы, в музей народного творчества, краеведческий музей, также являются формой эффективного взаимодействия и к тому же позволяют сделать материал курса более жизненным и наглядным.
Вариантом перспективного сотрудничества может быть внесение в план месяца семьи, в течение которого будет проводиться серия классных часов с участием членов семей школьников. В рамках этой недели учащиеся смогут задать интересующие их вопросы, пригласить своих родителей, бабушек и дедушек, которые поделятся со школьниками знаниями из своего жизненного опыта, расскажут о значимых для нашей страны событиях, свидетелями которых они являлись, о том, что помогло им в жизни достигнуть успеха. На данной неделе родители могут принять участие в проведении встречи с ветеранами, пригласить своих родителей, которые являются ветеранами и смогут рассказать о своей жизни, трудовых буднях.
Организация благотворительной ярмарки – это ещё одна из форм совместной работы с родителями, учащиеся могут подготовить творческие номера, а родители помочь в сборе вещей, книг, игрушек, сделать вместе с детьми поделки, приготовить сладости для ярмарки, а все вырученные после проведения ярмарки средства передать в благотворительный фонд.
Конечно же, помощь родителей может быть неоценима при подборе иллюстративного материала, планировании занятий, так как, возможно, некоторые родители посещали места, о которых пойдет речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни, узнали интересные народные традиции и могут поделиться впечатлениями, рассказать о них, показать фотографии.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом члены семей учеников могут выступить с устным журналом, сопровождаемым презентацией, о семейных традициях, правилах, например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие обязанности есть у каждого члена семьи, как подарки преподносятся детям и о других интересных чертах семейного уклада.
По окончанию курса, знание традиций, праздников, основных религиозных понятий и фактов может стать темой семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Возможно в рамках курса проведение педагогами школы конференции, где дети смогут представить подготовленные совместно с родителями проекты, например: «Как я понимаю, что такое добро и зло?», «Какой вклад я могу внести в благополучие моей семьи?», «Ценность дружбы в моей жизни», «Добро и зло в русских народных сказках». Важно, чтобы на данном мероприятии присутствовали и семьи учащихся.
Действенными вариантами сотрудничества является и проведение семейных спортивных мероприятий со смешанными командами, совместная трудовая деятельность (например, подготовка кабинета к новому учебному году, помощь в озеленении, участие в субботниках)
И конечно, удачным завершение курса может стать проведенный школьно-семейный праздник, здесь могут быть представлены номера детской художественной самодеятельности, содержащие какой-то моральный урок, либо представляющие культурные, духовно-нравственные традиции народов России.
Таким образом, учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для организации различных форм сотрудничества, вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи. Важно создать доверительную атмосферу, в которой каждый сможет выразить свое отношение, почувствовать важность своего мнения, своей деятельности для других людей.