12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Винокурова Татьяна Владимировна21
0

Аналитический отчет по итогам профессиональной деятельности воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 393













Аналитический отчет

по итогам профессиональной деятельности воспитателя на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"








                                                                                       Выполнил: воспитатель

Винокурова Татьяна Владимировна






г. Екатеринбург , 2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

Аналитическая часть……………………………………………………….5

Проектная часть……………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….14











































Введение

Актуальность

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Рисование развивает зрение и движение; конструирует зрительные образы; помогает овладеть формами; развивает чувственно-двигательную координацию; помогает постичь свойства материалов; обучает движениям, необходимым для тех или иных форм и линий. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение его уже начинается в дошкольном возрасте.

Я думаю, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета, свободное владение кистью руки. Рисование развивает психические функции такие как: память, внимание, логическое мышление, образное мышление, воображение, речь. Поэтому тему самообразования нетрадиционные приёмы рисования как средство развития детей дошкольного возраста считаю актуальной.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Изобразительная продуктивная деятельность

3

с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Педагогическая целесообразность

Используя на занятиях традиционные техники рисования, я поняла, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи

информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал дошкольников нового поколения стал намного выше. Изучив методическую литературу по данной теме, сделала вывод, что нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цель предоставленного опыта - создание психолого-педагогических условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

* создать благоприятные психолого-педагогические условия для развития творческой активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

* пополнить развивающую предметно - пространственную среду для возможности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования;

* совершенствовать образовательную деятельность дошкольников посредством применения современных образовательных технологий;

* повысить компетентность педагогов и родительскую активность в данной области.










4

Аналитическая часть


Новизна

В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В своей работе использую педагогические технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

- педагогические (доверительная беседа, стимулирование, пауза);

- информационные.

В процессе обучения опираюсь на принципы построения общей дидактики:

- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

- личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

- принцип наглядности: выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Работу проводила поэтапно:

На подготовительном этапе к таким занятиям считаю необходимым в ходе игры, беседы, наблюдений, чтения художественной литературы донести до детей красоту


5


 окружающего мира, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы.

2.На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

3.На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие формы работы:

-коллективная работа с детьми;

-групповая работа с детьми;

-индивидуальная работа с детьми.

Работа с детьми реализуется через блоки:

- блок специально организованного обучения ( занятия);

- блок совместной деятельности воспитателя с детьми (конструирование, рисование, игры);

- блок свободной самостоятельной деятельности под руководством педагога;

- блок самостоятельной деятельности ребенка.

Также мной были созданы условия для развития творческих способностей воспитанников:

* организация целенаправленной досуговой деятельности дошкольников в дошкольном учреждении и семье;

* учет индивидуальных особенностей ребенка;

* обучение, в процессе которого формируются способы действия,

способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;

* комплексное и системное использование методов и приемов;

* окружающая предметно-пространственная развивающая среда;

* семейно-родительские отношения.

Необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды. Развивающую предметно-пространственную среду организую с учетом ФГОС ДО, способствующую развитию у детей творческих способностей. Работая в данном направлении, стремлюсь к тому, чтобы окружающая обстановка была безопасной, эстетически привлекательной, развивающей и вызывала стремление к самостоятельной деятельности.


6


Оформила уголок изобразительного творчества «Юный художник». Основная цель которого - активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей. Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: тычки, штамповки, штампы разной фактуры, трафареты и д.р. Создана база видео и аудио материалов по использованию нетрадиционных техник рисования (презентации, видеофильмы, аудиокниги).

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельностью, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного разработала перспективный план занятий по нетрадиционным техникам рисования на 2018-2019 год. В работе использую следующие нетрадиционные техники рисования:

* техника рисования ладошками

* техника рисования вилками

* техника рисования методом штриховки

* техника рисования ватной палочкой

* техника рисования с мокрым эффектом (использование жидкого мыла, кляксы, брызги)

* техника рисования воско-графия

* техника-отпечаток

-комочек мятой бумаги

-«печать листьями»

-штампы из картошки

-гофрокартон

* техника рисования манкой

* техника совмещения акварели с восковыми мелками

* техника пластилинография

* техника рисования глазурью

В ходе работы разработала и провела ряд занятий: «Осенний пейзаж», «Полярная ночь», «Красивое развесистое дерево зимой», «Путешествие в животный мир Африки",

7

 «Подводное царство», и др.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Игровые методы являются составной частью целой системы методов:

* метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

*   словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

*  практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

*  эвристический (развитие находчивости и активности);

*  проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет , включения проблемной ситуации в ход занятия);

Большое внимание уделяю работе с семьями воспитанников. Мной была создана система работы с родителями для реализации, которой проведена деятельность следующей направленности:

- информационно – просветительская: разработала тематические листовки «Детское творчество в домашних условия», «Дети любят рисовать», провела мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования. Рисование мыльными пузырями»;

- консультативная работа: организация индивидуальных консультаций по запросам и заявкам родителей («Значение рисования нетрадиционными способами», «Как развивать творческие способности у детей: 30 советов для родителей»);

- организационная работа: выставки детско-родительских работ «Новогодняя елочная игрушка», «Космос. Вселенная», «Пожарная безопасность», день открытых дверей, разработка семейных проектов («Моя мама лучшая на свете»), совместные детско-родительские экскурсии;

- диагностическая: анкетирование родителей (анкета для родителей по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования)

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

- Интерьер и оформление группы родители оценили на «хорошо» – 82%.

- Родители отметили, что у детей возрос интерес к рисованию – 86%.

- В домашней обстановке дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, рисуют совместно с родителями – 75%.


8

-Наглядную информацию по развитию у детей навыков изобразительной деятельности считают полезной и интересной – 78%.

- Родители считают, что в детском саду созданы условия для творческого развития детей – 87%.

Таким образом, анализ анкет показал, что созданы условия для развития творческих способностей детей в домашних условиях, и родители удовлетворены развивающей предметно-пространственной средой в группе.

О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей, овладение практическими средствами и способами развития творческих способностей детей, повышение активности родителей воспитанников в участии совместных мероприятиях группы и ДОУ.

Опыт своей педагогической деятельности представляла педагогическому сообществу ДОУ на педагогических советах: доклад «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования».

Широко использую в работе технические средства: компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фотоаппарат, телевизор, и др.

Наблюдается динамика в повышении уровня развития творческих способностей детей. Благодаря интеграции различных видов художественной деятельности дети успешно освоили способы и средства создания выразительного образа и с желанием выражали личностный потенциал в продуктивной форме.

Мониторинг развития художественного творчества (2017-2019г.) состоял из анализа следующих критериев:

* интерес к ИЗО деятельности;

* создание композиций;

* использование средств выразительности;

* овладение техникой.

При проведении педагогического исследования были использованы методы:

* беседа;

* наблюдение;

* анализ продуктов детской деятельности.

Проведенная работа способствовала достижению стабильных положительных результатов освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования. По итогам мониторинга освоения воспитанниками образовательной программы (2017 г. - 2019 г.) отмечается положительная динамика результатов, показатель среднего уровня познавательного развития в 2019 году составил 20% (в 2017 г. - 15%), речево-

9

го развития – 17% (в 2017 г. – 10%), социально-коммуникативного развития – 16% (в 2017 г. – 12%), физического развития 20% (в 2017 г.– 13%).

Воспитанники социально адаптированы и успешны, о чём свидетельствует их активность в мероприятиях различных уровней. В 2019 году воспитанники стали победителями всероссийского конкурса рисунков «На взлете» и конкурса рисунков «Надежды России».







































10

Проектная часть


Работая с детьми, я обратила внимание на результаты диагностического обследования по художественному творчеству.

Дети показывают хорошие результаты по критериям:

* умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

* умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

* умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

* умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

* умение использовать трафареты и печати при работе;

* умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

* неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

* пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

* растерянность при использовании способов нестандартного рисования;

* умение экспериментировать с изобразительными материалами;

* ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

* проявление фантазии, художественного творчества;

* умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Подводя итоги, я понимаю, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы буду углублённо изучать методическую литературу по нетрадиционным техникам рисования. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Я планирую продолжать работу по освоению нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста, а также в подготовительной группе. Познакомить детей с новыми техниками рисования:

* монотопия пейзажная

* граттаж черно-белый, цветной

11

* рисование нитками

Планирую познакомить детей с доступными способами работы в технике «Батик». Роспись по ткани - это интересное и увлекательное занятие, весьма эффективное по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

Планирую освоить ассоциативную технологию рисования. Само слово «ассоциация» переводится как «объединение». В психологии под ассоциацией понимается возникающая в процессе мышления связь между некими объектами или явлениями. В узком смысле, ассоциация — это некий образ, возникающий в сознании при воздействии внешнего раздражителя — любого, это может быть звук, запах, какой-то визуальный объект. Ассоциации субъективны, они зависят от индивидуального опыта человека. Для художников поиск ассоциаций — это чаще всего вспомогательное упражнение, направленное на развитие творческого мышления. Вариантов таких упражнений может быть множество. Например, детская игра «на что похожи облака»? Дети ассоциации находят быстрее и легче, у них мышление не так инертно, как у большинства взрослы. Однако ассоциативное мышление имеет свойство развиваться. И даже если сейчас для вас облака похожи исключительно на облака, научиться в них видеть интересные образы — вопрос времени и желания.

Планирую организовать проект « Вместе с папой, вместе с мамой» (вернисаж работ одной семьи в технике нетрадиционного рисования).

Планирую разработать программу по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.


















12

Заключение


Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувство, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности:

* способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;

* стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;

* дает возможность экспериментировать;

* развивает тактильную чувствительность, цветовосприятие;

* способствует развитию зрительно-моторной координации;

* не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;

* развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Главное условие развития у ребенка творческого потенциала – это вдумчивые, увлеченные взрослые – родители. Свою миссию вижу в том, чтобы создать условия для достижения высокого качества в развитии детей путем организации взаимодействия с родителями воспитанников. В такой совместной деятельности ребенок получает большие возможности для самовыражения, совершенствует свои способности.

13

Литература

Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.

Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.

Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.

Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006.

Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.





























14















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.