12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Степанова Мария Николаевна224
Педагог-психолог
Россия, Свердловская обл., сухой лог
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
2

Аналитический отчет за период профессиональной деятельности (2014-2016 годы)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Аналитический отчет

за период профессиональной деятельности

(2014 – 2016 годы)

Составитель:

Степанова Мария Николаевна

Должность:

педагог-психолог

г. Сухой Лог,

2016 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 5

1.1. Цели и задачи образования в условиях перехода на ФГОС 5

1.2. Цели и задачи образования в условиях внедрения ФГОС ОВЗ 7

1.3. Принципы работы педагога-психолога, целевая аудитория, основные направления работы 9

1.4. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения 14

1.5. Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования 16

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17

2.1. Диагностическое направление 18

2.2. Коррекционно-развивающее направление 26

2.3. Консультативно-просветительское направление 28

2.4. Организационно-методическое направление 31

2.5. Школьная служба примирения (медиация) 32

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 33

4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 36

4.1. Противоречия и проблемы, возникшие в период профессиональной деятельности, пути их решения 36

4.2. Направления профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

 ВВЕДЕНИЕ

Чтобы понять человека,

надо его полюбить.

Л. Фейербах

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальным является работа психолога в школе.

Объектом моей профессиональной деятельности в период 2014-2016 гг. является процесс психолого-педагогического сопровождения субъектов образования.

Предмет: субъекты образовательного процесса.

Целью профессиональной деятельности было психолого-педагогическое сопровождение участников учебного процесса, создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

- осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся образовательного учреждения;

- оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса;

- оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся, формировании личностных и профессиональных компетенций;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА;

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ.

Цель данного аналитического отчета является обобщение и представление результатов психолого-педагогической деятельности в период с 2014-2016 гг.

Задачи:

- Обобщение и представление имеющегося опыта по психолого-педагогическому сопровождению всех субъектов образования;

- Самооценка эффективности собственной деятельности.

В своей деятельности я опираюсь на следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон «Об образованиив Российской Федерации»от 29.12.12 г. № 273-ФЗ

2. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28 – 51 – 513/16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

3. Приказ Минобразования РФ от 22.10. 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

6. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

7. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (ред. 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 15785 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»;

8. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (с изменениями на 23 июля 2013 года);

9. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. – 235 с;

10. Письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

11. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской федерации»;

12. Приказ от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность».

13. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

14. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

15. Программа развития МБОУ СОШ № 5 на 2014-2019 годы.

16. Устав МАОУ СОШ № 5.

17. Образовательные программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5».

 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1.1. Цели и задачи образования в условиях перехода на ФГОС

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя.

Задачи: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

В основе деятельности лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные компетенции. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовать свою работу.

В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ должны обеспечить:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

1.2. Цели и задачи образования в условиях внедрения ФГОС ОВЗ

Минобрнауки РФ изданы приказы об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью вступил в действие с 1 сентября 2016 года.

В основу стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладения ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования;

- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;

- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

- разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и свободы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Коррекционная работа должна обеспечить:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Коррекционная работа должна содержать:

- индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;

- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся;

- корректировку коррекционных мероприятий.

Таким образом, при реализации ФГОС и внедрении ФГОС ОВЗ работа психолога, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев.

Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

1.3. Принципы работы педагога-психолога, целевая аудитория, основные направления работы

Профессиональная позиция и статус педагога-психолога во многом определяются принципами, которыми он должен придерживаться в своей непосредственной работе в образовательном пространстве.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности:

- Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента;

- Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям;

- Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным;

- Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности;

- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом;

- На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.);

- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности:

- Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

- Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности:

- Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность;

- Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред;

- Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством;

- Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях;

- Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности;

- Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны;

- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности:

- Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности;

- В случае расхождения между нормами Этического Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии;

- Нормы Этического Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса;

- Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы Этического Кодекса.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии:

- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов;

- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога;

- Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента:

- В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди»;

- Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям;

- В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса;

- Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации:

- Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений;

- Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц;

- Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования:

- Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие;

- В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента;

- Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.;

- Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык;

- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий;

- В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Целевая аудитория:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями (законными представителями) учащихся.

Приоритетные направления работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС позволяет повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности улучшение качества образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяет корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и является комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

1. Просвещение обучающихся, педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы, которые должны быть практико-ориентированы.

2. Изучение развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирование ключевых компетенций.

  1.4. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения

Диагностика.

Психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушения в обучении, развитии, социальной адаптации.

Развивающая работа.

Формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционная работа.

Организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Консультирование.

Помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей.

Психологическое просвещение.

Формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом через разнообразные формы работы (родительские собрания, письменные извещения, консультации, беседы и т.д.).

Профилактика.

Предупреждение возникновений явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и предупреждение факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Организационно-методическая работа включает в себя следующее:

- Анализ научной и практической литературы для подбора психологического инструментария и разработки развивающих и /или коррекционно-развивающих занятий;

- Подготовка к консультациям, с целью формирования потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития;

- Подготовка и оформление информационных стендов для обучающихся, родителей и педагогов школы;

- Подготовка информационных писем (памяток) для участников образовательного процесса;

- Анализ и обработка результатов диагностики, составление рекомендаций для родителей и педагогов;

- Изучение материалов периодической печати, с целью подготовки к индивидуальному или групповому консультированию родителей/педагогов;

- Подготовка материала для проведения групповой /индивидуальной работы с детьми;

- Подготовка психологического инструментария к обследованию, написание заключений;

- Заполнение отчетной документации педагога-психолога.

В своей работе педагог-психолог использует практико-ориентированные формы и методы и приемы работы при осуществлении психологического сопровождения: занятия с элементами тренинга, круглый стол, беседа с элементами практикума, консультация, психологическая игра, акция, групповая дискуссия, диагностика и все это проходит в групповой форме или индивидуальной.

  1.5. Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования

1. Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться». Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

2. Основная школа – сопровождение перехода в основную школу. Адаптация к новым условиями обучения и подростковой и юношеской субкультуры, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем социализации, налаживание новой системы межличностных отношений, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения,формирование у обучающихся, навыков организации здорового образа жизни.

3. Старшая школа – помощь в профессиональном самоопределении, поддержка в решении личностных проблем, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, формирование у обучающихся, навыков организации здорового образа жизни.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Целью профессиональной деятельности было психолого-педагогическое сопровождение участников учебного процесса, создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

- осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся образовательного учреждения;

- оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса;

- оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся, формировании личностных и профессиональных компетенций;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА;

- пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ.

Для реализации поставленных задач мною проводилась работа по следующим направлениям:

1. диагностическое;

2. коррекционно-развивающее;

3. консультативно-просветительское;

4. организационно-методическое.

2.1. Диагностическое направление

Большое внимание уделяю методике проведения психологической диагностики. Психодиагностическая работа ведется со всеми субъектами образовательного процесса. Диагностика психологических условий образовательной среды позволяет выявить стрессовые ситуации в образовательном процессе и определить условия, обеспечивающие дифференциацию обучения. Данные, полученные в ходе диагностики, применяю в разработке индивидуальных или групповых коррекционных, профилактических занятий, а также довожу до сведения родителей (законных представителей) и классного руководителя.

В течение 2014-2015учебного года проводились следующие диагностические исследования по запросам классных руководителей, администрации школы, родителей (законных представителей):

Диагностическая работа по изучению отношения к школе и тревожности учащихся 1-х класса;

Отношение к школе и учению учащихся 1а, 1б класса

2014-2015 учебный годВ результате исследования было выявлено следующее:

1. В 1а классе – 10 человек (45,5%) и в 1б классе – 10 человек (47,6%) сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, они готовы к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

2. 12 человек (54,5%) из 1а класса и 11 человек (52,4%) из 1б класса – есть некоторая тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации. Необходимо расширить круг их знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к школе и учению.

3. Отсутствуют учащиеся, у которых явно выраженный страх перед школой.

Групповое исследование межличностных отношений обучающихся 5-х классов;

Групповая сплоченность 5а, 5б классов

2014-2015 учебный год

Класс

Групповая сплоченность (%)

Уровень сплоченности

61%

Высокий уровень

57,1%

Высокий уровень

В результате изучения групповой сплоченности 5а и 5б классов можно сделать следующий вывод:

Коллективы 5а и 5б можно считать сплоченными, благополучными, так как в них нет изолированных детей.

Групповое исследование обучающихся 4-го класса при переходе на 2-ю образовательную ступень (исследование школьной тревожности);

Уровни школьной тревожности у учащихся 4 класса

2014-2015 учебный год

Из результатов исследования видно, что показатели тревожности распределены следующим образом: самый большой процент очень высокой тревожности получился по шкале «Страх проверки знаний». Совершенно не вызывает очень высокой тревожности показатели шкал «Фрустрация потребности в достижении успеха» и «Проблемы и страхи в отношении с учителем» (хотя по шкале повышенной тревожности он составляет 48,4%).

Следующий уровень повышенная тревожность. По нему мы получили самый большой процент по шкалам «Страх самовыражения» (58,1%), «Страх ситуации проверки знаний» (58,1%) и «Проблемы и страхи в отношении с учителем» (48,4%).

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать к началу подросткового возраста. При благоприятных условиях и психологической поддержки со стороны социального окружения эти дети будут испытывать эмоциональный комфорт. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых (важно, чтобы оно было положительным).

Индивидуальная диагностическая работа по определению профессиональной направленности личности к определенной сфере деятельности в 9 классе.

Проводилась методика оценки профессиональных интересов и способностей (Тест Соломина И.Л.). Данный тест определяет профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности, а также подробную информацию о различных видах профессий.

Полученные результаты исследования доводились до сведения учащихся, велась разъяснительная работа по результатам.

Групповая диагностическая работа на выявление осознаваемых учащимися 10 класса мотивов учебной деятельности;

Осознаваемые мотивы учебной деятельности учащихся 10 класса

2014-2015 учебный год

Познавательные мотивы у 1 человека находятся на высоком уровне, что составляет 12,5% класса, у 6 человек проявляется на среднем уровне (75%) и у 1 человека присутствует низкий уровень (12,5%).

Коммуникативные мотивы учения: средний уровень - 6 человек (75%), низкий уровень - 2 человека (25%).

Эмоциональные мотивы: высокий уровень - 1 человек (12,5%), средний уровень - 7 человек (87,5%).

Мотивы саморазвития: высокий уровень - 3 человека (37,5%), средний уровень - 4 человека (50%), низкий уровень - 1 человек (12,5%).

Позиция школьника. 5 учащихся имеют высокий уровень (62,5%), у 2 человек средний уровень (25%), низкий уровень у 1 человека (12,5%).

Мотивы к достижениям. 1 человек (12,5%) мотивы находятся на высоком уровне, у 6 человек (75%) на среднем уровне и у 1 человека (12,5%) на низком уровне.

Внешние мотивы (поощрение, наказание). 1 человек (12,5%) мотивы находятся на высоком уровне, у 6 человек (75%) на среднем уровне и у 1 человека (12,5%) на низком уровне.

Групповая диагностическая работа с педагогами по определению уровня профессионального выгорания;

Уровни профессионального выгорания педагогов

2014-2015 учебный год

В результате исследования были выявлены следующие результаты:

- у 8,3% - высокий, у 12,5% средний и у 79,2% - низкий уровни эмоционального истощения, чувства эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой.

- у 12,5% - высокий, у 20,8% средний и у 66,7% - низкий уровни деперсонализации, которая выражается в циничном отношении к труду и объектам своего труда. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которая со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам

- у 16,7% - высокий, у 33,3% средний и у 50% - низкий уровни редукции профессиональных достижений, выражающихся в возникновении у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Анкетирование педагогов с целью изучения уровня удовлетворенности жизнедеятельностью ОУ;

Уровни удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью ОУ

2014-2015 учебный год

Анализ всех анкет позволил выявить следующие результаты:

26,3 % (5 чел.) – высокий уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе;

73,7 % (14 чел.) – средний уровень;

Низкий уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью ОУ отсутствует.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что удовлетворенностьпедагогов жизнедеятельностью ОУ находится на среднем уровне.

Анкетирование учащихся с целью изучения степени удовлетворенности школьной жизнью.

Уровни удовлетворенности учащимися школьной жизнью

2014-2015 учебный год

Анализ всех анкет позволил выявить следующие результаты:

40,9 % (90 чел.) – высокий уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;

47,7 % (105 чел.) – средний уровень;

11,4 % (25 чел.) – низкий уровень удовлетворенности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что удовлетворенностьучащихся школьной жизнью находится на среднем уровне.

В течение 2015-2016 учебного года проводились следующие диагностические исследования по запросам классных руководителей, администрации школы:

Диагностическая работа по изучению отношения к школе и учению (внутренняя позиция школьника) учащихся 1-х класса;

Отношение к школе и учению учащихся 1а, 1б классов

2015-2016 учебный год

В результате проведенного теста выявлено:

1. Сформировано общественно-значимое понятие содержания уроков у 23 человек (92%) в 1а классе и у 14 человек (70%) в 1б классе;

2. Не выработана общественная форма организации учебного процесса у 8% (2 человека) в 1а классе и у 30% (6 человек) в 1б классе.

Групповое исследование межличностных отношений обучающихся 5 класса;

Групповая сплоченность 5 класса

2015-2016 учебный год

Класс

Групповая сплоченность (%)

Уровень сплоченности

5

57%

Высокий уровень

В результате изучения групповой сплоченности 5 класса можно сделать следующий вывод:

Коллектив 5 класса можно считать сплоченными, благополучными, так как в нем нет изолированных детей.

Групповое исследование обучающихся 4-го класса при переходе на 2-ю образовательную ступень;

Отношение к школе и уровень тревожности учащихся 4 класса

2015-2016 учебный год

Таким образом, тревожность учащихся находится на разных уровнях, а именно:

- У 15 человек (55,6%) низкий уровень тревожности, сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению;

- У 12 человек (44,4%) средний уровень тревожности, есть тревога по поводу школьного обучения, как незнакомой для них ситуации;

- Отсутствуют учащиеся, у которых явно выраженный страх перед школой.

Групповая диагностическая работа по профессиональному самоопределению в 8, 9, 11 классах;

В 8-х классах проводилась методика «Профиль», в 9а классе проводился тест Айзенка на определение типа темперамента, а затем по типу темперамента был подбор профессий, в 9б классе был проведен опросник Холланда, и в 11 классе проводилась методика оценки профессиональных интересов и способностей (Тест Соломина И.Л.).

Полученные результаты исследования доводились до сведения учащихся, велась разъяснительная работа по результатам.

Анкетирование учащихся 9, 11 классов с целью выяснения оценки деятельности педагога-психолога в период реализации программы психологической готовностик сдаче ЕГЭ (ОГЭ, ГВЭ) и ГИА;

В результате анкетирование было выявлено следующее:

1. Проведенными занятиями очень довольны – 8 человек (20,5%), довольны – 26 человек (66,7%), не очень довольны – 4 человека (10,3%) и 1 человек (2,5%) – не доволен.

2. Очень полезными для себя занятия считают 8 человек (20,5%), полезными – 25 человек (64,1%), не очень полезными – 4 человека (10,3%) и 2 человека (5,1%) считают занятия бесполезными.

3. 12 человек (30,8%) обязательно будут применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях, 16 человек (41%) – будут применять, 11 человек (28,2%) – не уверены, что будут применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Оценка учащихся 9, 11 классов степени тревожности и страхов

по поводу экзаменов до и после занятий

2015-2016 учебный год

Анкетирование учащихся с целью изучения степени удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Анализ анкет позволил выявить следующие результаты:

Было опрошено 59 учащихся 3 и 4 классов способных в соответствии с возрастом, высказать свою точку зрения и оценить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг. Это 38,5% от общего числа учащихся начальной школы. По большинству показателей ребята дали высокую оценку качеству образовательных услуг, предоставляемых школой, от 4 до 5 баллов. Самый высокий балл учащиеся поставили профессионализму учителей (5), чуть ниже оценили систему оценивания знаний и умений (регулярность, точность, объективность, организацию образовательного процесса, его обеспеченность оборудованием (по 4,7 балла) – и в целом удовлетворены образовательным учреждением, его статусом и условиями учебы на 4,7 балла.

Среди учащихся 5-11 классов в анкетировании приняли участие 112 чел. (62,6%). Учащиеся основной и средней школы также оценили профессионализм учителей на 5 максимальных баллов. Их оценка качества образовательных услуг колеблется от 4,4 до 4,7 балла.

Таким образом, данные полученные в результате исследования доводятся до сведения родителей (законных представителей), классных руководителей, что позволяет:

возможность корректировать свою работу и работу педагогов, исходя из анализа;

возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика;

разрабатывать методические материалы по устранению проблем и их коррекции;

выявлять факторы и условия, влияющие на качество обучения.

2.2. Коррекционно-развивающее направление

Работа в данном направлении ведется в соответствии с планом работы, а также по запросам классных руководителей.

Занятия с элементами тренинга направлены на сплочение ученического коллектива в период адаптации, а также при вхождении в коллектив нового учащегося. Также проводились занятия на развитие самоанализа и самовыражения, направленные на развитие доброжелательного отношения к друг другу.

Ряд занятий носил профилактический характер, например:

- занятие «Мир на Земле начинается дома»- профилактика жестокого обращения с детьми в семье (коллективе);

- занятие «Компьютер-это добро или зло?» 4, 6 классы, информирование о последствиях злоупотребления компьютером у детей. Формирование личной ответственности за свое здоровье;

- занятие для педагогов «Почему я выгораю?», предупреждение синдрома профессионального выгорания педагогов.

В рамках профориентационного направления была проведена профориентационная игра. Профориентационным направлением деятельности охвачены 8-11 классы. Имеются стабильные положительные результаты профориетационной деятельности – все выпускники поступили в образовательные учреждения.

В 2015-2016 учебном году велась работа по реализации программы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в подготовке к ЕГЭ и ГИА» для учащихся 9 и 11 классов. В 2016-2017 учебном году работа по данной программе ведется.

С 2016-2017 учебного года осуществляется работа с детьми имеющие задержку психического развития, для этого были разработаны коррекционно-развивающие программы для детей 8-10 лет, 5-6 классов, 7-8 классов. Также с этого года осуществляется сопровождение детей подготовительной и старшей групп, занятия направлены на создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников.

В 2014-2015 учебном году коррекционно-развивающими и профилактическими занятиями с элементами тренинга было охвачено 80% учащихся, в 2015-2016 учебном году 100% охват учащихся в профилактические и коррекционно-развивающие занятия.

Для разработки занятий использую следующие программы:

1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования;

2. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста ЛадьЯ;

3. Методическая разработка тренинга «Разрешение конфликтов»;

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с: илл. — (Психологическая работа с детьми.);

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.;

6. Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. -Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2001. - 96 с.;

7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.;

8. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). - М.: «Ось-89», 2001. -128с.;

9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – 3-е изд. — М.: Генезис, 2010. — 167 с.;

10. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.

  2.3. Консультативно-просветительское направление

В период 2014-2016 годов проводились консультации для педагогов, родителей и обучающихся; разработаны и проведены тематические родительские собрания. Основная проблематика консультаций: проблемы во взаимоотношениях с учащимися, компьютерная и игровая зависимости, воспитание и обучение детей, ответственность за обучение и воспитание детей.

В течение 2014-2015 учебном году было 3 обращения родителей (законных представителей), в 2015-2016 учебном году увеличилось число обращений в 2 раза (6 обращений), а в начале 2016-2017 учебного года уже 3 обращения. Прослеживается положительная количественная динамика индивидуального консультирования родителей по проблемам их взаимодействия с детьми, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Индивидуальные консультации (беседы) с учащимися проходили по запросам педагогов, а также по собственной инициативе учащихся. В 2014-2015 учебном году состоялось 9 консультаций, в 2015-2016 учебном году количество обращений увеличилось (17 консультаций). Наблюдается востребованность учащимися в разъяснении сложившихся жизненных ситуаций и нахождения путей их решения.

В 2014-2016 учебных годах работу с родительской общественность выстраиваю так же в форме родительских собраний («Межличностные отношения в подростковом возрасте», «Психологическая готовность учащихся к сдаче экзаменов. Поддержка детей в период подготовке к экзаменам», «Психолого-педагогическое сопровождение 9б класса в 2016-2017 учебном году», «Готовность первоклассников к обучению. Результаты исследования», «Трудности адаптации пятиклассника к школе и пути их решения»).

 

2014-2015

2015-2016

Начало 2016-2017

Консультации родителей

3

6

3

Консультации обучающихся

9

17

2

Родительские собрания

1

1

3

Формирование у педагогических работников образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. С этой целью были подготовлены и представлены информационно-методические материалы: «Диагноз – неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления», «Адаптация учащихся 1-х классов», а также содействие педагогическому коллективу в подготовке актуального материала на темы: «Адаптация 1-х, 5-х классов», «Рекомендации родителям по воспитанию детей» и т.д.

На протяжении всего периода с 2014-2016 гг.активно принимаю участие в подготовке и проведении мероприятий различного уровня:

- Круглый стол «Опасность употребления ПАВ» для учащихся 9 класса;

- Межведомственная конференция «Я-будущий папа! Я-будущая мама! Посмотри на мир глазами родителей»;

- Просветительское мероприятие «Мы против СПИДа» для учащихся 8,10 классов;

- Просветительское мероприятие «Вежливый отказ: 6 способов сказать НЕТ» для учащихся 9,10,11 классов;

- Просветительский классный час в 6 классе «Компьютерная и игровая зависимость»;

- Выступала на учебно-практической конференции «Мы за здоровье и безопасность! Нет – наркотикам и экстремизму!»;

- Выступала на муниципальном уровне в роли эксперта на заседании дискуссионного клуба на тему «Школьная любовь. Ранние браки»;

- Подготовила детей к муниципальному рефлексивному практикуму по итогам конференции «Вектор «Я»: жизнь, творчество, активность...».

Представляла опыт своей профессиональной деятельности: педагогическому сообществу на муниципальном уровне на ассоциации педагогов-психологов по темам: «Технологии работы с учащимися и родителями, педагогами в период подготовки к ЕГЭ и ГИА», «Закон «Об образовании РФ» о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса».

Представила практическое занятие педагогическому сообществу учителей района в рамках единого методического дня по теме: «Почему я выгораю?».

Выступала на муниципальной конференции «Активизация профилактических и творческих возможностей комплексных обучающих программ в работе с педагогами по развитию организационной приверженности: формирование основ навыков эмоциональной вовлеченности, открытости, самоконтроля» в рамках ресурсного центра на тему «Почему я выгораю?».

Принимала участие в проведении сессии профессионально-личностного коучинга «Выбираю профессию! Выбираю будущее!» для учащихся 9, 11 классов на базе МАОУ «Лицей № 17» профильная «Осенняя инженерная каникулярная школа».

2.4. Организационно-методическое направление

В течение 2014-2016 учебных годов организационно-методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

- анализ и планирование деятельности: составление плана работы, циклограммы и графика работы педагога-психолога;

- анализ научной, методической литературы для подбора диагностического инструментария, разработки развивающих, коррекционных и профилактических занятий;

- обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей;

- анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;

- оформление отчетной документации педагога-психолога.

  2.5. Школьная служба примирения (медиация)

В МАОУ СОШ № 5 школьная служба примирения начала работу в 2015 году.

Работа в 2015-2016 учебном году по данному направлению была организованна следующим образом:

1. Для организации работы школьной службы примирения посещались методические мероприятия на базе МАОУ СОШ № 10;

2. На основании методических рекомендаций предложенных МАОУ СОШ № 10 и правовых документов федерального уровня было разработано положение об организации работы школьной службы примирения;

3. Проводились встречи между участниками конфликта, но без соблюдения этапов примирительной медиации. Данные встречи фиксировались в журнале бесед с обучающимися и их родителями.

С мая по октябрь 2016 года по данному направлению я прошла курсы профессиональной переподготовки по программе «Медиация в сфере образования», в объеме 250 часов.

В 2016-2017 учебном году в течение сентября - ноября проведены следующие мероприятия:

1. Дополнен пакет локально-нормативных документов, регламентирующих работу школьной службы примирения;

2. В целях применения принципов медиации в школе, с педагогическим коллективом был проведен педагогический совет с выступлением педагога-психолога на тему «Организация работы школьной службы примирения», где рассматривались вопросы: «Что такое медиация» и «Школьные службы примирения», а также определен состав педагогов, которые будут входить в школьную службу примирения.

В настоящее время ведутся следующие мероприятия:

1. Информирование родителей (законных представителей) о функционале школьной службе примирения на общешкольном родительском собрании, на классных родительских собраниях;

2. Информирование учащихся о функциях школьной службы примирения на ознакомительных беседах, на тематических классных часах, различных мероприятиях (конкурсах творческих работ, спортивных соревнованиях, КВН, викторинах), направленных на формирование навыков эффективного общения и разрешения конфликтов;

3. Набор учащихся в школьную службу примирения из 8-11 классов;

4. Обучение педагогов и учащихся по подготовке медиаторов школьной службы примирения;

5. Обновление информации о школьной службе примирения на информационном стенде, сайте ОУ для участников образовательного процесса.

  3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

В.А. Сухомлинский отмечал: «Процесс творчества характерен тем, что творец своей самой работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним».

Только педагог, имеющий активную жизненную позицию, занимающийся самореализацией, способен своей деятельностью заинтересовать обучающихся и смотивировать их на реализацию творческого потенциала.

В период с 2014-2016 гг. я принимала участие в организации и проведении различных мероприятий, а также в общественной жизни школы и городского округа:

в 2014-2015 учебном году:

- прошла курсы повышения квалификации по программе: «Повышение эффективности комплексной межведомственной профилактики подростковых зависимостей с учетом специфики образовательных организаций разных типов и видов»;

- заняла 3 место в муниципальном конкурсе «Методическая копилка» с методической разработкой учебного занятия «вежливый отказ: 6 способов сказать НЕТ»;

- участие в круглом столе «Опасность употребления ПАВ»;

- участие в конференции «Я-будущий папа! Я-будущая мама! Посмотри на мир глазами родителей».

в 2015-2016 учебном году:

- участие в первом съезде психологов образования Свердловской области: «Психологическая служба в сфере образования: ресурсы развития»;

- прошла курсы повышения квалификации по программе «Технологии создания и управление сайтом образовательного учреждения (организации)»;

- прошла курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогические условия социализации обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы»;

- прошла курсы профессиональной переподготовки по программе «Медиация в сфере образования»;

- участие в вебинаре на тему «Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников»;

- участие в роли эксперта на заседании дискуссионного клуба на тему «Школьная любовь. Ранние браки»;

- участие в учебно-практической конференции «Мы за здоровье и безопасность. Нет – наркотикам и экстремизму! Быть здоровым – МОДНО!», «Вектор «Я»: Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, АКТИВНОСТЬ!»;

- выступление на муниципальной ассоциации педагогов-психологов на темы: «Технологии работы с учащимися и родителями, педагогами в период подготовки к ЕГЭ и ГИА», «Закон «Об образовании в РФ» о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса»;

- представила практическое занятие педагогическому сообществу учителей района в рамках единого методического дня по теме: «Почему я выгораю?»;

- выступала на конференции «Активизация профилактических и творческих возможностей комплексных обучающих программ в работе с педагогами по развитию организационной приверженности: формирование основ навыков эмоциональной вовлеченности, открытости, самоконтроля» в рамках ресурсного центра на тему «Почему я выгораю?»;

- конференция на тему «Родительский контроль»;

- участие в Областном конкурсе молодых педагогов «Начало»;

- участие в III Областном конкурсе «Педагог-психолог Свердловской области – 2016»;

- награждена благодарственным письмом Управления образования Администрации городского округа Сухой Лог за подготовку команды «Радуга танцоров», занявшая 3 место в муниципальной конкурсно-развлекательной программе «Танцевальный марафон» среди оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей;

- представила своей педагогический опыт: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА» на всероссийском семинаре «Эффективные методики психологической поддержки обучающихся перед сдачей ЕГЭ и ОГЭ»;

- награждена благодарственным письмом Образовательного центра «Открытое образование» за продвижение идей смешанного обучения, эффективное партнерство, успешное позиционирование образовательной организации и собственного опыта на всероссийском уровне;

- участие во Всероссийском педагогическом конкурсе авторских эссе «портрет современного педагога»;

- участие в мастер-классе «Психологическая подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ».

В целях самообразования мной посещаются обучающие семинары, консультации:

- тематическая консультация «Индивидуально-гигиенические, полоролевые, психологические аспекты воспитания мальчиков и девочек от 1,5 до 6 лет в контексте первичной профилактики конфликтного и агрессивного поведения в образовательном социуме»;

- обучающий семинар «Жестокое обращение с детьми в семье: особенности работы по проблеме. Алгоритм действий педагога»;

- методический семинар «Организация взаимодействия специалистов МОУ со службой ППМС МКУ Управление образования: разработка и реализация совместных программ сопровождения несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении и поведении» и т.д.

Распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания:

- публикация в сборнике популярных материалов проекта «Инфоурок» -2016 по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при сдаче ЕГЭ и ГИА»;

- публикация в сборнике эссе III Областного конкурса «Педагог-психолог Свердловской области 2016» на тему: «Психологическое знание в моей личной и профессиональной жизни».

- систематически обмениваюсь опытом с коллегами на сайтах:

https://infourok.ru/user/stepanova-mariya-nikolaevna1 ;

http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/user/129948 ;

http://5shl.uralschool.ru/info/2016 ;

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/152453.html .

Публикации в электронном СМИ социальной сети работников образования учебно-методического материала: Памятка для выпускников «Как подготовиться к сдаче экзамена», «Как родителям разрешить конфликтную ситуацию в семье?», «Как подготовить ребенка к школе», и т.д..

Таким образом, своей образовательной деятельностью я вношу вклад в развитие муниципальной системы образования.

  4. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ  4.1. Противоречия и проблемы, возникшие в период профессиональной деятельности, пути их решения

Профессия педагога-психолога давно стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В каждом образовательном учреждении есть специалист подобного профиля. Многие авторы затрагивали проблему профессиональных обязанностей, ответственности компетентности таких специалистов. Однако этот вопрос и сейчас остается острым в условиях постоянного реформирования системы образования.

Все специалисты сходятся в том, что реализуя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса необходимо реализовывать несколько направлений работы: это диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Исходя из анализа педагогической деятельности, мною выявлены противоречие и проблемы.

Противоречие между необходимостью освоения обучающимися большого объема учебного материала и уровнем развития познавательной сферы, навыков продуктивной деятельности, самоорганизации и самоконтроля.

Вместе с тем, анализируя свою педагогическую деятельность, я обнаружила ряд проблем:

Первая проблема, которую необходимо решить. В настоящее время 30% обучающихся нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, в связи с этим необходимо качественно выстроить систему индивидуального сопровождения детей для успешного результата в развитии обучающихся.

Еще одна важная проблема отсутствие специализированного кабинета психолога, в котором можно было бы проводить тренинги и групповые занятия. Необходимо помещение для работы «Школьной службы примирения». В таком помещении должны быть оборудованы зоны для консультативной и групповой работы.

Однако попытаться привести в соответствие деятельность возможно, если выбрать из всего спектра образования те направления, которые являются наиболее актуальными для нашего образовательного учреждения и работать в рамках этих направлений.

Я сделала акцент на следующих видах деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения субъектов образования:

1. Диагностика уровня развития учащихся начальной школы, для коррекции образовательных маршрутов классными руководителями;

2. Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов для последующего осознанного воздействия классными руководителями и педагогами предметниками;

3. Профилактика асоциальных форм поведения и конфликтности путем внедрения в практику образовательной организации «Школьной службы примирения»;

4. Профориентационное направление учащихся 8 – 11 классов;

5. Программа по психолого-педагогическому сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Таким образом, снимается проблема планирования времени для работы психолога образования. Данные мероприятия входят в часы классных мероприятий, так как в них заинтересованы как педагоги, так и сами учащиеся. Школьная служба примирения будет работать по отдельному плану в часы, не включенные в учебное время.

Для успешного разрешения противоречия необходимо:

- совершенствовать свою профессиональную компетентность;

- выстроить систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательного учреждения, способствующую формированию познавательной сферы обучающихся, их личностному развитию и социальной адаптации.

4.2. Направления профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период

В связи с переходом на новые ФГОС и внедрения ФГОС ОВЗ не может остаться в стороне от изменений в образовании и работа психолога. На его «плечи ложится» двойная, а может даже тройная ответственность за участников образовательного процесса и весь образовательный процесс в целом. Совместно с педагогом и другими взрослыми психолог обеспечивает контроль за уровнем развития обучающихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

В соответствии с вышеизложенным мной определены задачи на следующий межаттестационный период:

1. Повышать свой профессиональный уровень через повышение квалификации на курсах и семинарах, участие в конференциях и Ассоциации педагогов-психологов;

2. Представить эффективные формы и методы психолого-педагогического сопровождения, обучающихся при реализации ФГОС ОВЗ;

3. Разработать программу, способствующую развитию мотивации обучающихся на участие в творческой проектной деятельности.

Во всех перечисленных мною направлениях будет продолжена реализация цели моей основной деятельности и дополнение ее другими, осуществление которых и является смыслом моей работы как педагога-психолога. Вся деятельность будет подчинена собственно профессиональному развитию, как основному условию для достижения реализации задач по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди важнейших проблем современного общества самой важной является проблема становления и формирования нового поколения российских граждан, готовых брать на себя ответственность, имеющих собственную гражданскую позицию, умеющих овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда. Все это не могло не отразиться на системе образования, что привело к появлению особой культуры поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе.

Все вышеизложенное определило основную цель моей деятельности: психолого-педагогическое сопровождение участников учебного процесса, создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Работа по достижению поставленной цели определила основные ключевые моменты моей профессиональной деятельности: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся с учетом их возрастных особенностей, психологическое просвещение педагогов и родителей, коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми, консультативная и организационно-методическая работа.

Проведенный самоанализ позволяет сделать вывод о том, что поставленные мною цели и задачи были реализованы. А полученные результаты моей профессиональной деятельности выдвигают необходимость определять новые перспективы и возможности для профессионального роста, что в свою очередь тоже является одним из критериев профессиональной компетентности педагога-психолога.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Изд.3-е, перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003.

2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: «Владос», 2003.

3. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2006.

4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

5. Дружинин В. Н. Психология семьи. Москва, 1996 г.

6. Журнал «Справочник педагога-психолога».

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2002.

8. Зинченко В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. - Самара: Изд-во СГПУ, 1998.

9. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): учеб. Пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002.

10. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Лекции 1 – 4. Лекции 5 – 9. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

11. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва, 2000 г.

12. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.

13. Раку А. И. О взаимодействии школы и семьи в социальной адаптации учащегося. // «Дефектология», 1987 г., № 2.

14. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. В. В. Возняк и [др.]. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.

15. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Москва, «Академия», 1997 г.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

19. Фридман Л. М, Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Москва, 1991 г.

20. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд “Новая Евразия”, 2012.

21. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие. Москва: «Просвещение», 1979 г.

Опубликовано в группе «Школьный психолог»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.