Анализ адаптированной рабочей программы по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями
Анализ
Адаптированной рабочей программы
по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию детей
с интеллектуальными нарушениями на 2017-2018 учебный год
Воспитатель семьи № 5:
Кондрат Светлана Николаевна
I. Гражданско — патриотическое воспитание
В 2017 — 2018 году основной целью гражданско — патриотического воспитания являлось: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъектам Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах группы, класса, школы, группы, своего поселка, города;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в группе, классе, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Для реализации поставленных задач, учитывались следующие направления:
- совершенствование процесса патриотического воспитания;
- использование государственных символов России в патриотическом воспитании;
- информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
В течение 2017 — 2018 учебного года по гражданско — патриотическому воспитанию проводились следующие воспитательные мероприятия: беседы «Над памятью сердца не властны года…», «Конституция России-основной закон нашей страны»; час семейного чтения «А.К.Толстой-200 лет со др.», «День памяти жертв Холокоста», «Владимир Высоцкий-80 лет со др.», «Стихи о героизме, героях, мужестве, посвященное 23 февраля-Дню защитника Отечества»; урок безопасности «Чтобы праздник был всем в радость, или о некоторых правилах поведения в новогодние праздники»; украшение игровой комнаты «Новый год у ворот»; прогулка в зимний лес «Зима-краса»; изодеятельность «Пусть всегда будет мир». А, так же ребята принимали участие в различных концертах: «День учителя», «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая». Ребята принимали участие в различных творческих конкурсах: ко «Дню учителя», к «Новому году», к «23 февраля», к «Пасхе», к «8 марта» и других. Еще воспитанники принимали участие в дежурстве по школьным объектам: школе, столовой, корпусу. Принимали участие и в уборке, и благоустройстве территории.
При составлении рабочей программы по гражданско — патриотическому воспитанию, в начале и в конце учебного года с воспитанниками были проведены диагностики по изучению уровня сформированности гражданственности.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности гражданственности у воспитанников, показывает средний и низкий показатель.
Отсюда следует, что гражданско - патриотическое воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии воспитанников, поэтому необходимо продолжить работу по формированию гражданско-патриотического сознания воспитанников и разнообразить формы работы.
II. Нравственное воспитание
Цель: гармоничное духовно-нравственное развитие личности воспитанника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи работы по данному направлению:
- Формирование духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
- Привитие воспитанникам любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Основные направления реализации программы:
- воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры, подготовки их к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у подрастающего поколения гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, художественного вкуса, морально-этических знаний и убеждений, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Работа по нравственно воспитанию проводилась согласно утвержденному плану.
В течение года проведены: аппликации, информационные часы, викторины, клуб выходного дня, бытовые часы, подготовка и участие в общешкольных мероприятиях, санитарные часы, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции воспитанников и способствующих духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.
Для эффективной работы по нравственному воспитанию, проводились диагностики сформированности нравственных качеств воспитанников, в начале и в конце года. Результаты диагностик учитывались при составлении рабочей программы по нравственному воспитанию.
Проведение подобных мероприятий не только способствует раскрытию творческого потенциала детей с интеллектуальными нарушениями. Это, прежде всего, возможность общения, социокультурная реабилитация и адаптация.. Все намеченные мероприятия были проведены согласно составленному плану.
В ходе проведения диагностик получились следующие результаты. Еще не у всех воспитанников сформировано чувство сознательной дисциплины. Не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных воспитанников со сверстниками. Продолжает иметь место ряд нарушений Устава школы подростками. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы в новом учебном году должна стать работа по нравственному воспитанию.
В связи с этим следует:
- продолжить совершенствовать методы стимулирования успешности в преодолении трудностей воспитанниками;
- уделять больше внимания различным интеллектуальным турнирам, занимательным предметным материалам, которые помогли бы заинтересовать воспитанников;
- продолжить активизировать творческую деятельность воспитанников.
Спасибо.
Кияйкина Наталья Федоровна