12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Алексеевна44
Анализ фрагмента из пьесы Исаевой Л. «Как я ходила дарить куклу»

В этом фрагменте дана история взросления Лены, которая пытается найти ответ на мучительный для себя вопрос : кем стать в жизни? Показана эта история в ретроспективе. Перед нами девочка, которая начинает думать над тем, что в жизни нужно чего- то добиться, что должна быть цель, ради которой нужно бороться, и девушка, которая произносит первую реплику в зал, как бы превращая зрителя в собеседника : « Каждый человек чего-то хочет от жизни». Сразу заметно несоответствие начала сцены (обстановка аскетического вида) и первой реплики, которую произносит Лена.

Читая описание обстановки, думаешь, что речь пойдет о таких людях, которые способны пожертвовать своими жизнями во имя человечества, о сильных духом. Воображению рисуется образ жизни героя произведения «Что делать» Рахметова, который спал на гвоздях, вел аскетический образ жизни для того, чтобы укрепить свой дух, жить для высокой цели - служение человечеству . Но реплика Лены выглядит комически, тем более она употребляет слово « поприще», вызывающее ассоциации с людьми, сумевшими себя проявить в каких-то важных делах.

Разве плохо ее желание иметь цель в жизни, стать знаменитой? Удивляет выражение « каждый человек чего-то хочет от жизни».. И как – то искусственно, не от себя звучат из ее уст слова «осталось поставить цель», и союз «ибо» в реплике « ибо жизнь без цели пуста» показывает несоответствие между ее детскими « книжными» мечтами посвятить чему-то высокому свою жизнь и чьими-то «чужими» мыслями, которые она произносит в начале первой реплики .

Чьи это « чужие» слова? Взрослых, тех, кто в жизни ошибся, столкнулся с трудностями и понял, что так легче: брать от жизни все, быть равнодушным, вести двойную , не случайно даны два плана (на сцене и в глубине), где люди остаются самими собой, где не нужно «что-то изображать»), а не отдавать, не нужно вкладывать душу -так проще. Это и мама, которая, любя свою дочь, желая ей лучшего, пытается отгородить ее от трудностей, да и часто самоустраняется («не просуществовать спокойно»). Она постоянно смотрит в книгу, да и советы дает дочери: « Пока нет жизненного опыта – овладевай техникой, оттачивай мастерство». Книжная лексика в данной ситуации звучит из ее уст смешно. Это и баба Рая, которая говорит, что мать знает чего хочет и, конечно, мужчина и женщина, учительница, которые «горят» на словах, а как профессионалы не состоялись. Эти люди, которые не нашли себя, самоустранились и дают уроки жизни Лене.

В тексте многие герои упоминают тексты художественной литературы. Они говорят о литературе, о классиках, цитируют их, но как невежды. Для них литература - как прикрытие ради красивой фразы.(Мама, хваля свою дочь, говорит: « Вдруг ты станешь писателем. Или там поэтом» или « Не спорь с классиком – а покажи - на что ты сама способна»).Обращаясь к классикам, они искажают их мысли, приспосабливают к сегодняшней ситуации, и это звучит комично. Женщина называет произведения « Капитанская дочка», «Горе от ума», парень советует прочитать роман« Спартак», « Джованьоли».. . Случайно ли? Ведь те нравственные проблемы, которые поднимаются в этих произведениях: благородные чувства , поступки , искренние, верное служение своему Отечеству, честь и достоинство ,– мы можем найти в них. Вот те источники, которые для нашей молодежи могут быть жизненным ориентиром. Женщина, давая Лене роль Января из сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев», говорит ей, что надо уметь перевоплощаться, играть, быть другим. А для Лены это тяжело - быть другим, если она еще не нашла себя.

Рассказ ,который написала Лена « Как я ходила дарить куклу», вероятно, и был тем сочинением, за который Лена получила «2». Именно в нем мы видим те искренние чувства и поступки девочки, которая пыталась разобраться в себе. Рассказ, написанный не по законам жанра, в нем отступления от тех штампов, которые требовала учительница . Но в нем стремление ребенка разобраться в себе и , возможно, педагогическая ошибка учителя, который не понял и не поддержал ребенка. А дальше трагедия … и решение- нужно жить как все, жить по законам жанра, не по велению души . Лена больше не пошла к своей подруге, чтобы не подумали, что она жалеет куклу, но вывод, который она сделала – нужно не отдавать, ведь это больно, а брать от жизни. «Дарить то, что дорого. Как это можно дарить то, что дорого? То, что дорого, с этим нельзя. Я вернулась.» Здесь и трагедия мамы, увидевшей страдания дочери и пожалевшей, что учила дарить самое лучшее, вылилась в желание оградить дочь от трудностей жизни.

Очень сложно сделать выбор в жизни человеку, только начинающему взрослеть. Лена себя пробовала на разных поприщах.«Хочу быть известной»,- так говорил ее внутренний голос .И она пробует себя в музыке, потом она « ринулась» в спорт. Эти слова говорят о том, что для девочки поиск своего места в жизни труден, в спорт она пошла только потому, что ее подруга Ленка занималась гимнастикой, поэтому искреннего желания стать спортсменкой у нее нет, а ведь хочется стать знаменитой. Ведь сколько вокруг примеров того, как для взрослых их дело стало привычкой, либо они не добились в жизни того, чего хотели. Эту фальшь подмечает Лена: мужчина включает «какую-то классику», а потом отходит в глубину и на гитаре наигрывает блатную песню. Автор- рассказчик показывает, что все делается для галочки, на сцене идет игра, а «в глубине» люди такие , как есть . Во всем этом нет души. Когда мужчина и женщина пробуют сесть на шпагат, у них это не получается. Профессионалы не умеют делать свою работу, потому что для них главное - получить что-то от жизни, а не получать удовольствие от своего дела, не вкладывать душу. Разве может в такой ситуации формироваться правильное самосознание ребенка, способность проявлять свои благородные чувства? Когда Лена решила попробовать себя в драмкружке, мама говорит, что ей не нравится артистки, ведь «ради настоящего искусства на надо гореть», « одно горение ради искусства». Необходимость перевоплощаться ,жертвовать чем-то ради искусства , отдавать вновь отталкивает Лену , а она ищет свое. Использование слов «феминизм» и «проза» жизни вновь звучат комично.

Если в повествовании о попытке попробовать себя в разных областях искусства героиня не проявляет особого интереса, то поведение ее на литературном кружке отличается от того, как она пробовала себя в других областях. С одной стороны она с иронией говорит, что больше не осталось областей, чтобы стать знаменитой, а с другой мы видим искренний интерес Лены . Она говорит» робко», даже ситуация с двойкой не заставила ее бросить дело, к которому у нее, вероятно, лежала душа. Видно, у нее есть склонности к литературе, ведь когда-то «переложила» учебник истории на стихи.

Учитель литературы похожа на всех других руководителей кружка, она достаточно сухо объясняла правила написания сочинения, давая какие- то штампы. А ведь литература- тот предмет, который требует души, свободы мысли. А самое главное, даже педагог не обратила внимание на искренность чувств девочки и ту ситуацию, которая описывалась. Это страшно, когда такой предмет ведет равнодушный человек, ведь Лена была в том возрасте, когда важно поверить в свои силы.

Каждая из четырех историй – зто обращение в прошлое, когда девочка искала себя. В них пространство расширяется от комнаты в начале фрагмента, где шесть стульев для шести человек, до школы , учебных заведений, где занимаются другие дети, ведь проблема найти себя , свое место – важна для подростка, да и ситуации , о которых рассказывает Лена, вероятно, передают их типичность.

История с куклой предшествует этим событиям и является ключевой, так как объясняет душевное состояние девочки и ее душевную боль, которую она перенесла ,и ее взросление после этого. Мы лучше узнаем душевное состояние мамы Лены, которая пережила многое и передумала после этой истории. Текст построен так, что эта сцена дана в конце. Причины сегодняшнего поведения Лены и ее мамы, которая на протяжении предшествующих сцен казалась равнодушной и бесчувственной, объясняются в сочинении Лены. Сочинение написано искренне, в нем Лена, пишет о том, что пишут только в своем дневнике, видно, хотела обратить внимание взрослого человека на проблему, в нем основная идея, обращенная ко всем : цените то, что для вас дорого, не отдавайте, понимайте своего ребенка, не предавайте, берегите в нем его искреннее сердце, душу… В нем открытый финал, не по законам жанра, основную мысль должен сформулировать сам зритель, читатель .

Лена, мама и баба Рая имеют имена, конкретные, люди со своей историей, самые близкие ,они переживают , дают советы, заботятся . Остальные герои типичны, их мы можем узнать в окружающих, они не имеют имени: парень, женщина, мужчина. Они произносят слова всех остальных персонажей.

Композиция фрагмента сложна, перед нами « рассказ в рассказе»,через прошлое попытка разобраться в настоящем. А письмо о кукле совершенно меняет наше первоначальное представление о Лене, многое объясняет в понимании основной идеи текста ,и в этом нам помогает использование комического.

Комическое, которое неоднократно обнаруживается в данном фрагменте, и в использовании книжных слов героями в бытовых сценах , и в действиях ( то, что происходит на сцене и в глубине соответствует словам « быть и казаться» ), и в ремарках( «смотрит в книгу»)- все это помогает понять , что много в поведении героини Лены напускного, свойственного данному возрасту, игра, позерство, а в сочинении героиня настоящая , добрая, отзывчивая. Ведь такое поведение свойственно подросткам, не случайно в начале» фрагмента лежат сапоги - это бутафория, игра. И мама к этому привыкла, ее реплика «не просуществовать» отражает только то, что она привыкла к выходкам дочери. И если в начале фрагмента создается впечатление, что Лена эгоистична, ищем причину того, что случилось в ее жизни и заставило страдать, мы готовы обвинять всех вокруг, то после письма Лены начинаешь понимать, что это хороший человек и мама ее правильно воспитывает.

Пьеса называется «Про маму и про меня», потому что она о том, как трудно происходит взросление ребенка, осознание себя самого в этом мире; о сложных взаимоотношениях подростка, о том, какую роль играет мама в становлении взглядов его на жизнь, на выбор будущего жизненного пути. И именно мама- тот человек, который должен увидеть и понять вас; о роли в этом процессе литературы и каждого из нас - учителя, музыканта ...Нужно любить детей, любить свое дело, ведь от этого зависит, чтобы наши дети хотели быть похожими на нас, на героев произведений. Чтобы мы не думали о славе для детей, а думали о том, как сохранить добрую душу, чтобы у них был правильный взгляд на многие вещи. А Лена , которая честно написала о себе,- хороший человек, она самокритична, несмотря на чужие слова, которые произносит в начале фрагмента. Хочется сказать : «Как трудно трава пробивается через асфальт».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.