12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Некрасова Ольга Сергеевна142
3

Анализ главы «Подтверждение покаяния» из романа «История одного города» (конспект урока по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

                                                                                                            Некрасова Ольга Сергеевна,
 учитель русского языка и литературы 

Анализ главы «Подтверждение покаяния» из романа «История одного города» (конспект урока по роману
М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
Цели урока: 
1. Развитие навыка анализа художественного текста 
2. Развитие коммуникативной компетентности через групповой метод работы.
3. Воспитание гражданского самосознания через сопоставление проблематики художественного текста и исторического развития страны.

                                                  Ход урока.
Вступительное слово учителя.
    Сегодня мы продолжаем работу над романом-антиутопией Салтыкова-Щедрина «История одного города». Вы уже познакомились с главой «Органчик», в которой почувствовали остроту авторской политической сатиры в создании образа очередного градоправителя Брудастого, которому хватало двух слов, чтобы управлять целым городом Глуповым. Авторский гротеск, гипербола, ирония, сарказм ярко, точно и глубоко раскрывают сущность глуповцев, их умонастроение, автору удается «вывернуть наизнанку» политическую и моральную атмосферу в городе Глупове.
- Как бы вы определили тему урока по данной главе?
(Предполагаемый ответ: «Власть и народ»)
- Почему стала возможна власть Угрюм-Бурчеевых над целым народом? Как таким градоправителям удается удерживать власть в течение времени?)
- Давайте попробуем разобраться в этой проблеме, обратившись к тексту главы. 
1 группа – характеристика Угрюма-Бурчеева.
2 группа – характеристика глуповцев.
3 группа – бунт природы против идей Угрюм-Бурчеева.
4 группа – изменения в городе после природного бунта.
5 группа – смысл заключения. Появление Оно.

Итак, Угрюм-Бурчеев – какой он? Чем отличается от других градоправителей? Чем страшен? Что в его образе является определяющим? Раскройте смысл первой строки главы «Он был ужасен». Слово 1 группе.
Предполагаемый ответ: «Взор свободный от мыслей», голая решимость, идеал – прямая линия, это значит, человек без вопросов без сомнений, без живой мысли и живого чувства, способен идти к своей цели любой ценой. «Разум – злейший враг», значит, расправляется с теми, кто способен думать, казнит за любую мысль. Можно провести параллель с историческим прошлым нашей страны, когда «убирали» в первую очередь мыслящих людей. Глуповцы сразу назвали его – сатаной- а это значит призван искоренить все человеческое, покуситься на саму природу человека. Самая страшная метафора в определении образа – «вместо неба серая солдатская шинель». Лишить человека неба – это абсолютное отрицание духовности, возможность выбора, стремления к идеалу, души – всего, что делает человека человеком. Угрюма-Бурчеева глуповцы прозвали идиотом, страшно, когда идиоту дана власть. Прозрачно просматривается наше недалекое прошлое, когда люди уничтожались за вопросы и так и умирали с вопросом «За что?».
Можно сделать вывод по образу Угрюма-Бурчеева: сатана, без мысли, без чувства, «без неба». Какими же должны быть глуповцы, чтобы позволить такому существу управлять собой? Как известно, каждый народ достоин своего правителя. Раскройте образ глуповцев.
Слово 2 группе.
Предполагаемый ответ: выступающие от группы дают характеристику глуповцам, что это люди-тени, парализованные страхом, не смеющие нарушить вековую привычку – беспрекословного подчинения правителю, обожествление того, кто поставлен править, не задающие себе вопросов, покорно позволяющие сделать из себя рабов. «Ни бога, ни идолов – ничего», «в этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, одно рабское терпение и надежда, что за их покорность правители их наградят».
Но автор не ставит точку в характеристике народа города Глупова и дает художественную возможность глуповцам «проснуться» и прозреть. И начинает это прозрение с бунта природы против уничтожения всего живого на земле. Как это отражено в тексте главы?
Слово 3 группе.
Предполагаемый ответ: На пути победного шествия Угрюм-Бурчеева к его цели – построить город – казарму – встала река, которая блестела под солнцем и позволяла себе журчать, бежать, жить без указки градоправителя. Угрюм-Бурчеев сначала удивился такой наглости и смелости, а потом приказал реку завалить мусором. Но река не поддалась и каждый день пробивалась маленьким ручейком. В конце концов природа взбунтовалась, и наутро река разлилась огромным морем, рванула и затопила все кругом. Угрюм-Бурчееву пришлось в первый раз отступить, повернуться и уйти в другую сторону. Это была первая победа над идиотом. Главное слово в описании реки – независимость. Автор через образ реки призывает глуповцев также «проснуться» и раскрыть свою человеческую природу – живой мысли и живого чувства.
Какие же изменения после этого эпизода с рекой произошли в городе Глупове?
Слово 4 группе.
Предполагаемый ответ: в городе вдруг началась ночная жизнь, вопреки строгому запрету власти. Люди начали прятать письма, иконы, книги – все то, что отражает внутренний мир человека. Появились инакомыслящие. Глуповцы начали тайно собираться группами и о чем-то говорить – начинается пробуждение стихийного самосознания. И однажды, когда Угрюм-Бурчеев уснул на земле, глуповцы посмотрели на него спящего, потом друг на друга и устыдились, какому прохвосту они беспрекословно подчинялись, позволяя лишить себя всего человеческого: семьи, дома, любви, выбора и т.д. Все-таки автор выражает оптимистический взгляд на русский народ, на его способность духовно воскреснуть. Но Салтыков-Щедрин понимает, что победа не так легка и проста, и в этом смысл концовки главы.
Слово 5 группе.
Предполагаемый ответ. Концовка главы имеет большое смысловое значение. Автор показывает приближение времени ОНО, как некой страшной грозовой тучи, идущей на город Глупов. Что несет это ОНО? Глуповцам не дано знать, но они уже упали ниц перед этой неизвестностью, им уже страшно, хотя Угрюм-Бурчеев вдруг испарился и осталась от него небольшая лужа. Идиота и сатаны больше нет, а глуповцы остались коленопреклоненными перед неизвестным ОНО. Этим автор подчеркивает, что исчезновение правителя еще не меняет народ, так как изменение сознания – дело трудное и долгое. Какое будет ОНО, автор не показывает, так как это зависит от самого народа. Но что же такое ОНО? ОНО –это образ. Есть несколько версий. 1-аллегория революции, народного бунта, 2-знак страшного суда, 3-смерть («Оно вошло и оно есть смерть. И князь Андрей умер» (Л. Н. Толстой). 
Итак, мир художественный размыкается. История становится современностью. Перед нами открытый финал. Процесс изменения самосознания народа очень трудный и долгий. Автор пишет, что история города Глупова закончена, но мы понимаем это как конец смены градоправителей, а история народа продолжается, и какой она будет, зависит от самого народа, то есть от нас с вами.
Появление «Истории одного города» можно сравнить с разрывом бомбы, а осколки попали в самого писателя. На него ополчились все: и либералы, и реакционная критика – все обвиняли его в осмеянии народа. Что мог ответить писатель?
Предполагаемый ответ. Автор специально сгущал краски, доведя реальность до абсурда, что предполагает жанр антиутопии, чтобы возбудить в читателе горькие чувства. Автор критикует не в целом русский народ, а то сознание, те качества, которые позволяют появляться в нашей стране Угрюм-Бурчеевым.
- О чем же написан роман Салтыкова-Щедрина? Говоря сегодняшним языком, о гражданской незрелости народа и в то же время о великой вере писателя в неисчерпаемые возможности русского народа, в возрождение высокого гражданского самосознания. Я надеюсь, что этот роман прочитан нами с интересом, что он является приглашением к размышлению над проблемами нашего времени.
В качестве домашней работы учащиеся получают следующие задания:
1. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к роману «История одного города», выберите одну и проанализируйте, используя текст романа.
или
2. «История города –история страны». Составьте презентацию «Губернаторы Перми  - история города».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.