12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
дьячкова Татьяна валерьевна297
Дьячкова Татьяна Валерьевна-учитель начальных классов МАОУ" Гимназия56"г.Ижевск.
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Анализ и синтез всегда рядом,всегда вместе.

Формирование универсальных действий на уроках русского языка.

Дьячкова Татьяна Валерьевна, высшая категория г.Ижевск


Время не стоит на месте. Оно вносит свои коррективы и в процесс образования. Процесс обучения –это диалог учителя и ученика. Уже давно не секрет, что учитель не является единственным источником знаний. Современный учитель создаёт возможность для ощущения чувства радости открытия, творчества, условия для реализации возможностей учеников, предоставляет возможности попробовать применить свои умения для решения практических задач.

Большое начинается с малого. Современный урок- это не просто передача знаний от одного человека к другому, а процесс формирования личности. В этом большую роль играют универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия - совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

Для чего нужны УУД? Они помогают учащимся самостоятельно осуществлять процесс обучения, ставить цели, использовать различные способы и методы для достижения, оценивать свои результаты, вносить необходимые коррективы. УУД способствуют формированию личности каждого.

УУД: Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На каждом уроке происходит формирование каждого вида универсальных действий. Но каждого и у каждого ребенка в разной степени. Задача учителя- включить в урок каждого ребёнка.

Русский язык- это не только предмет в школьной программе, но и средство обучения. Как предмет русский язык является одним из предметов, на котором происходит формирование необходимых ууд, которыми в дальнейшем можно пользоваться.

Все мы в разной степени любим загадки разного вида. Они никого не оставляют равнодушными. Тем не менее, разгадать загадку не так -то просто. Если рассматривать загадки, шарады, ребусы в рамах УУД, то для её решения просто необходимы анализ и синтез.

Анализ- это метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части.

Синтез- это процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. 

Анализ и синтез являются частью универсальных учебных действий. Владение ими необходимо в любой области. В программе школьного обучения понимается способность производить простые логические операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение логических схем, их чтение. Благодатной почвой для формирования и развития логических операций является русский язык.

Все мы любим книги, которые захватывают нас с первой страницы и держат на протяжении всего повествования.

Русский язык- эта тоже своего рода книга, которую мы по страничке читаем каждый день. От нас, учителей, зависит, чем наполняются странички этой книги. Её содержание либо остановит и заставит задуматься учеников, либо просто будет пролистано.

Начнём с минутки чистописания. Чаще всего мы начинаем урок именно с минутки чистописания. Она задаёт тон урока, включает всех детей в урок, при этом не забываем, что надо развивать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Можно просто продемонстрировать определённый элемент или букву. Дети послушно, возможно, даже старательно выведут необходимый элемент за вами в своих тетрадях. Но получит ли они от этого удовольствие? А нет интереса, нет желания повторить также красиво и аккуратно. Поэтому у нас на уроке нет простого копирования на минутке чистописания. Элемент, букву, буквосочетания и т.д. дети должны найти самостоятельно. Для этого необходимо проанализировать весь материал. Разложить на составные части, выделить в них какую-то общую деталь, потом обратно всё это соединить.

Например, перед детьми слова ЁЛКА, ПОДЪЕЗД, ЯМЫ

- Что общего у этих слов? Ответы детей иногда просто изумляют. Но на то и «щука, чтобы карась не дремал».

В процессе рассуждения, звукового анализа каждого слова, составление графической модели приходят к выводу, что во всех словах есть один общий элемент- звук Й. Для его обозначения используется буква Й. Значит, герой сегодняшнего дня буква Й.

Как только дети начинают легко справляться с данным видом задания, его необходимо усложнять.

Следующий абзац страницы или этап урока – изучение нового материала. И здесь нам на помощь приходят сами дети. Дети всегда с удовольствием вносят коррективы в урок, принимают участие в его построении.

-Из чего состоим мы с вами? А дом из чего состоит? А есть ли такие кирпичики в словах?

Рассматриваем растения. Что самое важное в любом растение? Без чего не может оно выжить? В результате анализа всех растений, делается вывод, что корень-основа всего. От него идут побеги- новые растения.

Посмотрите на кирпичики на доске. Из них, по вашему мнению, могут вырасти новые слова?

ПО, ИК, РАС, К, Сад, ХОД, И, А?

Пробуем собирать слова. Делаем вывод. Рассматриваем возможность обозначения корня в слове. Сверяемся. И здесь мы наблюдаем, как анализ и синтез рядышком идут, графическую модель за собой ведут.

При знакомстве с разными частями речи, можно использовать такой приём.

Слова называют дети. Анализируя каждое слово, распределяем их по группам. Находим общее в каждой части и различия. По критериям, предложенными детьми, делим слова на группы.Каждой группе даём своё название. А потом проверяем, что думают умные взрослые…Узнаём, что у каждой группы есть своё название.

А под занавес, почему бы не сочинить стихотворение. Кто сказал, что не умеет сочинять? Надо попробовать. Одно из самых увлекательных занятий- сочинение синквейна. При этой работе необходимо не только проанализировать весь материал, но и собрать всё воедино.

1строка- имя существительное. Одно слово.

2 строчка – 2 прилагательных. Два слова.

3 строчка -3 глагола

4 строка –отношение к изучаемой теме. 4 слова

5 строка - слово- синоним к существительному в первой строке.

Слова

Загадочные , разные

Называют, образуются, удивляют

Меня восхищают словесные чудеса!

Творчество!


Сочиняя такого рода стихи, необходимо еще раз все проанализировать, выделить главное, и обобщить!

Ещё одна страничка удивительной книги прочитана!

Анализ и синтез всегда вместе, всегда рядом, а третьим, и не лишним, рядом с ними идёт графическая модель.

Увлекательного чтения вашим ученикам!


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 22.05.21 в 22:11 1Ответить Пожаловаться
В заголовке отредактируйте, пожалуйста, знаки препинания, заглавные буквы....
дьячкова Татьяна валерьевна, 25.05.21 в 21:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за рекомендации.
дьячкова Татьяна валерьевна, 25.05.21 в 21:03 0Ответить Пожаловаться
Анализ и синтез всегда вместе, всегда рядом.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 25.05.21 в 21:36 0Ответить Пожаловаться
Тут все правильно, а в заголовке так и остаётся точка после слова "вместе" и отсутствует пробел
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.