Проект во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Проект
«Речь и игра рядом всегда»
Сведения о разработчиках:
Немцева Анна Николаевна, воспитатель 1кв.к.
г. Моршанск 2022
Паспорт проекта
1. | Наименование проекта | «Речь и игра рядом всегда» |
2. | Авторы проекта | Немцева Анна Николаевна, воспитатель 1 кв. категории |
| Сроки реализации | 2022-2023 учебный год |
3. | Тип проекта | Практико-ориентированный |
4. | Участники проекта | Дети 3-4 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников |
5. | Целевая группа | Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет №2 |
6. | Цель | Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр. |
7. | Задачи | Образовательные: обогащать словарный запас через игровую деятельность; обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения; активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения; обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре. Развивающие: развивать грамматический строй речи, связную речь; развивать навыки активной, разговорной, образной речи; развивать диалогическую, монологическую речь; развивать слуховое и зрительного восприятия; развивать познавательную активность, творческие способности. развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать усидчивость; воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. |
8. | Основные этапы проекта и сроки реализации | 1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь ) 2 этап – Практический (октябрь 2022г. – апрель 2023 г.) 3 этап – Заключительный (май 2023 г.) |
9. | Условия и ресурсное обеспечение | Материально- технические ресурсы: - групповая комната для занятий с детьми; - ноутбук; - принтер; -мультимедиа; -канцелярские принадлежности. Методическое обеспечение: - дидактический материал; - пособия по проведению игр; - комплект методической и теоретической литературы. Разработанные конспекты игр и мероприятий. Литература. Интернет ресурсы. |
11. | Ожидаемые результаты | Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений. Проявление самостоятельности, активности в игре. Развитие грамматического строя речи, связной речи; Развитие навыка активной, разговорной, образной речи. Развитие диалогической, монологической речи. Развитие мелкой моторики рук. |
1. Обоснование проекта.
1.1 Актуальность.
Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
1.2. Гипотеза
Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
2. Цели и задачи
2.1. Цель.
Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
2.2. Задачи.
Для детей:
Образовательные:
обогащать словарный запас через игровую деятельность;
обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
развивать грамматический строй речи, связную речь;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
развивать диалогическую, монологическую речь;
развивать слуховое и зрительного восприятия;
развивать познавательную активность, творческие способности.
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость;
воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для родителей:
повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
расширить поле позитивного взаимодействия между всеми
участниками образовательного процесса;
стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
3. Этапы проекта:
Организационно-подготовительный
Практический
Заключительный
1 этап - Организационно-подготовительный
(Сентябрь)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор художественной литературы, иллюстраций.
Диагностика.
Подбор и анализ методической литературы.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала.
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.
Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.
этап - Основной
(Октябрь – Апрель)
Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
Подведение и анализ промежуточных результатов.
Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».
Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».
этап - Заключительный
(Май)
Оформление фотовыставки для родителей.
Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».
Диагностика.
Оформление электронной презентации.
4. Принципы реализации проекта
Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:
Системности (применение различных форм работы по проекту системно).
Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Цикличности (постепенное усложнение заданий).
Психологической комфортности (ситуация успеха).
5. Условия и ресурсное обеспечение проекта
№ | Ресурсное обеспечение проекта | Перечень составляющих условий |
1 | Кадровое обеспечение: | - воспитатели группы; - родители (законные представители) воспитанников. |
2 | Материально- техническое обеспечение: | - групповая комната для занятий с детьми; - ноутбук; - принтер; -мультимедиа; -игрушки и предметы по теме игры; - картинки. |
3 | Методическое обеспечение: | -дидактический материал; - комплект методической и теоретической литературы. Разработанные конспекты игр и мероприятий. Литература. Интернет ресурсы. |
6. Формы реализации проекта.
1. | Формы реализации проекта | образовательная деятельность; беседа; самостоятельная деятельность детей; фотовыставка; конкурс; оснащение предметно-развивающей среды; работа с родителями. |
2. | Виды деятельности | дидактические игры; словесные; настольно-печатные; пальчиковые игры; подвижные игры; театрализованные игры; сюжетно-ролевые; строительные игры; игровые упражнения; чтение художественной литературы. |
6. Механизм реализации проекта
Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;
- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;
- организация игр и игровых упражнений;
- чтение художественной литературы;
- организация и проведение вечеров - развлечений.
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
При реализации проекта использовались следующие методы:
| Метод | |
1. | Словесный | Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.) |
2. | Эвристический | Метод творческой деятельности. |
3. | Практический | Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
4. | Наглядный | Использование иллюстраций, демонстраций и др. |
5. | Игровой | Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр. |
7. Ожидаемые результаты
Для детей.
1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
3. Проявление самостоятельности, активности в игре.
4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.
5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
6. Развитие диалогической, монологической речи.
7. Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей.
1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.
2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
План реализации проекта
Этапы проекта | Сроки | Планируемые действия | |
Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Организационно-подготовительный этап | Сентябрь | Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подборка художественной литературы, иллюстраций. Подбор и анализ методической литературы. Диагностика. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка дидактического и практического материала. | Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта. |
Практический этап | Октябрь | Беседа «В какие игры можно играть в группе?» Дидактические игры: «Чего не стало?» «Чей это домик?» Пальчиковые игры: «Дом» «Мяч» «Семья» Словесные игры: «Добавь слово» «Назови ласково» «Скажи какой» Игра-драматизация «Репка» Игровые задания на занятиях: «Не ошибись» «Чья вещь?» Дидактическое упражнение: «Играем в слова» | Консультации: «Особенности речевого развития детей 3-4 лет»; «Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр». |
Ноябрь | Дидактические игры: «Назови часть целого» «Жили- были сказки…» «Зоологическое лото» Игровые задания на занятиях: «Домашние и дикие животные» «Мамы и малыши» Игровое упражнение: «Разрезные картинки» (осень) Пальчиковые игры: «Осенние листья» «Осень» «Овощи» «Вышел дождик погулять». Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы: В. Степанов «Домик для воробья» | Консультации: «Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»; «Ум на кончиках пальцев»; «Игры для развития пассивного словаря». Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры» | |
Декабрь | Дидактические игры: «Что кому нужно» «Кто, что умеет делать» Игровые задания на занятиях: «Большой, средний, маленький» «Назови одним словом» Театрализованная игра: «У матрешки новоселье» Игровое упражнение: «Разрезные картинки» (Профессии) Игровые задания на занятиях: «Расскажи сказку «Колобок» по картинкам» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Пальчиковые игры: «Кормушка»; «Есть у каждого свой дом»; «Мы во двор гулять пошли» Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше» | Консультации «Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»; «Развитие связной речи у детей»; «Что читать детям 3 - 4 лет». Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми». | |
Январь | Диагностика Дидактические игры: «Что сначала, что потом» «Что не так на картинке?» «Кто что ест?» «Чей хвост?» Театрализованная игра «Теремок» Игровые задания на занятиях: «Играем по сказкам: найди лишних героев» «Один - много» Подвижная игра «Метелица» Строительная игра «Дом для Деда Мороза» | Консультации для родителей: «Если Ваш ребенок плохо разговаривает»; «Зачем читать детям книги?»; «Развиваем словарь детей» Буклет «Как развивать речь ребенка дома». | |
Февраль | Дидактические игры: «Какая погода?» «Отгадай сказку» «Времена года» Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч» Театрализованная игра «Лисичка подслушивает» Игровые задания на занятиях: «Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам» «Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры: «Как у нас семья большая» «Семья» «Дружные пальчики» «Помощники». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лис и Мышонок» | Консультации для родителей: «Игры и упражнения для развития речевого аппарата»; «Игры с мячом для развития речи детей»; «На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»
| |
Март | Дидактические игры: «Что делает?» «Ассоциации. Угадай сказку» «Кто, что ест?» Театрализованная игра: «Курочка-рябушечка» Игра-драматизация «Кот, петух и лиса» Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему» Пальчиковые игры: «Птички» «Уточка» «Ласточка» «Сорока-белобока». Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Курочка». | Консультации для родителей: «Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка» Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка». Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками» | |
Апрель | Дидактические игры: «Чего не стало?» «Что изменилось на картинке?» «Куда спряталась мышка?» Игра-драматизация «У страха глаза велики» Игровые задания на занятиях: «Что было сначала, а что потом?» Подвижная игра «Ручеек» Пальчиковые игры: «Повар» «Машина каша» «Компот» «Каша». | Консультация для родителей: «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»; «Учим ребенка общаться». Буклет «Игры по развитию речи» | |
Заключительный этап | Май | Оформление фотовыставки для родителей. Диагностика Оформление электронной презентации. | Родительское собрание на тему «Как мы играли и чему научились за год». |
Литература
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.
6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.