Проект во второй младшей группе «Речь и игра рядом всегда»

2
0
Материал опубликован 5 February 2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»










Проект

«Речь и игра рядом всегда»








Сведения о разработчиках:

Немцева Анна Николаевна, воспитатель 1кв.к.














г. Моршанск 2022

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Речь и игра рядом всегда»

2.

Авторы проекта

Немцева Анна Николаевна, воспитатель 1 кв. категории



Сроки реализации

2022-2023 учебный год

3.

Тип проекта

Практико-ориентированный

4.

Участники проекта

Дети 3-4 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников

5.

Целевая группа

Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет №2

6.

Цель

Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

7.

Задачи

Образовательные:

обогащать словарный запас через игровую деятельность;

обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

развивать грамматический строй речи, связную речь;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

развивать диалогическую, монологическую речь;

развивать слуховое и зрительного восприятия;

развивать познавательную активность, творческие способности.

развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость;

воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

8.

Основные этапы проекта и сроки реализации

1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь )

2 этап – Практический (октябрь 2022г. – апрель 2023 г.)

3 этап – Заключительный (май 2023 г.)

9.

Условия и ресурсное обеспечение

Материально- технические ресурсы:

- групповая комната для занятий с детьми;

- ноутбук;

- принтер;

-мультимедиа;

-канцелярские принадлежности.

Методическое обеспечение:

- дидактический материал;

- пособия по проведению игр;

- комплект методической и теоретической литературы.

Разработанные конспекты игр и мероприятий. 

Литература.

Интернет ресурсы.

11.

Ожидаемые результаты


Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

Проявление самостоятельности, активности в игре.

Развитие грамматического строя речи, связной речи;

Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

Развитие диалогической, монологической речи.

Развитие мелкой моторики рук.



1. Обоснование проекта.

1.1 Актуальность.

Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а так же при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.

И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.


Проблема:  недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.


1.2. Гипотеза

Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в  игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.



2. Цели и задачи

2.1. Цель.

Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

2.2. Задачи.

Для детей:

Образовательные:

обогащать словарный запас через игровую деятельность;

обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

развивать грамматический строй речи, связную речь;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

развивать диалогическую, монологическую речь;

развивать слуховое и зрительного восприятия;

развивать познавательную активность, творческие способности.

развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость;

воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Для родителей:

повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

расширить поле позитивного взаимодействия между всеми

участниками образовательного процесса;

стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

3. Этапы проекта:

Организационно-подготовительный

Практический

Заключительный

1 этап - Организационно-подготовительный

(Сентябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подбор художественной литературы, иллюстраций.

Диагностика.

Подбор и анализ методической литературы.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.

Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.

Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.

этап - Основной

(Октябрь – Апрель)

Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.

Подведение и анализ промежуточных результатов.

Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».

Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».


этап - Заключительный

(Май)

Оформление фотовыставки для родителей.

Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».

Диагностика.

Оформление электронной презентации.


4. Принципы реализации проекта

Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:

Системности (применение различных форм работы по проекту системно).

Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Цикличности (постепенное усложнение заданий).

Психологической комфортности (ситуация успеха).

5. Условия и ресурсное обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Перечень составляющих условий

1

Кадровое обеспечение:

- воспитатели группы;

- родители (законные представители) воспитанников.

2

Материально- техническое обеспечение:


- групповая комната для занятий с детьми;

- ноутбук;

- принтер;

-мультимедиа;

-игрушки и предметы по теме игры;

- картинки.

3

Методическое обеспечение:


-дидактический материал;

- комплект методической и теоретической литературы.

Разработанные конспекты игр и мероприятий. 

Литература.

Интернет ресурсы.


6. Формы реализации проекта.


1.

Формы реализации проекта

образовательная деятельность;

беседа;

самостоятельная деятельность детей;

фотовыставка;

конкурс;

оснащение предметно-развивающей среды;

работа с родителями.

2.

Виды деятельности

дидактические игры;

словесные;

настольно-печатные;

пальчиковые игры;

подвижные игры;

театрализованные игры;

сюжетно-ролевые;

строительные игры;

игровые упражнения;

чтение художественной литературы.

6. Механизм реализации проекта

Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;

- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;

- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;

- организация игр и игровых упражнений;

- чтение художественной литературы;

- организация и проведение вечеров - развлечений.

- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.

При реализации проекта использовались следующие методы:


Метод


1.

Словесный

Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.)

2.

Эвристический

Метод творческой деятельности.

3.

Практический

Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

4.

Наглядный

Использование иллюстраций, демонстраций и др.

5.

Игровой

Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.

7. Ожидаемые результаты

Для детей.

1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

3. Проявление самостоятельности, активности в игре.

4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.

5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

6. Развитие диалогической, монологической речи.

7. Развитие мелкой моторики рук.

                  

Для родителей.

1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.

 2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.




План реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

Планируемые действия

Работа с детьми

Работа с родителями

Организационно-подготовительный

этап

Сентябрь

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подборка художественной литературы, иллюстраций.

Подбор и анализ методической литературы.

Диагностика.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.


Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.



Практический

этап

Октябрь

Беседа «В какие игры можно играть в группе?»

Дидактические игры:

«Чего не стало?»

«Чей это домик?»

Пальчиковые игры:

«Дом»

«Мяч»

«Семья»

Словесные игры:

«Добавь слово»

«Назови ласково»

«Скажи какой»

Игра-драматизация «Репка»

Игровые задания на занятиях:

«Не ошибись»

«Чья вещь?»

Дидактическое упражнение:

«Играем в слова»


Консультации:

«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»;

«Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».



Ноябрь

Дидактические игры:

«Назови часть целого»

«Жили- были сказки…»

«Зоологическое лото»

Игровые задания на занятиях:

«Домашние и дикие животные»

«Мамы и малыши»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (осень)

Пальчиковые игры:

«Осенние листья»

«Осень»

«Овощи»

«Вышел дождик погулять».

Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Домик для воробья»


Консультации:

«Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»;

«Ум на кончиках пальцев»;

«Игры для развития пассивного словаря».

Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры»

Декабрь

Дидактические игры:

«Что кому нужно»

«Кто, что умеет делать»

Игровые задания на занятиях:

«Большой, средний, маленький»

«Назови одним словом»

Театрализованная игра:

«У матрешки новоселье»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (Профессии)

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Колобок» по картинкам»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Пальчиковые игры:

«Кормушка»;

«Есть у каждого свой дом»;

«Мы во двор гулять пошли»

Чтение художественной литературы:

Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»


Консультации

«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»;

«Развитие связной речи у детей»;

«Что читать детям 3 - 4 лет».

Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми».

Январь

Диагностика

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом»

«Что не так на картинке?»

«Кто что ест?»

«Чей хвост?»

Театрализованная игра «Теремок»

Игровые задания на занятиях:

«Играем по сказкам: найди лишних героев»

«Один - много»

Подвижная игра «Метелица»

Строительная игра «Дом для Деда Мороза»


Консультации для родителей:

«Если Ваш ребенок плохо разговаривает»;

«Зачем читать детям книги?»;

«Развиваем словарь детей»

Буклет «Как развивать речь ребенка дома».

Февраль

Дидактические игры:

«Какая погода?»

«Отгадай сказку»

«Времена года»

Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч»

Театрализованная игра

«Лисичка подслушивает»

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам»

«Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры:

«Как у нас семья большая»

«Семья»

«Дружные пальчики»

«Помощники».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лис и Мышонок»


Консультации для родителей:

«Игры и упражнения для развития речевого аппарата»;

«Игры с мячом для развития речи детей»;

«На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»



Март

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Ассоциации. Угадай сказку»

«Кто, что ест?»

Театрализованная игра:

«Курочка-рябушечка»

Игра-драматизация «Кот, петух и лиса»

Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему»

Пальчиковые игры:

«Птички»

«Уточка»

«Ласточка»

«Сорока-белобока».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Курочка».


Консультации для родителей:

«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».

Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»

Апрель

Дидактические игры:

«Чего не стало?»

«Что изменилось на картинке?»

«Куда спряталась мышка?»

Игра-драматизация «У страха глаза велики»

Игровые задания на занятиях:

«Что было сначала, а что потом?»

Подвижная игра «Ручеек»

Пальчиковые игры:

«Повар»

«Машина каша»

«Компот»

«Каша».


Консультация для родителей:

«Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»;

«Учим ребенка общаться».

Буклет «Игры по развитию речи»


Заключительный

этап

Май

Оформление фотовыставки для родителей.

Диагностика

Оформление электронной презентации.


Родительское собрание на тему «Как мы играли и чему научились за год».




Литература


1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.

2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.

6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.

7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2009.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.