Анализ логопедических карт и альбомов для обследования речи детей раннего возраста, рекомендаций по заполнению
Анализ
логопедических карт и альбомов для обследования детей раннего возраста, рекомендаций по заполнению
Автор пособия | Контингент | Логопедические карты / логопедический альбом |
Нищева Н.В. | от 2 до 4 лет | Очень подробная речевая карта, которая может использоваться в образовательных учреждениях. Основные разделы речевой карты: Анкетные данные Анамнез Раннее развитие Перенесенные заболевания Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты) Раннее речевое развитие I. Исследование неречевых психических функций (общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования: общительность, особенности внимания, характер игровой деятельности, индивидуальные особенности; состояние слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, праксиса, общей и ручной моторики) II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений) (воспроизведение звукоподражаний, исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет), состояние звукопроизношения, анатомическое строение артикуляционного аппарата, состояние речевой моторики, состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет) особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи) III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет) IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи) Логопедическое заключение Есть предполагаемые материалы, которые можно использовать в ходе обследования. Указан возраст, с которого ребенок может продемонстрировать тот или иной показатель. Указан показатель и представлен перечень обследования. Предлагаются варианты некоторых готовых ответов, которые упрощают заполнение документа – можно делать пометки и подчеркивания в самом документе. В логопедическом заключении есть место для возможных консультаций врачей-специалистов. |
Балабанова В.П. и др. | до 2 лет | Карта для первичной оценки коммуникативного развития детей раннего возраста (Сост. В.П. Балабанова, Т.А. Титова, И.А. Чистович) Основные разделы речевой карты: Анкетные данные Анамнез Особенности коммуникации (особое внимание уделяется исследованию понимания речи) Особенности орально-моторного развития (кормление, жевание, глотание) Особенности звуко- и речеобразования Карта заполняется со слов мамы и по результатам наблюдения за ребенком. В карте указан возраст, с которого у ребенка проявляются те или иные показатели. Рекомендации для оценки исследования даны в примечаниях. Для определения отставания ребенка в развитии по каким-либо разделам рекомендуется применять шкалы (KID-шкалу, CDI и другие). |
от 2 до 4 лет | Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (Сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) Во многом повторяет карту Н.В. Нищевой. | |
Смирнова И.А. | Альбомы И.А. Смирновой содержат наглядный материал для стандартного логопедического обследования. Для логопедического обследования детей раннего возраста можно использовать «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», предназначенный для обследования состояния произношения гласных и артикуляционно простых согласных звуков, «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения». Альбомы состоят из цветных предметных и сюжетных картинок (не более двух крупных изображений одновременно), содержание которых воспринимается детьми раннего возраста. | |
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. | от 2 до 4 лет | Методическое пособие + стимульный материал Пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию лексико-грамматического строя речи и произношения звуков раннего и позднего онтогенеза. Представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова. В ходе логопедического обследования используются приемы рассматривания, анализа и раскрашивания изображения, которые способствует формированию у ребенка зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком. Основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи сделан на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого авторами разработан стимульный материал для проведения логопедического обследования, с интересными и понятными детям, предметными и сюжетные картинками, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. Методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний. |