Анализ логопедических карт и альбомов для обследования речи детей раннего возраста, рекомендаций по заполнению

0
0
Материал опубликован 10 May

Анализ

логопедических карт и альбомов для обследования детей раннего возраста, рекомендаций по заполнению


Автор пособия

Контингент

Логопедические карты / логопедический альбом

Нищева Н.В.

от 2 до

4 лет

Очень подробная речевая карта, которая может использоваться в образовательных учреждениях.

Основные разделы речевой карты:

Анкетные данные

Анамнез

Раннее развитие

Перенесенные заболевания

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

I. Исследование неречевых психических функций (общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования: общительность, особенности внимания, характер игровой деятельности, индивидуальные особенности; состояние слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, праксиса, общей и ручной моторики)

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений) (воспроизведение звукоподражаний, исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет), состояние звукопроизношения, анатомическое строение артикуляционного аппарата, состояние речевой моторики, состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

IV. Исследование лексики и грамматического строя

импрессивной речи

V. Исследование лексики и грамматического строя

экспрессивной речи

VI. Состояние связной речи

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Есть предполагаемые материалы, которые можно использовать в ходе обследования. Указан возраст, с которого ребенок может продемонстрировать тот или иной показатель. Указан показатель и представлен перечень обследования. Предлагаются варианты некоторых готовых ответов, которые упрощают заполнение документа ­– можно делать пометки и подчеркивания в самом документе. В логопедическом заключении есть место для возможных консультаций врачей-специалистов.

Балабанова В.П.

и др.

до 2 лет


Карта для первичной оценки коммуникативного развития детей раннего возраста

(Сост. В.П. Балабанова, Т.А. Титова, И.А. Чистович)

Основные разделы речевой карты:

Анкетные данные

Анамнез

Особенности коммуникации (особое внимание уделяется исследованию понимания речи)

Особенности орально-моторного развития (кормление, жевание, глотание)

Особенности звуко- и речеобразования

Карта заполняется со слов мамы и по результатам наблюдения за ребенком. В карте указан возраст, с которого у ребенка проявляются те или иные показатели. Рекомендации для оценки исследования даны в примечаниях. Для определения отставания ребенка в развитии по каким-либо разделам рекомендуется применять шкалы (KID-шкалу, CDI и другие).

от 2 до

4 лет

Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста

(Сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова)

Во многом повторяет карту Н.В. Нищевой.

Смирнова И.А.


Альбомы И.А. Смирновой содержат наглядный материал для стандартного логопедического обследования.

Для логопедического обследования детей раннего возраста можно использовать «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», предназначенный для обследования состояния произношения гласных и артикуляционно простых согласных звуков, «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения». Альбомы состоят из цветных предметных и сюжетных картинок (не более двух крупных изображений одновременно), содержание которых воспринимается детьми раннего возраста.  

Громова О.Е., Соломатина Г.Н.

от 2 до

4 лет

Методическое пособие + стимульный материал

Пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию лексико-грамматического строя речи и произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.

Представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита.

Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

В ходе логопедического обследования используются приемы рассматривания, анализа и раскрашивания изображения, которые способствует формированию у ребенка зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком.

Основной акцент в диагностическом исследовании произносительной стороны речи сделан на назывании ребенком слов с определенными звуками в составе слова или предложения. Для этого авторами разработан стимульный материал для проведения логопедического обследования, с интересными и понятными детям, предметными и сюжетные картинками, содержание которых соответствует возрастным особенностям детского восприятия.

Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях. 

Методические возможности данного иллюстративного материала значительно шире: с помощью картинок можно работать над формированием слоговой структуры, развитием словаря и правильным грамматическим оформлением детских высказываний.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.