Доклад «Анализ программ и технологий для детей раннего возраста»
17
Управление образования и науки Тамбовской области.
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение для детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, “Центр поддержки семьи и помощи детям
«Аистенок»
Анализ программ и технологий для детей раннего возраста
Выполнила:
Середина Олеся Сергеевна
Воспитатель
Мичуринск-2020
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………............3
2.Типы основных программ дошкольного образования………...4
3.Анализ программ для детей раннего возраста………………….5
Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно – управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно – образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка:
- физическое;
- социально – коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно – эстетическое.
Современные образовательные программы дошкольного образования разработаны авторами с учётом новейших достижений психолого-педагогической науки и практики отечественного дошкольного образования, учитывая все особенности процесса управления образовательным учреждением.
Очень важно уметь ориентироваться в этом многообразии образовательных программ и сделать правильный обоснованный выбор, от которого будет зависеть качество управления образовательным учреждением.
Выбор образовательных программ должен определяться с учётом вида дошкольного учреждения. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утверждённому постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, установлено восемь видов ДОУ. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении определяет право детского сада на выбор образовательных программ.
Типы основных программ дошкольного образования
- комплексные (или общеобразовательные);
- парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой или ярко выраженной направленностью).
Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. С огласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическими нормами.
Парциальные основные программы дошкольного образования предполагает основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.
Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.
К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году, представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.
Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру отказ от привычной классно-урочной системы.
Анализ программ для детей раннего возраста
1.Образовательная программа для детей раннего дошкольного возраста «Кроха»
Воспитание, обучение и развитие детей до трёх лет.
Авторами данной программы являются Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.
Цель программы – комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до 3 лет.
Программа разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей. Программа предусматривает разноуровневый, индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. В основе программы лежат гуманистические принципы, признающие за ребёнком право быть личностью. В качестве главных принципов выступают уважительное отношение к ребёнку, внимание к его потребностям, желаниям и интересам.
Задачи программы:
1.Всестороннее развитие личности ребёнка.
2.Формирование мотивации к познанию и творчеству.
3.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
4.Развитие детской инициативы, любознательности, активности, самостоятельности.
5.Развитие у детей предметной деятельности и общения, как ведущих в раннем детстве.
6.Содействовать появлению у ребёнка предпосылок позиции субъекта деятельности (инициативное целеполагание, действия, достижения результата).
7.Построение доверительных отношений взрослых с детьми в разных видах взаимодействия.
Технология программы включает:
Построение образовательного процесса ориентированно на обеспечение условий для физического развития ребёнка. Формы работы с детьми и содержание основных направлений направлено на развитие познавательных и сенсорных способностей, коммуникативных и игровых умений и навыков с учётом закономерностей развития ребёнка. Организация совместной деятельности взрослого с детьми и предметная среда в ДОУ обеспечивают двигательную и познавательную активность ребёнка в течении дня.
Отличительные особенности программы:
Впервые в рамках программы воспитания достаточно полно представлен раздел о психологической подготовке родителей к рождению ребёнка. Помимо традиционных медицинских советов, в интересной и доступной форме рассказывается об этапах внутриутробного развития ребёнка, делается акцент на том, как важно общаться с малышом ещё до его рождения. Есть социализация, но нет речевого развития.
Разделы образовательной деятельности:
- Физическая культура
- Социализация
- Труд
- Познание
- Художественная деятельность
- Музыка
- Чтение художественной литературы
2. Образовательная программа для детей раннего дошкольного возраста «Теремок»
Рассчитана на возраст детей от 2 месяцев до 3 лет.
Авторами данной программы являются Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова.
Цель программы «Теремок» — создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи. Образовательная среда понимается при этом как специально организованная часть социокультурной среды, в которой достигаются цели и смыслы образования. Представляет собой целостную систему, которая включает три взаимосвязанных компонента: 1) субъектный (участники образовательных отношений); 2) объектный (предметы в пространстве); 3) деятельностный («ансамбль деятельностей» и культурных практик).
Ключевые задачи:
1) Поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации.
2) Создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.).
3) Расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
4)Содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).
5) Формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми).
6) Развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
7) Организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии.
8) Поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности.
9) Создание условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях.
10)Развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.
В основе программы «Теремок» лежит научная концепция развития детей младенческого и раннего возраста.
Содержание программы:
Введение
1.Целевой раздел (цель, принципы)
2.Содержательный раздел
3.Организационный раздел (система, технические условия)
И в программе «Кроха», и в программе «Теремок» социально-коммуникативное направление является одним из важных.
3.Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания.
Авторами программы являются Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
Цель программы «Первые шаги» - развитие целостной личности ребёнка — его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
В Программе «Первые шаги» разработаны адекватные методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка. Содержательный раздел Программы «Первые шаги» построен с учётом возрастных особенностей детей и направлен на формирование и полноценное становление ведущей для дошкольников игровой деятельности, а также обеспечивает преемственность раннего и дошкольного возраста. Этот раздел охватывает пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО:
• Познавательное развитие, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей.
• Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым.
• Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.
• Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие.
• Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные разделы:
1.Становление игровой деятельности.
2.Формирование потребности в общении.
3.Педагогический мониторинг.
Так же отличительная особенность программы «Первые шаги»: ситуационность, как отличительная особенность ребёнка раннего возраста.
4.Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100»
В данной программе представлены две комплексные образовательные программы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3-х лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет), которые вместе составляют Основную образовательную программу «Детский сад 2100».
Авторами данной программы являются И. А. Анохина, Г. В. Гнайкова. О. В. Гончарова, Н. А. Горлова, Т. Р. Кислова, М. В. Корепанова, И. А. Смирнова, С. В. Соколова, О. В. Чиндилова, доктор пед. наук (научный редактор и составитель).
Основная цель данной Программы – реализация принципа преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цель развития и воспитания детей раннего возраста состоит в обеспечении психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка, способствующего обогащению (амплификации) детского развития, благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Основная задача данной Программы – разработать содержание, направленное на:
– воспитание и развитие социально значимых личностных качеств ребёнка;
– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
– развитие эмоциональной сферы.
Основная задача реализации данной Программы –
формировать у детей опыт игровой, познавательной, исследовательской и др. видов деятельности;
2)формировать у детей опыт самопознания.
Отличительной особенностью программы является то, что изменён сам механизм достижения целей, но не требования к подготовке детей. А именно – знания детям даются по максимуму ( в пределах возрастных норм, требования же к усвоению знаний предъявляются по минимуму (в пределах определённых Госстандартом). Программа создаёт комфортные условия для детей с разным уровнем развития, давая им возможность обучаться каждому в своём темпе. Такой подход исключает перегрузку у дошколят, но не уменьшает результативность.
Внутри каждого возрастного периода программа представлена следующими разделами:
1.Возрастные особенности детей.
2.Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
3.Физическое развитие.
4.Игровая деятельность.
5.Социально-личностное развитие.
6.Познавательная деятельность
7.Изобразительная деятельность.
5.Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Хотелось бы отметить, что наше учреждение работает по данной программе. Ниже я подробнее проанализурую данную программу.
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Задачи программы:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2.Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
3.Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ.
4.Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
6.Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7.Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Отличительные особенности Программы: направленность на развитие личности ребенка.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность
Большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Особенности структуры Программы
Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть. Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
Простота введения вариативной части
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) — учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование — вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не противоречить целям и задачам программы «От рождения до школы». Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу приложением, посвященным игре. В приложении раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.
Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Технологичность программы
Большим преимуществом программы «От рождения до школы» является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям. Наличие приложения с подробными перечнями В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.