Статья «Анализ негосударственного финансового контроля РФ»
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Конспект
по предмету « ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
На тему
«Анализ негосударственного финансового контроля РФ»
Выполнила: преподаватель экономических дисциплин
Золотавина Елена Семеновна
Мурманск
2019
Финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность без участия государственных органов по контролю за своевременностью, точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования.
Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Результаты проведения аудита за первое полугодие 2015-2018 гг. в РФ представлены в таблице 1.
Таблица 4 – Результаты проведения аудита за первое полугодие 2015-2018 гг. в РФ
Показатель |
Первое полугодие 2015 года |
Первое полугодие 2016 года |
Первое полугодие 2017 года |
Первое полугодие 2018 года |
Отклонения |
||
2016/2015 |
2017/2016 |
2018/2017 |
|||||
Проведено мероприятия, всего |
2563 |
3 012 |
2958 |
2 841 |
449 |
-54 |
-117 |
В том числе контрольных мероприятий |
1 396 |
1 380 |
1389 |
1 243 |
-16 |
9 |
-146 |
В том числе экспертно-аналитических мероприятий |
1 576 |
1 599 |
1 632 |
1 598 |
32 |
33 |
-34 |
Количестве объектов аудита |
8 111 |
8 884 |
8 136 |
7 993 |
773 |
-748 |
-118 |
В том числе объектов контрольных мероприятий |
5 846 |
5 903 |
5 552 |
5 429 |
57 |
-351 |
-123 |
В том числе объектов экспертно-аналитических мероприятий |
4 354 |
4 920 |
4 671 |
4 564 |
566 |
-249 |
-107 |
Количество объектов контроля на одно контрольное мероприятие |
2,9 |
3,2 |
3 |
2,8 |
0,3 |
-0,2 |
-0,2 |
Количество объектов аудита на одно экспертно-аналитическое мероприятие |
3 |
3,3 |
3,1 |
2,9 |
0,3 |
-0,2 |
-0,2 |
Количество выявленных нарушений |
45 768 |
41 095 |
43 219 |
45 378 |
-4583 |
2124 |
2159 |
|||||||
Сумма выявленных нарушение (млн рублей), всего |
190 612,45 |
189 956,32 |
178 684, 23 |
195 615,93 |
-656,13 |
-11271, 09 |
16931,7 |
|||||||
Количество выявленных нарушений на один объект контроля |
5 |
3,9 |
4,1 |
5,7 |
-1,1 |
0,2 |
1,6 |
|||||||
Передано материалов в прокуратуру и иные правоохранительные органы |
699 |
631 |
643 |
765 |
-68 |
13 |
122 |
|||||||
Количество решений о привлечении к ответственности должностных лиц |
126 |
118 |
112 |
131 |
-8 |
-6 |
19 |
|||||||
Возбуждено дел об административных правонарушениях |
1 002 |
1 096 |
1 132 |
1 0097 |
94 |
36 |
-36 |
Количество предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитических мероприятий |
2 061 |
2 012 |
2 768 |
2 132 |
-49 |
756 |
-636 |
По приведённому выше анализу можно сделать вывод, что в Российской Федерации динамика показателей по количеству организаций является весьма противоречивой, так как помимо возрастания числа аудиторских организаций, а именно среди организаций сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата количество возросла на 0,1 как в 2017, так и в 2018 году, имеется и значительное уменьшение числа организаций по тем, которые имеют право на осуществление аудиторской деятельности, в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,2, в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 0,1.
Снижение в 2017 и 2018 году числа организаций, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, говорит о том, что аудит не является очень востребованным видом проверки организаций и предприятий, но всё равно является одним из важных элементов системы негосударственных проверок.
Доля в общем количестве клиентов, отчётность которых проаудирована, в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 1,6, в 2018 году по сравнению с 2017 году на 0,1.
Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, снизилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом и в 2017 по сравнению с 2016 годом на 0,2.
Это говорит о том, что некоторое количество индивидуальных аудиторов перешло работать в аудиторские организации, так как доверие к аудиторским организациям, как целостным объединениям, намного больше, чем к индивидуальным аудиторам.
По «возрасту» аудиторских организаций можно сделать вывод о том, что организации, занимающиеся независимым контролем предприятий, в своём большинстве были созданы более 5 лет назад. Это говорит о том, что более 5 лет назад независимый контроль был более востребованным, чем за последние 3 года.
Такие выводы можно сделать исходя из того, что показатель организаций, созданных менее года назад в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизился на 1,1, в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизился на 3,3. Показатель создания организаций более 5 лет назад в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырос на 0,6, в 2018 году по сравнению с 2017 снизился на 0,2. Снижение в 2018 году по сравнению с 2017 годом обуславливается тем, что некоторые организации, созданные более 5 лет назад, не выдерживая жёсткой конкуренции других более рейтинговых аудиторских организаций, прекращали своё существование.
Эти изменения говорят о том, что обращения предприятий в аудиторские организации за проведением независимой проверки снизились, так не организации не видят в этом необходимости.
Количество объектов аудита в сравнении с первыми полугодиями 2017 года и 2016 года увеличились на 773.
Количество выявленных нарушений в первом полугодии 2017 года по сравнению с 2016 годом снизилось на 4583. Это свидетельствует о том, что в деятельности организаций и их финансовой отчётности было найдено намного больше ошибок, которые они должны были устранить.
Проблемы развития негосударственного финансового контроля в РФ:
1. Осуществление недобросовестного аудита;
2. Демпинг на рынке аудиторских услуг;
3. Непрозрачность информации об аудиторских фирмах.
Пути решения проблем негосударственного финансового контроля в РФ:
1. Усиление контроля над аудиторскими организациями со стороны государства;
2. Разработка рекомендаций для проведения конкурса;
3. Создание единого портала с информационными данными об аудиторских фирмах.
Список использованной литературы
1. Белоусов Д.С. Финансы и статистика в России – М.:Академия, 2016 – 487с.
2. Бычкова С. М. Аудиторская деятельность. Теория и практика – М.:Лань, 2016 – 320 с.
3. Василевич И. П. Сборник задач по аудиту – М.: Финансы и статистика, 2017 – 312 с.
4. Герасимова Л. Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов – М.:Юрайт, 2016 – 320 с.
5. Галузина С. М. Международный учет и аудит – М.: Питер, 2016 – 272 с.
6. Грачева М.Н. Внутренний контроль и аудит – М.:LAP, 2017 – 786 с.
7. Каковкина Т. В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы – М.: Юнити-Дана, 2017 – 456 с.
8. Ларюнина Е.В., Слободняк И.А. Методологические основы стандартизации аудиторской деятельности – М.: LAP, 2016 – 581 с.
9. Лившиц И.В. Методы оценки и аудитов в интегрированных системах менеджмента – М.: LAP, 2017 – 387 с.
10. Лосева Н.А. Методология внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности – М.:LAP, 2017 – 540 с.
11. Нитецкий В. В. Финансовый анализ в аудите. Теория и практика – М.: Дело, 2015 – 256 с.
12. Орлов С. Н. Внутренний аудит в современной системе корпоративного управления компанией – М.: ИНФРА-М, 2015 – 284 с.