12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена20 |
Статья «Анализ негосударственного финансового контроля РФ»
Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Конспект
по предмету « ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
На тему
«Анализ негосударственного финансового контроля РФ»
Выполнила: преподаватель экономических дисциплин
Золотавина Елена Семеновна
Мурманск
2019
Финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность без участия государственных органов по контролю за своевременностью, точностью финансового планирования, обоснованностью и полнотой поступления и движения финансовых и материальных средств, правильностью и эффективностью их использования.
Аудит в нашей стране можно охарактеризовать как молодой, но быстро развивающийся рынок профессиональных услуг. На сегодняшний день рынок аудита России является самостоятельным сегментом бизнеса с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов рублей и количеством занятых специалистов 30 000 человек.
Результаты проведения аудита за первое полугодие 2015-2018 гг. в РФ представлены в таблице 1.
Таблица 4 – Результаты проведения аудита за первое полугодие 2015-2018 гг. в РФ
Показатель | Первое полугодие 2015 года | Первое полугодие 2016 года | Первое полугодие 2017 года | Первое полугодие 2018 года | Отклонения | ||
2016/2015 | 2017/2016 | 2018/2017 | |||||
Проведено мероприятия, всего | 2563 | 3 012 | 2958 | 2 841 | 449 | -54 | -117 |
В том числе контрольных мероприятий | 1 396 | 1 380 | 1389 | 1 243 | -16 | 9 | -146 |
В том числе экспертно-аналитических мероприятий | 1 576 | 1 599 | 1 632 | 1 598 | 32 | 33 | -34 |
Количестве объектов аудита | 8 111 | 8 884 | 8 136 | 7 993 | 773 | -748 | -118 |
В том числе объектов контрольных мероприятий | 5 846 | 5 903 | 5 552 | 5 429 | 57 | -351 | -123 |
В том числе объектов экспертно-аналитических мероприятий | 4 354 | 4 920 | 4 671 | 4 564 | 566 | -249 | -107 |
Количество объектов контроля на одно контрольное мероприятие | 2,9 | 3,2 | 3 | 2,8 | 0,3 | -0,2 | -0,2 |
Количество объектов аудита на одно экспертно-аналитическое мероприятие | 3 | 3,3 | 3,1 | 2,9 | 0,3 | -0,2 | -0,2 |
Количество выявленных нарушений | 45 768 | 41 095 | 43 219 | 45 378 | -4583 | 2124 | 2159 | |||||||
Сумма выявленных нарушение (млн рублей), всего | 190 612,45 | 189 956,32 | 178 684, 23 | 195 615,93 | -656,13 | -11271, 09 | 16931,7 | |||||||
Количество выявленных нарушений на один объект контроля | 5 | 3,9 | 4,1 | 5,7 | -1,1 | 0,2 | 1,6 | |||||||
Передано материалов в прокуратуру и иные правоохранительные органы | 699 | 631 | 643 | 765 | -68 | 13 | 122 | |||||||
Количество решений о привлечении к ответственности должностных лиц | 126 | 118 | 112 | 131 | -8 | -6 | 19 | |||||||
Возбуждено дел об административных правонарушениях | 1 002 | 1 096 | 1 132 | 1 0097 | 94 | 36 | -36 |
Количество предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитических мероприятий | 2 061 | 2 012 | 2 768 | 2 132 | -49 | 756 | -636 |
По приведённому выше анализу можно сделать вывод, что в Российской Федерации динамика показателей по количеству организаций является весьма противоречивой, так как помимо возрастания числа аудиторских организаций, а именно среди организаций сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата количество возросла на 0,1 как в 2017, так и в 2018 году, имеется и значительное уменьшение числа организаций по тем, которые имеют право на осуществление аудиторской деятельности, в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 0,2, в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 0,1.
Снижение в 2017 и 2018 году числа организаций, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, говорит о том, что аудит не является очень востребованным видом проверки организаций и предприятий, но всё равно является одним из важных элементов системы негосударственных проверок.
Доля в общем количестве клиентов, отчётность которых проаудирована, в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 1,6, в 2018 году по сравнению с 2017 году на 0,1.
Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, снизилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом и в 2017 по сравнению с 2016 годом на 0,2.
Это говорит о том, что некоторое количество индивидуальных аудиторов перешло работать в аудиторские организации, так как доверие к аудиторским организациям, как целостным объединениям, намного больше, чем к индивидуальным аудиторам.
По «возрасту» аудиторских организаций можно сделать вывод о том, что организации, занимающиеся независимым контролем предприятий, в своём большинстве были созданы более 5 лет назад. Это говорит о том, что более 5 лет назад независимый контроль был более востребованным, чем за последние 3 года.
Такие выводы можно сделать исходя из того, что показатель организаций, созданных менее года назад в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизился на 1,1, в 2018 году по сравнению с 2017 годом снизился на 3,3. Показатель создания организаций более 5 лет назад в 2017 году по сравнению с 2016 годом вырос на 0,6, в 2018 году по сравнению с 2017 снизился на 0,2. Снижение в 2018 году по сравнению с 2017 годом обуславливается тем, что некоторые организации, созданные более 5 лет назад, не выдерживая жёсткой конкуренции других более рейтинговых аудиторских организаций, прекращали своё существование.
Эти изменения говорят о том, что обращения предприятий в аудиторские организации за проведением независимой проверки снизились, так не организации не видят в этом необходимости.
Количество объектов аудита в сравнении с первыми полугодиями 2017 года и 2016 года увеличились на 773.
Количество выявленных нарушений в первом полугодии 2017 года по сравнению с 2016 годом снизилось на 4583. Это свидетельствует о том, что в деятельности организаций и их финансовой отчётности было найдено намного больше ошибок, которые они должны были устранить.
Проблемы развития негосударственного финансового контроля в РФ:
1. Осуществление недобросовестного аудита;
2. Демпинг на рынке аудиторских услуг;
3. Непрозрачность информации об аудиторских фирмах.
Пути решения проблем негосударственного финансового контроля в РФ:
1. Усиление контроля над аудиторскими организациями со стороны государства;
2. Разработка рекомендаций для проведения конкурса;
3. Создание единого портала с информационными данными об аудиторских фирмах.
Список использованной литературы
1. Белоусов Д.С. Финансы и статистика в России – М.:Академия, 2016 – 487с.
2. Бычкова С. М. Аудиторская деятельность. Теория и практика – М.:Лань, 2016 – 320 с.
3. Василевич И. П. Сборник задач по аудиту – М.: Финансы и статистика, 2017 – 312 с.
4. Герасимова Л. Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов – М.:Юрайт, 2016 – 320 с.
5. Галузина С. М. Международный учет и аудит – М.: Питер, 2016 – 272 с.
6. Грачева М.Н. Внутренний контроль и аудит – М.:LAP, 2017 – 786 с.
7. Каковкина Т. В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы – М.: Юнити-Дана, 2017 – 456 с.
8. Ларюнина Е.В., Слободняк И.А. Методологические основы стандартизации аудиторской деятельности – М.: LAP, 2016 – 581 с.
9. Лившиц И.В. Методы оценки и аудитов в интегрированных системах менеджмента – М.: LAP, 2017 – 387 с.
10. Лосева Н.А. Методология внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности – М.:LAP, 2017 – 540 с.
11. Нитецкий В. В. Финансовый анализ в аудите. Теория и практика – М.: Дело, 2015 – 256 с.
12. Орлов С. Н. Внутренний аудит в современной системе корпоративного управления компанией – М.: ИНФРА-М, 2015 – 284 с.