Статья «Особенности контроля при дистанционном обучении»

3
0
Материал опубликован 28 July 2021

Фазилова Роза Михайловна
учитель информатики и ИКТ
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа» с. Дутово МОГО «Вуктыл»
pod.lampoi@yandex.ru


ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ


Чем больше учишься - тем больше знаешь,
А больше знаешь - больше забываешь,
А больше забываешь - меньше знаешь,
Но меньше знаешь - меньше забываешь,
Меньше забываешь - больше знаешь.
Так для чего ж учиться? :)


Пожалуй, больше всего аргументов против дистанционного обучения приводится именно тогда, когда речь заходит об организации контроля (текущего или итогового). Бытует мнение, что один студент легко может выполнить задание за другого студента, родитель за ребёнка, а дистанционный педагог этого не заметит.
На самом деле, все зависит от того, какие формы контроля использует дистанционный педагог и как он сам подходит к оцениванию выполненных заданий.
Традиционно, самым распространенным способом контроля знаний в электронном обучении считаются тесты. Многие преподаватели уверены в том, что это вообще единственная возможность проведения контрольных мероприятий. Тесты удобны прежде всего самим педагогам: их можно многократно использовать, результаты обрабатываются автоматически, все что остается преподавателю – перенести оценку за выполнение теста в журнал. Если речь идёт только о тестовом контроле, то ситуация «подмены» студента вполне возможна. Но если контроль на дистанционном курсе ведётся систематически, а задания представляют собою такие формы, как написание текстов (отзывы, резюме, отчёты, рефераты, выступления в форуме, обсуждение в чате и т.д.), выполнение веб-квестов, проектов, составление схем, планов, классификаций и т.д., то в этом случае между студентом и преподавателем налаживается систематическое общение, которое часто проходит в режиме online (в реальном времени, обозначенном преподавателем) и которое уже чрезвычайно сложно имитировать и выполнять за кого-то. Кроме того, опытный преподаватель сможет сопоставить текст, написанный учеником в чате или услышанный от него в ходе телеконференции с присланным отзывом или отчётом.
Формы контроля, применяемые при ДО:
• письменные отчеты и рефераты;
• веб-квесты;
• телеконференции;
• проектная деятельность;
• анкетирование;
• «портфель студента»;
• тесты.
На выбор форм контроля учебной деятельности в Интернете влияют такие факторы, как:
1. Продолжительность контрольных мероприятий (чем меньше времени слушатель проведет за компьютером в сети, тем лучше и с финансовой, и с эргономической точек зрения).
2. Оперативность (чем быстрее преподаватель получит ответ от слушателя, а слушатель – от преподавателя, тем эффективнее процесс обучения).
3. Доступность (выбор технических устройств, программного обеспечения и средств связи и их совместимость).
4. Наличие обратной связи (после проведения контрольного мероприятия слушатель должен получить ответ от преподавателя с комментариями и оценками).
5. Соответствие используемым педагогическим технологиям (если в основе дистанционного обучения лежит метод проектов, то формой контроля будет описание выполненного проекта, презентация, защита проекта, если это индивидуальное обучение, то формой контроля может быть тест или отчетный реферат).
6. Соответствие содержанию обучения (чем сложнее изучаемый материал, тем более сложные формы контроля нужно использовать.
Например, при проверке знаний терминов можно прибегнуть к обычному тесту, а при изучении проблемной темы явно потребуются другие формы — реферат, собеседование online с преподавателем, телеконференция и т.д.).
7. Достоверность (преподаватель должен знать, кто выполнял контрольное задание "на другом конце провода").
При организации контроля учебной деятельности в сети очень важным является вопрос, кто же будет оценивать знания студентов. Здесь можно предложить несколько вариантов, учитывая саму специфику учебной среды сети Интернет, а именно то, что это среда, во-первых, интерактивная (на каждое сообщение может быть отправлен ответ), во-вторых, компьютерная (задания даются и контролируются с помощью компьютеров), в-третьих, коммуникационная (в Интернете могут общаться друг с другом все участники дистанционных курсов).
Отчеты, рефераты, форумы
Отчёты и рефераты
Письменные отчеты и рефераты используются при изучении какой-либо темы, когда слушатели получают задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на представленные в сети Интернет или в традиционных изданиях первоисточники. По итогам самостоятельной работы слушатель передает по электронной почте в установленные сроки отчет.
Существуют разновидности отчетов по количеству слушателей, принимающих участие в написании отчетных работ:
• индивидуальные (слушатель готовит отчет самостоятельно и передает по электронной почте своему преподавателю);
• групповые (слушатели готовят отчеты совместно, обмениваясь по сети своими материалами и составляя коллективный отчет – ОДИН на всю учебную группу).
Учитывая специфику представления отчетных письменных материалов в Интернете, необходимо максимально облегчить рутинную работу по составлению письменных отчетов и рефератов. Это можно сделать за счет создания различных "заготовок" отчетов, ответных форм и т.п., что значительно экономит время слушателей, затрачиваемое на работу в сети, и унифицирует ответы, делая их доступными для дальнейшей обработки и анализа преподавателем. Поэтому дистанционному преподавателю необходимо для контрольной работы, отчёта, реферата, рефлексии давать слушателям файл для скачивания (образец), куда студенту останется вписать необходимый материал и выслать педагогу в том же формате.
Телеконференции (форумы)
В том случае, если тема, изученная слушателями, требует обсуждения, а преподавателю важно узнать глубинное понимание слушателями сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу, могут использоваться как зачетные работы телеконференции. Для дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам телеконференции должны явиться неотъемлемой частью учебного процесса.
С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:
• телеконференции в отсроченном режиме (группы новостей, списки рассылки);
• телеконференции в режиме реального времени (IRC, чат-конференции);
• видео телеконференции.
Наиболее просты с точки зрения организации телеконференции в отсроченном режиме. Если количество участников невелико (5 – 10 человек), и они не находятся в удаленных часовых поясах, имеет смысл проводить телеконференции в режиме реального времени и видео-телеконференции.
При проведении телеконференции студента можно оценивать по таким критериям, как:
• общая активность участия в дискуссии (количество выступлений);
• умение задавать вопросы по теме дискуссии;
• умение отвечать на вопросы, аргументировать;
• информированность, знание первоисточников;
• точность в использовании терминов и понятий по изучаемой теме;
• умение выделять главную мысль.
Тесты
Тесты в целом предъявляют менее высокие требования к уровню "активности" и "прочности" усвоения знаний. Многие ответы можно выбрать за счет пассивного "узнавания" или интуитивного "угадывания". Грамотно составленные тесты учитывают это и заманивают слушателей в "ловушки", специально предлагая им ложные ответы. Тест, в котором меньше 20 заданий, считается неточным и приближенным. Хороший тест включает, как правило, не менее 30 заданий.
Тесты очень важны для организации обучения в Интернете, но ими нельзя ограничиваться. Они должны быть обязательно дополнены другими формами контроля учебной деятельности. Тесты бывают двух видов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).
Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами.
Интегративные – нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин.
Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи – более легкое.
Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие – нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.
Существуют основные формы тестовых заданий.
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
2. Задания открытой формы, которые сформулированы так, что готового ответа нет.
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
4. Задания на установление правильной последовательности
Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором правильного ответа.
Выбор формы теста зависит прежде всего от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, а также уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
Каждая из форм позволяет проверить специфические виды знаний. Проверять с помощью тестов имеет смысл актуальные знания, которые слушатели должны уметь применять на практике. Проверяются знания,
находящиеся в памяти, т.е. не требующие обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п.
Веб-квесты
Одним из примеров новой технологии представления отчетных материалов являются образовательные web-квесты, широко используемые за рубежом. Образовательный web-квест – это сайт в сети Интернет, созданный для подведения итогов изучения темы, проведенного исследования, включающий проблему для решения с разных точек зрения (ролей), ссылки на ресурсы сети Интернет, логически связанные с изученным материалом (базы данных, статьи из сетевых журналов, залы "виртуальных музеев" и пр.).
Web-квест имеет следующую структуру:
1. Вступление (в котором описана актуальность темы, дается описание процедуры работы).
2. Центральное задание (проблема в виде ситуации), которое должны выполнить студенты, рассматривая проблему с разных сторон.
3. Роли, которые выбирают студенты, чтобы выполнить задание.
4. Задания для каждой роли и требования к форматам представления итогового материала.
5. Список информационных ресурсов сети Интернет для каждой роли.
6. Критерии оценки работ.
7. Страница для публикации работ и оценок. 8. Заключение. Размещение Web-квестов в реальной сети позволяет значительно повысить мотивацию студентов для достижения наилучших учебных результатов.
Примеры веб-квестов:
1. https://sites.google.com/site/maskaevaisvo/ Веб-квест по разработке информационной системы в образовании Маскаевой А.М.
2. https://sites.google.com/site/naaleksandrenko/home Веб-квест «Планеты солнечной системы» Александренко Н.А.
3. https://sites.google.com/site/webkvestkuzmina/ Веб-квест по теории вероятности Кузьминой Е.Н.
4. http://ikt1413.narod.ru/ikt_2009/web_kwest/otkr/zel.htm Веб-квест о новогодних поздравлениях Ярочкиной Г.А.
Список используемой литературы
1. Зелик М. Ю, Тятова О.О., Формы и виды контроля в дистанционном обучении: лекция / Зелик М. Ю, Тятова О.О. – г. Луганск
2. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
3. Аванесов В. Тесты: теория и методика их разработки // Приложение к газете Первое сентября . 2001. № 32.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.