Практикум по теме «Государственный бюджет РФ» (анализ статистических данных)

4
0
Материал опубликован 7 July 2021

К сожалению, значительное число современных школьников не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) и т.д. Одним из вариантов решения данной проблемы является использование статистических данных. Данный прием помогает обучающимся понять смысл неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических) и ответить на поставленные вопросы. Кроме того, навык преобразования цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст будет полезен при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, где требуется, анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к предложенным статистическим данным.

Тема: Государственный бюджет РФ (раздел «Государственные финансы»)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализирует знания учащихся по теме: предлагает учащимся, опираясь на имеющиеся обществоведческие/экономические знания, объяснить понятие «государственный бюджет».

Строят понятные для других обучающихся и учителя высказывания.

Формулируют понятие.

Организует устную коллективную (в парах или мини-группах) работу учащихся с данными статистики, представленными в виде диаграмм и таблиц.

Ведут поиск необходимой информации; структурируют знания.

Осуществляют планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Фиксирует ответы на вопросы к материалам СМИ, задает при необходимости уточняющие вопросы, предлагает группам задавать вопросу друг другу. Способствует осуществлению коммуникации между группами.

Используют речь для регуляции своих действий.

Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения.

Осознанно строят речевые высказывания.

Проявляют учебную мотивацию. Адекватно реагируют на трудности.

Учатся формулировать собственное мнение, учитывать чужое мнение в диалоге и споре.

Осуществляют анализ информации.

Слушают, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.

Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке: с каким материалом сложнее работать – с представленным в учебнике или данными статистики?

Полезно ли использовать данные статистики, ведь это не школьный материал?

Как нужно вести работу с данными статистики?

Благодарит учащихся за сотрудничество.

Учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности на уроке.



Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.


Усваивают принципы саморегуляции.

Прогнозируют применение полученного знания в реальные действия.



Задание №3.1.

Ознакомьтесь с данными о доходах и расходах федерального бюджета за 2019 год и ответьте на вопросы.

t1625639670aa.png

t1625639670ab.png

В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета:
А) Общенациональные: 1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика.
Б) Социальные: 1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. СМИ.
В) Финансовые: 1. Обслуживание государственного и муниципального долга; 2. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России.



Вопросы

1. Какие статьи приносят наибольшие доходы в бюджет? Назовите 3 статьи.
2. Какие виды налогов приносят значительный доход в бюджет страны?

3. Какая группа расходов бюджета самая значительная? Как вы считаете, почему?

4. Как характеризует наше государство его доходы и расходы?

5. Как вы считаете, требуется ли изменить структуру доходов и расходов страны? Если да, то каким образом?

6*. С помощью сети Интернет выясните, каким был бюджет нашей страны в прошлом, например, 30 лет назад. Сравните статьи доходов и расходов. Заметили ли вы серьезные отличия?

7*. С помощью дополнительной литературы, материалов сети Интернет выясните, что такое «милитаризированный бюджет». Как выглядела бы диаграмма расходов милитаризированного бюджета? Чем подобная ситуация вредна для экономики?



Задание № 3.2.

Ознакомьтесь с данными о расходах государственного бюджета РФ за 2015-2019 гг. и ответьте на вопросы.

Статья расходов

2019 (трлн руб.)

2018 (трлн руб.)

2017 (трлн руб.)

2016 (трлн руб.)

2015 (трлн руб.)

Общегосударственные вопросы

1,364

1,257

1,162

1,096

1,118

Национальная оборона

2,997

2,827

2,852

3,775

3,181

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,083

1,972

1,918

1,899

1,966

Национальная экономика

2,827

2,402

2,46

2,302

2,324

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,282

0,149

0,12

0,072

0,144

Охрана окружающей среды

0,198

0,116

0,092

0,063

0,05

Образование

0,827

0,723

0,615

0,598

0,611

Культура, кинематография

0,122

0,095

0,09

0,087

0,09

Здравоохранение

0,713

0,537

0,44

0,506

0,516

Социальная политика

4,883

4,582

4,992

4,589

4,265

Физическая культура и спорт

0,081

0,064

0,096

0,06

0,073

Средства массовой информации

0,104

0,089

0,083

0,077

0,082

Обслуживание государственного и муниципального долга

0,731

0,806

0,709

0,621

0,519



Вопросы

1. Какие статьи государственных расходов являются приоритетными? Как вы считаете, почему?

2. Какие статьи государственных расходов на протяжении пяти лет практически не менялись? Чем это можно объяснить?

3. С помощью дополнительной литературы, материалов сети Интернет выясните, что такое «социально ориентированный бюджет». Можно ли применить это понятие к государственному бюджету РФ? Аргументируйте свою точку зрения.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации