Практикум по теме «Государственный бюджет РФ» (анализ статистических данных)
К сожалению, значительное число современных школьников не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) и т.д. Одним из вариантов решения данной проблемы является использование статистических данных. Данный прием помогает обучающимся понять смысл неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических) и ответить на поставленные вопросы. Кроме того, навык преобразования цифровой информации (графика, статистической таблицы, диаграммы) в собственный текст будет полезен при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, где требуется, анализируя данные графика, диаграммы, выбрать правильный ответ или составить вопросы к предложенным статистическим данным.
Тема: Государственный бюджет РФ (раздел «Государственные финансы»)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализирует знания учащихся по теме: предлагает учащимся, опираясь на имеющиеся обществоведческие/экономические знания, объяснить понятие «государственный бюджет». | Строят понятные для других обучающихся и учителя высказывания. Формулируют понятие. |
Организует устную коллективную (в парах или мини-группах) работу учащихся с данными статистики, представленными в виде диаграмм и таблиц. | Ведут поиск необходимой информации; структурируют знания. Осуществляют планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
Фиксирует ответы на вопросы к материалам СМИ, задает при необходимости уточняющие вопросы, предлагает группам задавать вопросу друг другу. Способствует осуществлению коммуникации между группами. | Используют речь для регуляции своих действий. Анализируют, доказывают и аргументируют свою точку зрения. Осознанно строят речевые высказывания. Проявляют учебную мотивацию. Адекватно реагируют на трудности. Учатся формулировать собственное мнение, учитывать чужое мнение в диалоге и споре. Осуществляют анализ информации. Слушают, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения. |
Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке: с каким материалом сложнее работать – с представленным в учебнике или данными статистики? Полезно ли использовать данные статистики, ведь это не школьный материал? Как нужно вести работу с данными статистики? Благодарит учащихся за сотрудничество. | Учатся находить ответы для определения значения и смысла своей деятельности на уроке. Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Усваивают принципы саморегуляции. Прогнозируют применение полученного знания в реальные действия. |
Задание №3.1.
Ознакомьтесь с данными о доходах и расходах федерального бюджета за 2019 год и ответьте на вопросы.
В три группы расходов, показанных на графике объединены следующие статьи расходов федерального бюджета:
А) Общенациональные: 1. Общегосударственные вопросы; 2. Национальная оборона; 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4. Национальная экономика.
Б) Социальные: 1. Жилищно-коммунальное хозяйство; 2. Охрана окружающей среды; 3. Образование; 4. Культура, кинематография; 5. Здравоохранение; 6. Социальная политика; 7. Физическая культура и спорт; 8. СМИ.
В) Финансовые: 1. Обслуживание государственного и муниципального долга; 2. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы России.
Вопросы
1. Какие статьи приносят наибольшие доходы в бюджет? Назовите 3 статьи.
2. Какие виды налогов приносят значительный доход в бюджет страны?
3. Какая группа расходов бюджета самая значительная? Как вы считаете, почему?
4. Как характеризует наше государство его доходы и расходы?
5. Как вы считаете, требуется ли изменить структуру доходов и расходов страны? Если да, то каким образом?
6*. С помощью сети Интернет выясните, каким был бюджет нашей страны в прошлом, например, 30 лет назад. Сравните статьи доходов и расходов. Заметили ли вы серьезные отличия?
7*. С помощью дополнительной литературы, материалов сети Интернет выясните, что такое «милитаризированный бюджет». Как выглядела бы диаграмма расходов милитаризированного бюджета? Чем подобная ситуация вредна для экономики?
Задание № 3.2.
Ознакомьтесь с данными о расходах государственного бюджета РФ за 2015-2019 гг. и ответьте на вопросы.
Статья расходов | 2019 (трлн руб.) | 2018 (трлн руб.) | 2017 (трлн руб.) | 2016 (трлн руб.) | 2015 (трлн руб.) |
Общегосударственные вопросы | 1,364 | 1,257 | 1,162 | 1,096 | 1,118 |
Национальная оборона | 2,997 | 2,827 | 2,852 | 3,775 | 3,181 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2,083 | 1,972 | 1,918 | 1,899 | 1,966 |
Национальная экономика | 2,827 | 2,402 | 2,46 | 2,302 | 2,324 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,282 | 0,149 | 0,12 | 0,072 | 0,144 |
Охрана окружающей среды | 0,198 | 0,116 | 0,092 | 0,063 | 0,05 |
Образование | 0,827 | 0,723 | 0,615 | 0,598 | 0,611 |
Культура, кинематография | 0,122 | 0,095 | 0,09 | 0,087 | 0,09 |
Здравоохранение | 0,713 | 0,537 | 0,44 | 0,506 | 0,516 |
Социальная политика | 4,883 | 4,582 | 4,992 | 4,589 | 4,265 |
Физическая культура и спорт | 0,081 | 0,064 | 0,096 | 0,06 | 0,073 |
Средства массовой информации | 0,104 | 0,089 | 0,083 | 0,077 | 0,082 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,731 | 0,806 | 0,709 | 0,621 | 0,519 |
Вопросы
1. Какие статьи государственных расходов являются приоритетными? Как вы считаете, почему?
2. Какие статьи государственных расходов на протяжении пяти лет практически не менялись? Чем это можно объяснить?
3. С помощью дополнительной литературы, материалов сети Интернет выясните, что такое «социально ориентированный бюджет». Можно ли применить это понятие к государственному бюджету РФ? Аргументируйте свою точку зрения.