12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Татьяна Николаевна128
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
1

Статья «Диктант как метод обучения и форма контроля»

Лебедева Т.Н.

Целью Федеральной целевой программы «Русский язык» на «2016-2020 годы» является распространиние и продвижение русского языка как фундументальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России ( в нашем регионе это особенно актуально). В своей работе на занятиях по русскому языку я использую различные методики. Вот одна из них.

Диктант как метод обучения и форма контроля.

Среди упражнений, с помощью которых происходит формирование умений и навыков, используется списывание (простое и осложненное), обучающие диктанты, а также упражнения творческого характера: конструирование словосочетаний и предложений, изложения и сочинения малых форм; разные виды грамматического разбора. В своей методике я использую следующие виды обучающих диктантов.

Комментированное письмо.Я назначаю комментатора и его помощника. Первый объясняет написание продиктованного и одновременно записывает слово или предложение. Помощник дополняет объяснение, если что-то было пропущено. Главная цель этого вида работы – предупреждение ошибок, поэтому обучающийся должен писать одновременно с комментатором, не опережая его. Попутно развивается орфографическая и пунктуационная зоркость.

Диктант с обоснованием использую в тех случаях, когда к слову можно подобрать проверочное. С помощью такой работы вырабатывается орфографическая зоркость и навык самоконтроля.

Зрительный диктант. 2-3 предложения записываю заранее на доске. Обучающиеся поочередно смотрят на предложение, запоминают его и пишут в тетрадях. При этом я строго дозирую время предъявления примера. Ценность этого вида работы в том, что развивается внимание и зрительная память обучающихся. Текстом для диктанта являются отрывки из любых изучаемых по прграмме произведений. Обучающиеся по моей команде читают пример, запоминают его, затем закрывают книгу и записывают предложение. Затем так же переходят к следующей фразе и т.д.

Выборочный диктант способствует развитию мышления. Из диктуемых примеров или текста выписываются слова или конструкции по моему заданию (например, только слова с чередующимися гласными в корне слова; или только предложения с деепричастными оборотами).

Объяснительный диктант требует уже почти сформированного навыка и носит полуобучающий, полуконтрольный характер.

Самодиктант. Обучающиеся поочередно диктуют слова на заданное правило, что расширяет их словарный запас, учит видеть и удерживать в памяти необходимую информацию. Мониторинг знаний по русскому языку я провожу периодически, и уже на его основании формирую дальнейшую работу.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.