Анализ опытно-экспериментальной работы «Организация исследовательской работы во внеурочной деятельности»

2
0
Материал опубликован 7 October 2019

Алемасова Оксана Сергеевна

Приложение 4.40

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хабаровского муниципального района Хабаровского края

 

 

Анализ опытно-экспериментальной работы

по теме:

 

«Организация исследовательской работы

во внеурочной деятельности»

 

 

Учитель: Алемасова О.С.

 

2018-2019 учебный год

 

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

 

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

 

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

 

Цели и задачи

  • Изучить технологию проектной деятельности учащихся, проблемно-диалогическую технологию.
  • Применять данные технологии в своей работе.
  • Развивать исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему;
  • умение выдвигать гипотезу; умение задавать вопросы; проводить наблюдения и эксперименты; доказывать и защищать свои идеи.
  • Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности, любознательность, творческие и познавательные возможности учащихся.
  • Предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению.

 

В течение года я проводила с учащимися 1 класса занятия кружка «Я – исследователь», где дети получали знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

  • расширяется кругозор в предметных областях;
  • повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
  • наилучшим образом развиваются творческие способности;
  • развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

 

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

 

Можно сказать, что в арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

На 1 этапе (в 1 классе) проводились занятия, которые были направлены на формирование универсальных учебных действий:

регулятивные УУД

  • Развитие умений видеть проблемы.
  • Развитие умений выдвигать гипотезы.
  • Развитие умений задавать вопросы.

познавательные УУД

  • Подбор литературы по заданной теме.
  • Ориентировка в словаре, справочной литературе.
  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.

коммуникативные УУД

  • Простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и их презентация

 

С первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

 

 

Технология работы

В 1 полугодии велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Занятия проводились 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, школьной библиотеке, на пришкольном участке.

 

В своей работе я использовала игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнали, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д.

   Дети сами выбирали тему, которая им интересна, или предлагали свою тему.  

 Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям предоставлялась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствовали родители.

 

Проекты, выполненные учащимися 1-Б класса

 

Тема

Источники

Продукт

Где представлен

1

Свойства воды

Наблюдение, опыты, Интернет, научно-познавательная литература

Снежинки, вырезанные из бумаги

Занятие кружка

2

Что такое Новый год

Художественная литература,

Краеведческий музей, Интернет

Сценка «Снегурочка»

Праздник «Новогодний утренник»

3

Подарок маме

Занятия кружка «Я и окружающий мир», Интернет, научно-познавательная литература

Выращенный цветок

Праздник мам

 

4

Птицы – наши друзья

Занятия кружка «Я и окружающий мир», Интернет, научно-познавательная литература, экскурсия в зоосад

Рисунки

Всероссийская викторина

5

Построим дом, чтоб жить в нём

Занятия кружка, Интернет, научно-познавательная литература

Игра-исследование

Занятие кружка

 

Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели положительные результаты:

дети выполняли работу вместе с родителями (костюмы);

работали с дополнительной литературой;

проявили себя в оформлении окончательного продукта (реквизиты, сделанные своими руками);

получили первый опыт публичного выступления (сценка).

 

 

Выводы

  1. У учащихся формируется положительное отношение к школе.
  2. Данная технология открывает возможность формирования жизненного опыта.
  3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  4. Стимулирует творчество, самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  5. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

 

 

Изученная методическая литература

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013.
  3. Воронцов А.Б.. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя.- М. Просвещение, 2011.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, Москва, 2005.
  5. Господников М.К. Проектная деятельность учащихся в начальной школе, Волгоград, 2008.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении, Москва, 2005.
  7. Голицина Н.С. Проектный метод в деятельности учащихся начальной школы, Москва, 2004.
  8. Интернет-источники.

 

Директор МБОУ СОШ с. Восточное Суворов С.А.

07.10.2019

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации