Анализ опытно-экспериментальной работы «Организация исследовательской работы во внеурочной деятельности»
Алемасова Оксана Сергеевна
Приложение 4.40
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Анализ опытно-экспериментальной работы
по теме:
«Организация исследовательской работы
во внеурочной деятельности»
Учитель: Алемасова О.С.
2018-2019 учебный год
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.
Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
Цели и задачи
- Изучить технологию проектной деятельности учащихся, проблемно-диалогическую технологию.
- Применять данные технологии в своей работе.
- Развивать исследовательские умения и навыки: умение видеть проблему;
- умение выдвигать гипотезу; умение задавать вопросы; проводить наблюдения и эксперименты; доказывать и защищать свои идеи.
- Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности, любознательность, творческие и познавательные возможности учащихся.
- Предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению.
В течение года я проводила с учащимися 1 класса занятия кружка «Я – исследователь», где дети получали знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.
Можно сказать, что в арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность - как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
На 1 этапе (в 1 классе) проводились занятия, которые были направлены на формирование универсальных учебных действий:
регулятивные УУД
- Развитие умений видеть проблемы.
- Развитие умений выдвигать гипотезы.
- Развитие умений задавать вопросы.
познавательные УУД
- Подбор литературы по заданной теме.
- Ориентировка в словаре, справочной литературе.
- Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.
коммуникативные УУД
- Простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и их презентация
С первого класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования. В первом классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Технология работы
В 1 полугодии велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.
Занятия проводились 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, школьной библиотеке, на пришкольном участке.
В своей работе я использовала игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Учащиеся узнали, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д.
Дети сами выбирали тему, которая им интересна, или предлагали свою тему.
Каждая работа должна быть доведена до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы детям предоставлялась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствовали родители.
Проекты, выполненные учащимися 1-Б класса
№ |
Тема |
Источники |
Продукт |
Где представлен |
1 |
Свойства воды |
Наблюдение, опыты, Интернет, научно-познавательная литература |
Снежинки, вырезанные из бумаги |
Занятие кружка |
2 |
Что такое Новый год |
Художественная литература, Краеведческий музей, Интернет |
Сценка «Снегурочка» |
Праздник «Новогодний утренник» |
3 |
Подарок маме |
Занятия кружка «Я и окружающий мир», Интернет, научно-познавательная литература |
Выращенный цветок |
Праздник мам
|
4 |
Птицы – наши друзья |
Занятия кружка «Я и окружающий мир», Интернет, научно-познавательная литература, экскурсия в зоосад |
Рисунки |
Всероссийская викторина |
5 |
Построим дом, чтоб жить в нём |
Занятия кружка, Интернет, научно-познавательная литература |
Игра-исследование |
Занятие кружка |
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели положительные результаты:
дети выполняли работу вместе с родителями (костюмы);
работали с дополнительной литературой;
проявили себя в оформлении окончательного продукта (реквизиты, сделанные своими руками);
получили первый опыт публичного выступления (сценка).
Выводы
- У учащихся формируется положительное отношение к школе.
- Данная технология открывает возможность формирования жизненного опыта.
- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
- Стимулирует творчество, самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Изученная методическая литература
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013.
- Воронцов А.Б.. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя.- М. Просвещение, 2011.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся, Москва, 2005.
- Господников М.К. Проектная деятельность учащихся в начальной школе, Волгоград, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении, Москва, 2005.
- Голицина Н.С. Проектный метод в деятельности учащихся начальной школы, Москва, 2004.
- Интернет-источники.
Директор МБОУ СОШ с. Восточное Суворов С.А.
07.10.2019