12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново

Учитель биологии высшей категории

МОУ КСОШ №2 г. Кувшиново

Тверской области

Кокина Оксана Владимировна

Номинация: педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Организация исследовательской деятельности учащихся

(из опыта работы).

«Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одарённость, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров.

Современному миру необходимы люди, способные творчески мыслить, находить новые решения – исследователи. Основой модернизации образования на настоящем этапе должна стать вводимая с самого начала изучения естественнонаучных дисциплин поисково-исследовательская деятельность, как основа формирования творческих начал личности учащегося. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, позволяет учащимся самореализоваться, добиваться успехов в рамках учебной и внеучебной деятельности, что повышает мотивацию к образованию в целом. Целенаправленная исследовательская деятельность способствует формированию и совершенствованию умений работы с информационными источниками, стремлению к максимально глубокой проработке изучаемой темы, высокой концентрации внимания, способности к длительной работе в одном направлении, что позволяет учащимся максимально раскрыться, самореализоваться.

Цель данного педагогического опыта заключается в формировании через исследовательскую деятельность обучающихся развитой самореализующейся личности с целостным мировоззрением и способностью к творчеству.


 

Задачи:

развитие интереса, расширение и актуализация знаний по биологии;

развитие межпредметных связей на уровне учебной деятельности;

создание основ научно-творческого мышления;

освоение творческого подхода к любому виду деятельности;

обучение алгоритму исследовательской и лабораторно-практической деятельности;

формирование развивающейся образовательной среды на уроках биологии;

профессиональное самоопределение учащихся.

Гипотеза: в процессе исследовательской деятельности повышается мотивация учащихся к изучению предмета, формируются алгоритмы творческого мышления и траектория самореализации.

Предполагаемые результаты деятельности:

1. Освоение учащимися в полном объёме Государственного стандарта

образования по предмету Биология.

2. Сформировать ключевые компетенции учащихся.

3. Сформировать мотивационно-потребностную и эмоционально-

поведенческую сферу учащихся.

4. Сформировать эффективные коммуникации учащихся.

5. Сформировать у учащихся стратегию творческой, исследовательской

деятельности.

6. Сформировать социальные роли и профессиональную траекторию

учащихся 9 и 11 классов.

При обучении школьников исследовательской деятельности следует:

Формировать рефлексивные умения путём приобщения учащихся к методам научного познания.

Формировать у учащихся умение критически оценивать получаемую информацию и находить различные пути разрешения учебных и исследовательских проблем.

Использовать проблемную технологию, как основу учебно-исследовательской деятельности и привитие навыка выделять основную проблему в любом материале.

Формировать исследовательские умения и мыслительные функции (навык рациональной учебной деятельности, специальные и интеллектуальные умения): работать с литературой, пользоваться справочниками и таблицами. Анализировать, сравнивать, обобщать, проектировать опыт. Прогнозировать результаты эксперимента, высказывать предположения, находить причинно-следственные связи. Выполнять опыты, проводить наблюдения и формулировать выводы. Применять знания для объяснения нового факта. Строить, подготавливать выступление и презентовать его.

Рассматривать социальные и учебно-научные перспективы выполнения учащимися исследовательских работ.

Исследовательская деятельность начинается с разработки программы исследования, которая включает следующие этапы:

1. Подготовка проблемы, выдвижение гипотез, анализ гипотез.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Разработка методики исследования.

4. Подготовка материальной базы исследования.

5. Проведение исследования.

6. Обработка, анализ, обсуждение, оформление результатов.

7. Выводы.

8. Анализ успехов и неудач, выявление и исправление ошибок.

Выбор темы исследовательской работы требует особого внимания, так как тема должна быть актуальной, интересной, увлекающей. Очень важно корректно, оригинально сформулировать тему исследования, чтобы у учащегося была возможность рассмотрения проблемы с нестандартной точки зрения. Далее важно грамотно поставить цели и задачи исследования.

По научной насыщенности и эвристичности характера исследовательскую деятельность можно разделить на учебно-исследовательскую деятельность, реализуемую по стандартным известным методикам, ангажированным в программе изучения предмета и исследовательско-эвристическую деятельность, предполагающую разработку проблемы, гипотезы и методик исследования на основе имеющейся методологической литературы. Конечно, второй вид деятельности реализуется на более высоком уровне и на него способен не каждый ученик, а лишь дети, которых мы относим к числу одарённых. Причём, в обоих случаях тьюторское сопровождение учителя обязательно, за исключением тех детей, которые уже на уровне старшей школы способны к научным обобщениям и умозаключениям.

Необходимо продумать и обсудить форму реализации и представления результатов исследования. Учащиеся должны знать требования к исследовательской работе.

В работе должна быть отражена актуальность разрабатываемой темы.

По оформлению работа должна отвечать современным требованиям.

В обзор литературы необходимо включить новинки научной литературы по данному вопросу.

Основная часть работы должна дать ответ на поставленные цели и задачи. Материал должен излагаться грамотно, научным языком.

Работа должна содержать выводы, к которым пришёл учащийся в процессе исследовательской деятельности.

Работа должна быть практико-ориентированной.

Очень важно отразить требования к публичному выступлению, учить выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.

Формами работы исследовательского характера в моей деятельности являются: рефераты, проекты, исследовательские разработки, социально-физиологические исследования, презентации учащихся, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, экологических слётах и конференциях.

В соответствии с вышесказанным все исследования проводимые учащимися нашей школы имеют следующие направления:

Экология природной среды;

Изучение природных сообществ;

Экология человека и окружающей социальной среды;

Питание человека и его рациональность;

Физическая активность и её оптимизация;

Мыслительные процессы и их развитие у учащихся;

Физиологические параметры работоспособности и их значение для здоровья;

Профилактическая деятельность в отношении психоактивных веществ;

Формирование социального здоровья учащихся (вопросы гражданственности, нравственности, отношение к труду, семье и основным человеческим ценностям).

Формирование культуры здоровья (медицинская активность и грамотность).

Приведу тематику исследовательских работ учащихся, в которых я выступала, как руководитель:

1. Город и бытовые отходы, как фактор, влияющий на здоровье человека.

2. Метод зимнего маршрутного учёта охотничьих животных по их следам.

3. Влияние сна на здоровье и успеваемость учащихся.

4. Нутриенты и питание школьников.

5. Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

6. Влияние компьютера на здоровье учащихся.

7. Малоподвижный образ жизни как фактор, влияющий на физическое

развитие и здоровье учащихся.

8. Комнатные растения и их влияние на здоровье человека.

9. Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.

10. Влияние информационных технологий на особенности внимания учащихся.

Данные работы были представлены на следующих конкурсах, где были отмечены дипломами и грамотами:

Районная конференция «Юные исследователи».

Региональная конференция «Твоё здоровье в твоих руках».

Региональный этап Всероссийского конкурса юные исследователи окружающей среды

Российский национальный лесной юниорский конкурс «Подрост».

Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина».

Региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета».

Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Продвижение по пути исследований – это путь к повышению качества образования не в отметках и баллах, а в долгосрочном результате обучения, как процесса.

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов. Именно этот тезис заставляет нас задуматься о том, что грамотно организованная и обоснованная исследовательская работа – это «выращивание» талантливых детей, педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития.


 


 

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учителя биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.