Интеллектуальное развитие учащихся, осуществляемое при помощи организации исследовательской деятельности во внеурочной деятельности
Выступление на тему:
«Интеллектуальное развитие учащихся, осуществляемое при помощи организации исследовательской деятельности во внеурочной деятельности»
«Мы вступаем в новую эру воспитания,
целью которого является скорее открытие,
нежели обучение»
М.Маклюэн
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В соответствии с требованиями, предъявляемыми современным государством к школе, обучение в ней должно ориентироваться на интеллектуальное развитие учащихся. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности, который осуществляет интеллектуальное развитие учащихся.
Исследовательская деятельность обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания.
Эффективное усвоение знаний я обеспечиваю организацией исследовательской деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.
Исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся, делает их знания более прочными, повышает качество знаний, у «слабых» вызывает интерес к процессу обучения, у «сильных» – к самостоятельному творчеству. Работа в классе строиться по принципу: «Я знаю? Я знаю. Я знаю!».
Исследовательскую деятельность необходимо начинать с начальной школы, когда у детей возникают вопросы «Почему так, а не иначе?» Предлагать детям самостоятельно или при помощи родителей попытаться ответить на этот вопрос. В результате появляются первые страницы классной «Энциклопедии», то есть исследовательская деятельность начинается с определения сферы деятельности и выбора темы для научного поиска. Понимая, что тема должна быть интересной, посильной, а объем работы выполнимым для ребенка, учитель выступает не пассивным созерцателем процесса выбора учеником темы, а его активным участником. Не навязывая своего мнения, но хорошо зная способности и интересы учеников, учитель подталкивает каждого из них к той области знаний, в которой ученик был более компетентен.
А могут ли учащиеся успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Да, дети с увлечением включаются в исследовательскую деятельность, быстро определяют круг своих интересов, имеют достаточный опыт работы с литературой.
В моей практике был случай, когда ученица заинтересовалась сказочными персонажами русских народных сказок. Она обратилась за помощью к мифам славян и нашла ответы на свои вопросы. Результат работы оформила в виде рисованного фильма по сказкам. Учащиеся класса были удивлены ее выступлением, постепенно исследовательская деятельность захватила всех учащихся класса, даже «слабые» ученики высказали желание тоже участвовать в исследовательской деятельности.
С 5 класса дети уже могут работать как индивидуально, так и группами. В результате были созданы индивидуальные и коллективные проекты, исследовательские работы: «Чудодейственный напиток»;
«Дай лапу, друг!»;
«Корабль - легенда»;
«Рождество -Христово»;
«Загадки гробниц Тутанхамона»;
«Прикоснись к прекрасному»;
«Эти забавные животные»;
«Автомобиль: вчера, сегодня, завтра»
«Нить памяти»
Для развития самостоятельности и активности детей необходимо положительно оценивать каждый их шаг, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Мой опыт доказывает, что исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие, учащихся, формирует развитие продуктивного мышления, расширяет их кругозор, способствует развитию учеников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
В конце учебного года проводится школьная научно – практическая конференция по результатам исследовательской деятельности за год, где отмечаются работы учащихся, помощь родителей, коллективные работы, вручаются грамоты, благодарности.
Могу отметить, что у детей формируется опыт самостоятельной работы, как в наблюдениях, так и в оформлении результатов (создание презентаций, проектов, фильмов).
Из опыта работы могу сказать, что для создания творческих исследовательских групп необходимо соблюдать следующие условия:
набор детей в группу производить по двум критериям – по желанию ребенка и в соответствии с его потенциальными возможностями;
группы могут делиться на подгруппы, исходя из тематики работ, выбранных форм исследовательской деятельности, организации коллективной и индивидуальной работы, соавторства. Возможно формирование разновозрастных групп;
большая наполняемость групп нежелательна, напротив, следует стремиться к большей индивидуализации работы;
следует определить критерий промежуточного и итогового выявления результативности исследовательской деятельности;
полезно предусмотреть создание условий для расширения исследовательской деятельности в случае ее успеха.
Для себя я выделяю следующие этапы исследовательской деятельности:
Подготовительный этап, когда творческие исследовательские группы формируются исходя из наблюдений преподавателя, с учетом пожеланий учащихся
Начальный этап, когда творческие исследовательские группы приступают к работе: оттачивается ее специфика, окончательно отбираются методы исследования, рациональные формы проведения занятий.
Результативный этап, когда группы представляют промежуточные результаты. Выступление с докладом, выпуск стенгазеты, книги-рукописи, рисунки, сочинения, презентации и т. п.
Итоговый этап, когда учащиеся оформляют работу.
Естественно, необходимо предусмотреть консультационное время для индивидуального общения с учителем.
Формы проведения занятий различны и избираю их, исходя из специфики исследовательской либо творческой работы: это могут быть экскурсии, практические работы, консультации и пр. Свою исследовательскую деятельность учащиеся осуществляют не только самостоятельно, но и под моим руководством на уроках и во внеурочной деятельности.
Методика организации учебного исследования.Условия эффективности
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
На начальных этапах организации исследовательской деятельностинеобходимо формирование коммуникативных явлений (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями).
Можно сделать вывод: организация исследовательской деятельности учащихся позволяет создать условия для развития продуктивного, интеллектуального, творческого мышления учащихся, способствует развитию познавательных способностей и повышает качество знаний. Учебные исследования, ориентированные изначально на развитие творческой активности детей, способствуют расширению кругозора учащихся, углублению и закреплению имеющихся у них знаний и умений. Исследовательская деятельность – один из самых эффективных видов деятельности учащихся, приводящая к качественным изменениям в обучении, образовании и воспитании.