12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пронина Наталья Владимировна26
1

Анализ работы кафедры начального образования за 2018– 2019 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 140 Советского района Волгограда»












Анализ работы

кафедры начального образования

за 2018– 2019 учебный год













Руководитель кафедры: Пронина Н. В.












2019г







Анализ работы кафедры начального образования МОУ СШ №140

за 2018/2019 учебный год


Начальная школа – это фундамент образования,

и от того каким будет этот фундамент,

зависит дальнейшая успешность ученика,

а затем и выпускника в современном мире.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, и в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования. Особое внимание следует обратить на профессиональную компетентность и педагогическое мастерство учителей, на развитие творческого потенциала, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Этот процесс протекает эффективнее в условиях организованной и планомерной работы каждого учителя. Критерии профессиональной деятельности учителя складываются из нескольких слагаемых, а именно из цели и задач работы, которые он перед собой ставит, направлений этой деятельности, уровня активности, методической и информационно-коммуникационной обеспеченности, материальной базы и многих других факторов.



В 2018– 2019 учебном году учителя начальных классов нашей школы работали над темой «Современные образовательные технологии как фактор повышения педагогического мастерства учителей начальной школы.

Цель работы состояла в совершенствовании педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

    Создавать условия эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса при работе по ФГОС начального общего образования.

    Продолжить работу по повышению профессионального уровня педагогов МО через углубленную работ по избранной теме самообразования, изучение педагогической и методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, аттестацию педагогов, участие учителей в творческих и профессиональных конкурсах.

    Способствовать внедрению в практику работы МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся технологии развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, игровые технологии, технологии проблемного обучения, метода проектов, метода самостоятельной работы для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся

    Создавать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.

    Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся.

Основные задачи работы были направлены на совершенствование знаний педагогов в области методики преподавания предметов в условиях реализации образования нового поколения; обеспечение освоения и творческой реализации современных педагогических технологий; обновление содержания образования, совершенствование образовательного процесса на основе внедрения в практику работы продуктивных технологий, ориентированных на развитие личности ребёнка и совершенствование педагогического мастерства учителя; оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости; отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных); создание комфортной образовательной среду с целью сохранения психического и физического здоровья младших школьников и оптимизации учебно-воспитательного процесса; совершенствование педагогического мастерства учителей, их профессионального уровня, обмен опытом успешной педагогической деятельности в рамках сетевого взаимодействия и районного методобъединения учителей начальной школ; работа над усовершенствованием форм внеурочной деятельности разных направлений; активизация работы учителей и обучающихся в конкурсах различного уровня.

Работа ШМО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач ШМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед ШМО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено пять заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей ШМО по проблемам обучения и воспитания учащихся в условиях внедрения ФГОС, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Все учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания..


Заседание 1

Тема: «. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017- 2018 учебный год. Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на новый учебный год»

Повестка заседания:

1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2017- 2018 учебный год.

2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2018-2019учебный год.

3. Утверждение рабочих программ, календарно-тематических планов по предметам

4. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

5. Соблюдение единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации

6. Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников



Заседание 2

Тема: «Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе при помощи современных образовательных технологий»

Повестка заседания:

1. Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках.

3. Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.

4. Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.

5. Личностная компетентность школьника и методы её оценивания

6. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников.

7. Входные контрольные работы для учащихся 2 – 4 классов (сентябрь). Результаты итоговых контрольных работ за 1 четверть.



Заседание 3

Тема : «Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся».

Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.

Повестка заседания:

1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.

2. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

3. Развитие познавательной активности учащихся

4. Формирование портфолио педагогов с учетом современных требований к аттестации



Заседание 4

Тема : «Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой мотивации учащихся».

Повестка заседания:

1. Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся

2.Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

3. Информационные возможности использования компьютера в образовательном процессе

4. Использование мультимедийных презентаций на уроках.



Заседание 5

Тема; «Результаты деятельности МО начальной школы по совершенствованию образовательного процесса. Достижения и нерешенные проблемы начальной школы»

Повестка заседания:

1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2018-2019 уч. год

2. Обсуждение плана работы МО на 2019-2020 учебный год.

3. Совместный анализ итоговых комплексных работ и тогов промежуточной аттестации

4. Методическая копилка-обзор методических находок учителей

5. Подведение итогов работы учителей 1-4 классов



Кадровый потенциал ШМО учителей начальных классов характеризуется достаточным профессиональным уровнем. В нынешнем учебном году начальное звено насчитывало 14 классов . 2 учителя имеют высшую категорию, 4 учителя- 1 квалификационную категорию.

Учителя начальных классов в 2017-2018 учебном году продолжали работать по двум системам УМК «Школа России» и УМК «Перспективная начальная школа». Обучение учащихся по этим системам направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Начальная школа работала в режиме 5-тидневной рабочей недели.


Обучение осуществлялось на основе рабочих программ, разработанных учителями в соответствии с ФГОС второго поколения. Кроме учебных занятий была спланирована внеурочная деятельность учащихся. Внеурочная деятельность спланирована по всем направлениям, предложенным стандартом.

Основными аспектами деятельности методического объединения в течение учебного года было следующее:

Ознакомление с новинками научной методической литературы, нормативными документами. Организация учебно-методического обеспечения на новый учебный год.

Мониторинг уровня обученности по результатам входных контрольных работ (2 – 4 классы). Мониторинг качества образования в течение всего учебного года. Итоговый контроль качества знаний на основе выполнения комплексных и административных работ.

Адаптационный период у первоклассников. Режим дня, расписание уроков.

Требования к современному уроку в условиях ФГОС в соответствии с типологией уроков системно-деятельностного метода (изучение теоретических аспектов). Изучение типологии уроков системно-деятельностного метода (теоретическое изучение, практическое применение).

Изучение видов и форм контрольно-оценочных действий учащихся.

    Проведение диагностики группы по подготовке к школе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

    Формирование УУД в урочной деятельности. Проблемы и результаты деятельности.

    Организация и проведение предметных олимпиад по классам на школьном этапе.

    Участие детей 2-4классов в районных олимпиадах.

Учителя приняли участие в ряде конкурсов, конференций и других творческих мероприятиях различного уровня:

    Городской информационно-методический семинар «Реализация Концепций преподавания отдельных учебных предметов средствами УМК «Перспективная начальная школа» Возможности системы «Перспективная начальная школа» в реализации требований ФГОС НОО

    Семинар «Организация внеурочной деятельности как средство достижения планируемых результатов»

    Региональный научно-практический семинар «Реализация технологии смешанного обучения в начальной школе в условиях современной информационно-образовательной среды»

    Всероссийский открытый урок «Живая душа», посвященный 80-летию Бориса Петровича Якимова

    Научно-практический семинар "Проектирование урока ОРКСЭ в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО



Учителя приняли участие в работе Всероссийского форума "Педагоги России: инновации в образовании и Региональной научно-практической конференции «Развивающее образование: проблемы и перспективы»


Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий. В этом учебном году учителя прошли обучение на курсахпоразличным направлениям:

    «Методика контроля и оценивания планируемых результатов, решения задач ВПР в начальных классах»

    «Педагогические средства организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах»


Но все учителя плодотворно работают над самообразованием, не размещают свои методические разработки в СМИ, не всегда выполняют пункты своего плана работы по самообразованию. Поэтому в следующем 2018-2019 учебном году этой работе будет уделено больше внимания и контроля.



На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по внедрению ФГОС. По итогам каждой четверти педагоги представляли отчёт о проведении контрольных работ.

Все члены методического объединения посещали уроки, внеурочные занятия, воспитательные мероприятия коллег с целью обмена опытом работы и наблюдения за эффективными приёмами работы, приёмами использования электронных образовательных ресурсов, отслеживали элементы системно-деятельностного метода.

Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.



С 08 по 12 апреля 2019 г. проводилась «Декада наук в начальной школы», которая проводилась в соответствии с планом и сочетала в себе разнообразные формы индивидуальной, групповой, массовой внеурочной работы. В рамках недели проводились внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, классные часы, выставки рисунков и поделок, спортивные соревнования.

По результатам данных мероприятий подведены итоги. Победители и призеры награждены грамотами.

Преподаватели, в ходе проведения предметной недели, показали высокий уровень методической подготовки, владение современными педагогическими технологиями, современными техническими средствами обучения.

Учащиеся показали хороший уровень самоорганизации, выполнения требований, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.

Проведенная неделя начальной школы способствовала формированию коммуникативных навыков, активизировала познавательную деятельность учащихся, повысила уровень познавательной мотивации, способствовала формированию навыков работы в коллективе, развитию творческих способностей детей.

Одно из направлений методической работы учителей – организация работы с одаренными учащимися. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

Были проведены школьные предметные олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру.

Учащиеся со 2-4 класс стали участниками районной исследовательской конференции.

На протяжении всего учебного года учащиеся являлись активными участниками школьных, районных, всероссийских, международных конкурсов, занимали призовые места.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа  способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Активное участие начальная школа принимала в общешкольной воспитательной работе. Учителя и учащиеся с большим интересом и ответственностью вовлекались в общешкольные мероприятия:

День Знаний, День Здоровья, участие в праздничном концерте ко Дню учителя,  конкурс  рисунков ко Дню матери, к Новому году, конкурс объемных игрушек «Снеговик», акция «Собери макулатуру – спаси дерево», проведении тематических классных часов по правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности. Традиционно были проведены культурно-развлекательные мероприятия: Новый год, осенняя ярмарка, «Уроки мужества». Активное участие ученики начальных классов принимали участие в сменных школьных выставках: «Поделки из природного материала».Проводилось много спектаклей, организованных профессиональными актерами: «Алый рассвет», «Алешка в огненном плену», «Зимняя сказка», «А ну-ка мальчики, а ну-ка девочки» «Кот в сапогах». Проводились выезды детей в культурно-массовые учреждения города: музыкальный театр, театр юного зрителя, Краеведческий музей, музей Шоколада, музей Эйнштейна, Сосновый бор. Состоялось выездное музейное занятие с элементами театрализации «Музей в чемодане, организованное Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником «Сталинградская битва»

Одно из направлений деятельности школы – здоровьесберегающие технологии. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. В апреле в школе прошли два Дня Здоровья, где учащиеся начальной школы приняли активное участие: проведены классные часы, дети участвовали в различных соревнованиях, конкурсах рисунков и плакатов на тему «Здоровый образ жизни».

Огромное внимание в течение года уделялось патриотическому воспитанию обучающихся. Это и встреча агитационного ретро-поезда «Воинский эшелон», экскурсии на Мамаев Курган и в панораму Сталинградской битвы, разнообразные классные часы, посвященные победе в Великой Отечественной войне, проведение уроков мужества «Этих дней не смолкнет слава», участие в шествии «Бессмертный полк» и митинге, посвященном победе в великой Отечественной войне, проведение игры лазертаг. Учащиеся начальной школы приняли активное участие в смотре военной техники.

Осуществляя работу в направлении формирования безопасного образа жизни, учителя начальной школы обучают учащихся правилам поведения пешехода на дорогах с помощью азбуки правил дорожного движения, обучающих фильмов по ПДД, презентаций. Учителя начальной школы принимали активное участие в организации конкурса «Безопасное колесо». Проводимого на базе нашей школы.

Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение.Всекабинеты имеют мультимедийную технику, которая активно используется педагогами в работе. В предстоящем учебном году учителя ШМО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.

Подводя итоги работы ШМО можно сделать следующие выводы:



    рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям реализованы педагогами полностью. 

    В целом уровень подготовленности учащихся по классам в 2017 – 2018учебном году можно оценить удовлетворительно.

    Формирование УУД у учащихся происходит совместно с учебно-воспитательным процессом, поэтому уровень постепенно работа ШМО велась согласно плана работы;

    были изучены нормативные документы;

    повышается.

      учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

      Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения.

      Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

      В методическом объединении успешно проводится стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам.

      Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.


Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы ШМО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.


Наряду с положительным в методической работе учителей начальных классов имеются и определенные недостатки:

1. Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образованием.

2. Слабая вовлеченность педагогов в участии в педагогических конкурсах, нежелание представлять свой опыт на образовательных сайтах

3. Проблема по профилактике правонарушений с целью оказания помощи детям и их семьям.



С этой целью следует отметить резервы для повышения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе:

активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах;

    продолжить развитие проектной деятельности учащихся;

    продолжить работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс;

    систематизировать работу по обобщению педагогического опыта;

Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.






Следует признать работу МО на 2018-2019 учебный год реализованной, задачи года выполненными



Анализ подготовила руководитель кафедры начального образования:

Н. В. Пронина

2019 год


Опубликовано


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 26.08.19 в 13:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за представленный материал. Обязательно пригодится, Наталья Владимировна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.