МО учителей-словесников в 2014-2015 учебном году работало над темой:
«Устная и письменная речь учащихся как средство развития мышления и коммуникативных навыков учащихся»
Деятельность МО строилась в соответствии с целью и задачами образовательного процесса школы, планом, основными направлениями работы МО по реализации задач на год
-
Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов.
-
Изучение и анализ состояния преподавания предметов гуманитарного цикла.
-
Обобщение прогрессивного педагогического опыта работы, его пропаганда, внедрение в практику работы
-
Осуществление личностно-ориентированного подхода.
-
Создание атмосферы ответственности педагогов за конечные результаты труда.
-
Использование в образовательном процессе программно-методического обеспечения коррекционной направленности, современных технологий, способствующих индивидуализации обучения.
В 2014-15 учебном году каждый педагог МО работал над индивидуальной методической темой :
Шакмаева Т.А. «Особенности организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в классах специального коррекционного обучения »
Григорьева Н.А. Организация индивидуальной работы на уроках и коррекционных занятиях как средство индивидуализации обучения.
Садыкова Л.М. « Формирование алгоритмических приемов умственной деятельности на уроках истории»
Юсупова Т.И. «Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность по русскому языку и литературе»
Суринова Е.В. « Обучение чтению и переводу на уроках немецкого языка»
Пронина Е.В « Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка»
Карпунина Н.А. «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и коррекционных занятиях»
Работа МО проходила в соответствии с утвержденным планом .
Было проведено 5 заседаний МО (См. «Протоколы МО словесности»)
В сентябре была проведена входная диагностика учащихся по предметам гуманитарного цикла.
На заседании МО были проанализированы ее результаты.
Типичные ошибки, выявленные в работах учащихся:
– правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
– правописание –тся, -ться в глаголах;
– правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова;
– правописание разделительных Ъ и Ь знаков;
– правописание частицы не с глаголом;
– правописание предлогов со словами;
– грамматические ошибки.
Заседание МО постановило: организовать систематическую работу учителей по устранению пробелов в знаниях учащихся на каждом уроке, на дополнительных и коррекционных занятиях.
С целью повышения методического мастерства учителей было организовано взаимопосещение открытых уроков и мероприятий. Открытые уроки провели: Юсупова Т.И. (5а), Григорьева Н.А. (5Б). Открытые мероприятия по предмету провели: 1. Шакмаева Т.А. (Устный журнал «Берегите наш язык!»); 2. Садыкова Л.М. (Историческая игра «В древнегреческом театре») ; 3. Суринова Е.В. (Устный журнал « Два языка – две культуры»); 4. Юсупова Т.И. (Игра «Путешествие в страну Чистых слов»); 5. Григорьева Н.А. (Конкурсно-развлекательная программа « Праздник фонетики»).
– Педагогами регулярно проводилась взаимопроверка тетрадей, что способствовало повышению ответственности педагогов за организацию учебной деятельности на уроке, повышению методического мастерства и взаимопосещение уроков и мероприятий (см. Самоанализы работы учителей)
Выводы: в среднем звене необходимо продолжать работу над развитием каллиграфических навыков учащихся, полученных в начальной школе; следить за соблюдением единых требований к оформлению тетрадей и ведению записей в них; регулярно проводить работу над ошибками в рабочих тетрадях, в тетрадях для контрольных работ и тетрадях по развитию речи; совершенствовать технику чтения учащихся.
– Члены МО словесности регулярно выступали на педагогических советах школы. (См. «Протоколы педагогических советов»)
– Работа МО по подготовке и празднованию 70-летия Победы была проведена по плану. Учителя МО оформили информационные уголки, посвященные Великой Отечественной войне, подготовили и провели и посетили мероприятия по данной теме.
Организационная работа МО словесности в 2014/2015 учебный год
– Сопровождение учащихся, участвующих в районных, областных и всероссийских мероприятиях:
№ |
Дата |
Название |
Уровень |
ФИО |
Номинация |
Результат |
1 |
Октябрь 2014 |
Межрегиональные творческие конкурсы в рамках 5 Арских чтений, проводимые приходом Арских храмов г. Ульяновска на базе областного духовно-патриотического центра «Арское» |
Межрегион.
|
ФИО
|
Сочинение о Сергии Радонежском /к 700-летию со дня рождения/
|
Грамота
|
2 |
8 января 2015 |
Межрегиональные творческие конкурсы в рамках Х Рождественского фестиваля «Возродим РУСЬ СВЯТУЮ» |
Межрегион |
ФИО ФИО |
Номинация «Литературное творчество» |
Грамота Грамота |
3 |
Февраль 2015 |
Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» |
Всеросс. |
ФИО |
Номинация: "Литературное творчество". Работа: "Стихотворение "Зимние забавы" |
Диплом победителя, 3 место, номер диплома: RASS - 44543 |
4
|
Март 2015
|
Межрегиональный конкурс «Вестник добра»
|
Межрегион.
|
ФИО
|
Творческая работа
|
Диплом победителя , 3 место
|
5 |
Апрель 2015 |
Областной фестиваль «Храните детские сердца» |
Областной |
ФИО |
Выразительное чтение стихотворения М. Джалиля «Варварство» |
Диплом Министерства образования Ульяновской области |
– Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий и консультаций по предметам гуманитарного цикла.
По всем предметам гуманитарного цикла были организованы дополнительные и коррекционные занятия, направленные на устранение пробелов
в знаниях учащихся, развитие СЛМ, НОМ, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, подготовку к изучению новых тем, развитие интеллекта,
речи, словарного запаса, коммуникативных навыков( диалогической и монологической речи), социализацию учащихся. Каждый учитель работал
по утвержденному плану.
– Организация курсовой переподготовки учителей МО словесности:
- Уточнение списка педагогов МО, нуждающихся в курсовой подготовке по предмету.
- Прохождение курсов для учителей КРО в количестве 72 часов ( курсы пройдены всеми членами МО).
– Организация работы по аттестации учителей: уточнение списка учителей, аттестующихся в 2014-2015 учебном году; оказание методической помощи аттестующимся учителям.
– Организация и проведение Недели словесности « Люблю тебя, родное слово», посвященной Году литературы в России, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Традиционно в школе проводится Неделя словесности, в организации и проведении которой принимают участие все члены МО. К участию в мероприятиях привлекается максимальное число учащихся среднего звена. Неделя проходила по следующему плану:
План проведения Недели словесности « Люблю тебя, родное слово!»
в 2014 – 2015 учебном году
/ Году ЛИТЕРАТУРЫ в РФ, 70-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне посвящается/
Дата |
Название мероприятия |
Класс |
Место |
Время |
Ответственные |
10.03.15
|
1.Открытие Недели словесности( оформление школы, выпуск стенгазет, плакатов, подготовка выставки книг) 2. Выпуск стенгазеты « Писатели нашего края» 3. Устный журнал «Берегите наш язык!»
|
5 – 9
7А
7А, 7Б, 9А
|
Фойе школы
Фойе школы
Каб. №124
|
8.30
9.10
14.00
|
Руководитель МО, учителя МО словесности
Шакмаева Т.А.
Шакмаева Т.А.
|
11.03.15
|
1. Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне «Не оставляя линии огня». 2. Выпуск стенгазеты « Писатели и поэты-фронтовики» |
7А, 7Б, 9А
7А
|
Каб. №124
1-го этаж (уч. корпус) |
12.10
14.30
|
Шакмаева Т.А.
Шакмаева Т.А. |
12.03.15
|
1. Историческая игра « В древнегреческом театре» 2. Лингвистическая игра "Путешествие в страну Чистых слов" |
5А, 5Б
5А, 6Б
|
Каб. № 109
Каб. № 203
|
12. 10
12.10
|
ФИО
ФИО |
13.03.15
|
1. Конкурсно-развлекательная программа « Праздник фонетики» 2. Устный журнал « Два языка – две культуры»
|
5Б, 8Б
8А,8Б, 9А |
Каб. №122
Каб. №205 |
11.20
13.00
|
ФИО
ФИО
|
14.03.15
|
Закрытие Недели словесности. Подведение итогов.
|
5 - 9
|
Учебные кабинеты
|
9.30 – 12.00
|
Учителя МО словесности |
Вывод: 1. Проведение Недели словесности способствовало развитию интереса к изучению школьных предметов, к историческому прошлому страны, стимулируют учебную деятельность и стремление к освоению нового, незнакомого, способствуют развитию диалогической и монологической речи, интеллекта, словарного запаса, патриотических качеств личности, выработке гражданской позиции, самостоятельности. 2. Необходимо разнообразить мероприятия, проводимые в рамках Недели словесности, сделать их более зрелищными, познавательными, интересными, запоминающимися, не допускать формального отношения к проводимым мероприятиям.
Информационная работа МО словесности в2014/15 уч. году.
Изучение нормативных документов:
– Методических писем о преподавании русского языка и литературы, немецкого языка, истории
– Программ по русскому языку и литературе
– ФГОС
– Информирование учителей, членов МО о новинках методической литературы, проведение презентаций новинок методической литературы,
таблиц, ИКТ
– Уточнение банка данных об учителях русского языка и литературы межшкольной сети
– Создание банка контрольно-измерительных и диагностических материалов по русскому языку, литературе, истории, немецкому языку
– Организация работы консультаций для учащихся с целью подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 классов.
Научно-методическая работа.
– См. протоколы педсоветов.
Подготовка методических рекомендаций для учителей МО:
– Подготовка и публикация статей, конспектов уроков и мероприятий, распространение опыта работы на интернет-сайтах, в сборниках и периодических изданиях, защита педагогических проектов.
Диагностико - аналитическая деятельность членов МО:
1. Самодиагностика деятельности учителя (диагностика качества знаний); самоанализ уроков и внеклассных мероприятий; отчет о проведении
Недели словесности; самоанализ работы членов МО словесности за 2012-2013 учебный год.
2. Диагностика готовности учащихся к итоговой аттестации
3 Анкетирование: учителей (уточнение банка данных учителей МО)
4. Мониторинговые исследования:
- Комплексный мониторинг развития учащихся под воздействием образовательного процесса.
- Взаимопроверка тетрадей (согласно графику)
- Взаимопосещения уроков и мероприятий (согласно графику)
- Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся
- Индивидуальные методические работы членов МО
- Анализ работы МО учителей словесности.
- Участие в Губернаторском диктанте (5 членов МО)
- Итоговая аттестация
Качество знаний по предметам гуманитарного цикла в 5-9 классах за 2013-2014 учебный год.
Предмет |
Учитель |
5А |
5Б |
6А |
6Б |
7А |
7Б |
8А |
8Б |
9А |
Русский язык |
Шакмаева Т.А |
|
|
|
|
% |
% |
|
|
|
ФИО |
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
ФИО |
|
% |
|
|
|
|
|
% |
|
|
ФИО |
% |
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
ФИО |
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
Литература |
Шакмаева Т.А. |
|
|
|
|
% |
% |
|
|
% |
ФИО |
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
ФИО |
|
% |
|
|
|
|
|
% |
|
|
ФИО |
% |
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
ФИО |
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
История |
ФИО |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
Немецкий язык |
ФИО |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
Диаграмма качества знаний учащихся по русскому языку в 5-9 классах
Диаграмма качества знаний учащихся по истории в 5-9 классах
Диаграмма качества знаний учащихся по немецкому языку в 5-9 классах
создать условия для внедрения технологии индивидуально – дифференцированного обучения;
Степанова Лидия Владимировна
Федорова Людмила Ивановна
Татьяна
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева
Шакмаева Тамара Александровна
Валерий Пыхов
Елена Владимировна
Шакмаева Тамара Александровна