Анализ работы МО учителей словесности за 2014-2015 учебный год

24
9
Материал опубликован 11 December 2015 в группе

МО учителей-словесников в 2014-2015 учебном году работало над темой:
«Устная и письменная речь учащихся как средство развития мышления и коммуникативных навыков учащихся»

Деятельность МО строилась в  соответствии с целью и задачами образовательного процесса школы, планом, основными направлениями работы МО по реализации задач на год

  •  Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов.
  •  Изучение и анализ состояния преподавания предметов гуманитарного цикла.
  • Обобщение прогрессивного педагогического опыта работы, его пропаганда, внедрение в практику работы
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода.
  • Создание атмосферы ответственности педагогов за конечные результаты труда.
  • Использование в образовательном процессе программно-методического обеспечения коррекционной направленности, современных технологий, способствующих индивидуализации обучения. 
 

В 2014-15 учебном году каждый педагог МО работал над индивидуальной методической темой :
Шакмаева Т.А. «Особенности организации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы в классах специального коррекционного обучения »
Григорьева Н.А. Организация индивидуальной работы на уроках и коррекционных занятиях как средство индивидуализации обучения.
Садыкова Л.М.  « Формирование алгоритмических приемов умственной деятельности на уроках истории»
Юсупова Т.И. «Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность по  русскому языку и литературе»
Суринова Е.В. « Обучение чтению и переводу  на уроках немецкого языка»
Пронина Е.В « Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка»

 

       Карпунина Н.А. «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка и коррекционных занятиях»
   Работа МО  проходила в соответствии с утвержденным планом .

 

Было проведено 5 заседаний МО (См. «Протоколы МО словесности»)

В сентябре  была проведена  входная диагностика учащихся по предметам гуманитарного цикла.

На заседании МО были проанализированы ее результаты.

Типичные ошибки, выявленные в работах учащихся:

– правописание безударных гласных в корне слова,  проверяемых ударением;

– правописание –тся, -ться в глаголах;

– правописание непроизносимых проверяемых согласных в корне слова;

– правописание разделительных Ъ и Ь знаков;

– правописание частицы не с глаголом;

– правописание предлогов со словами;

– грамматические ошибки.

Заседание МО  постановило: организовать систематическую работу учителей по устранению пробелов в знаниях учащихся на каждом уроке, на дополнительных  и  коррекционных занятиях.

С целью повышения методического мастерства учителей было организовано взаимопосещение открытых уроков и мероприятий. Открытые уроки провели:  Юсупова Т.И. (5а), Григорьева Н.А. (5Б).  Открытые мероприятия по предмету провели:  1.  Шакмаева Т.А. (Устный журнал «Берегите наш язык!»); 2. Садыкова Л.М. (Историческая игра «В древнегреческом театре») ;  3. Суринова Е.В. (Устный журнал « Два языка – две культуры»); 4. Юсупова Т.И.  (Игра «Путешествие в страну Чистых слов»); 5. Григорьева Н.А. (Конкурсно-развлекательная программа « Праздник фонетики»).                                                                                                                         

– Педагогами регулярно проводилась взаимопроверка тетрадей, что способствовало повышению ответственности педагогов за организацию учебной деятельности на уроке, повышению методического мастерства и взаимопосещение уроков и мероприятий (см. Самоанализы работы учителей)  

Выводы: в среднем звене необходимо продолжать работу над развитием каллиграфических навыков учащихся, полученных в начальной школе; следить за соблюдением единых требований к оформлению тетрадей и ведению записей в них; регулярно проводить работу над ошибками в рабочих тетрадях, в тетрадях для контрольных работ и тетрадях по развитию речи; совершенствовать технику чтения учащихся. 

 

– Члены МО словесности  регулярно выступали на педагогических советах школы. (См. «Протоколы педагогических советов»)

 

– Работа МО по подготовке и празднованию 70-летия  Победы была проведена по плану. Учителя МО оформили информационные уголки, посвященные Великой Отечественной войне, подготовили и провели и посетили  мероприятия по данной теме.

 

 Организационная работа МО словесности в 2014/2015 учебный год

– Сопровождение учащихся, участвующих в районных, областных и всероссийских мероприятиях:

 

Дата

Название

Уровень

ФИО

Номинация

Результат

1

Октябрь

2014

Межрегиональные  творческие конкурсы

в рамках 5 Арских чтений, проводимые приходом Арских храмов

 г. Ульяновска на базе областного  духовно-патриотического центра «Арское»

Межрегион.

 

 

ФИО

 

 

 

Сочинение о Сергии Радонежском

 /к 700-летию со дня рождения/

 

Грамота

 

 

2

8 января

2015

Межрегиональные творческие конкурсы в рамках

Х  Рождественского фестиваля «Возродим РУСЬ СВЯТУЮ»

Межрегион

ФИО

ФИО

Номинация

 «Литературное творчество»

Грамота

Грамота

3

Февраль

2015

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

Всеросс.

ФИО

Номинация: "Литературное

творчество". Работа: "Стихотворение

 "Зимние забавы"

Диплом победителя,

3 место, номер диплома:

RASS - 44543

4

 

 

Март

2015

 

Межрегиональный конкурс «Вестник добра»

 

Межрегион.

 

 

ФИО

 

 

Творческая работа

 

 

Диплом победителя ,

3 место

 

5

Апрель

2015

Областной фестиваль «Храните детские сердца»

Областной

ФИО

Выразительное чтение стихотворения

 М. Джалиля «Варварство»

Диплом Министерства образования 

Ульяновской области

 

Организация индивидуально-групповых коррекционно-развивающих занятий и консультаций по предметам гуманитарного цикла.

 

По всем предметам гуманитарного цикла были организованы дополнительные и коррекционные занятия, направленные на устранение пробелов

в знаниях учащихся, развитие СЛМ, НОМ, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, подготовку к изучению новых тем, развитие интеллекта,

речи, словарного запаса, коммуникативных навыков( диалогической и монологической речи), социализацию учащихся.  Каждый учитель работал

по утвержденному плану.

 

– Организация курсовой переподготовки учителей МО словесности:

  • Уточнение списка педагогов МО, нуждающихся в курсовой подготовке по предмету.
  • Прохождение курсов для учителей  КРО в количестве 72 часов ( курсы пройдены всеми членами МО).
 

Организация работы по аттестации учителей: уточнение списка учителей,  аттестующихся  в 2014-2015 учебном году; оказание методической помощи аттестующимся учителям.

Организация и проведение Недели словесности « Люблю тебя, родное слово», посвященной  Году литературы в России, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Традиционно в школе проводится Неделя словесности, в организации и проведении которой принимают участие все члены МО. К участию в мероприятиях привлекается максимальное число учащихся среднего звена. Неделя проходила по следующему плану:

 

План проведения Недели словесности « Люблю тебя, родное слово!»

 в 2014 – 2015 учебном году

/ Году ЛИТЕРАТУРЫ в РФ, 70-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне посвящается/


Дата

Название мероприятия

Класс

Место

Время

Ответственные

10.03.15

 

  1.Открытие Недели словесности( оформление школы, выпуск стенгазет,      плакатов, подготовка  выставки книг)                                         2. Выпуск стенгазеты                 « Писатели нашего края»                            

3. Устный журнал «Берегите наш язык!»

 

5 – 9

 

 

  7А

  

 7А, 7Б, 9А

 

  Фойе школы

   

Фойе школы 

 

Каб. №124

 

  8.30

 

 

9.10

 

14.00

 

  Руководитель МО, учителя МО словесности

 

  Шакмаева Т.А.

 

Шакмаева Т.А.

 

11.03.15

 

  1. Конкурс чтецов стихотворений  о Великой Отечественной войне  «Не оставляя линии огня».

2. Выпуск стенгазеты                  « Писатели и поэты-фронтовики»

 7А, 7Б,

  9А

 

 

  Каб. №124

 

 

1-го этаж

(уч. корпус)

  12.10

 

 

14.30

 

  Шакмаева Т.А.

 

 

Шакмаева Т.А.

 12.03.15

 

 

 

1.      Историческая игра

« В древнегреческом театре»

  2.      Лингвистическая игра "Путешествие в страну Чистых слов"

  5А, 5Б

 

5А, 6Б

 

  Каб. № 109

 

Каб. № 203

 

  12. 10

 

12.10

 

  ФИО

 

ФИО 

 13.03.15

 

 

1.      Конкурсно-развлекательная программа « Праздник фонетики»

2.      Устный журнал « Два языка – две культуры»

 

5Б, 8Б

 

8А,8Б, 9А

  Каб. №122

 

Каб. №205

  11.20

 

 13.00

 

  ФИО

 

ФИО

 

14.03.15

 

  Закрытие Недели словесности. Подведение итогов.

 

  5 - 9

 

  Учебные кабинеты

 

  9.30 – 12.00

 

  Учителя МО словесности

 

Вывод: 1. Проведение Недели словесности  способствовало развитию интереса к изучению школьных предметов,  к историческому прошлому страны, стимулируют учебную                 деятельность и стремление к освоению нового, незнакомого, способствуют развитию диалогической  и монологической речи, интеллекта, словарного запаса, патриотических качеств личности, выработке гражданской позиции, самостоятельности.  2. Необходимо разнообразить мероприятия, проводимые в рамках Недели словесности, сделать их более зрелищными, познавательными, интересными, запоминающимися, не допускать формального отношения к проводимым мероприятиям.

 

Информационная работа МО словесности в2014/15 уч. году.

 Изучение нормативных документов:

– Методических писем  о преподавании русского языка и литературы, немецкого языка, истории

– Программ по русскому языку и литературе

– ФГОС

– Информирование учителей, членов МО  о новинках методической литературы, проведение презентаций новинок методической литературы,

 

таблиц, ИКТ

– Уточнение банка данных об учителях русского языка и литературы межшкольной сети

– Создание банка контрольно-измерительных и диагностических материалов по русскому языку, литературе, истории, немецкому языку

– Организация работы консультаций для учащихся с целью подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 классов.

 

 Научно-методическая работа.

- Заседания МО (См. план работы МО словесности)
- Индивидуальная методическая работа учителя как один из путей повышения уровня профессионального мастерства.
- Актуальный педагогический опыт. ( Отчеты учителей русского языка, литературы, истории, немецкого языка)
- Подготовка диагностического инструментария.
- Подготовка  и проведение аттестации учащихся за курс основной  школы.
 Участие в педсоветах:
 

– См. протоколы педсоветов.

 

 Подготовка методических рекомендаций для учителей МО:

– Подготовка и публикация статей,  конспектов уроков и мероприятий, распространение опыта работы  на интернет-сайтах, в  сборниках и периодических изданиях, защита педагогических проектов. 

 

 Диагностико - аналитическая деятельность членов МО:

 

1.      Самодиагностика деятельности учителя (диагностика качества знаний); самоанализ уроков и внеклассных мероприятий;  отчет о проведении

Недели словесности;  самоанализ работы членов МО словесности за 2012-2013 учебный год.

2.      Диагностика готовности учащихся к итоговой аттестации

3       Анкетирование: учителей (уточнение банка данных учителей МО)

4.       Мониторинговые исследования:

  • Комплексный мониторинг развития учащихся под воздействием образовательного  процесса.
  • Взаимопроверка тетрадей (согласно графику)
  • Взаимопосещения уроков и мероприятий (согласно графику)
  • Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся
  • Индивидуальные методические работы членов МО
  • Анализ работы МО учителей словесности.
  • Участие в Губернаторском диктанте (5 членов МО)
  • Итоговая аттестация
 

Качество знаний по предметам гуманитарного цикла в 5-9 классах за 2013-2014 учебный год.

 

Предмет

Учитель

Русский язык

Шакмаева Т.А

 

 

 

 

%

%

 

 

 

ФИО

 

 

 

 

 

 

%

 

 

ФИО

 

%

 

 

 

 

 

%

 

ФИО

%

 

 

%

 

 

 

 

 

ФИО

 

 

%

 

 

 

 

 

 

Литература

Шакмаева Т.А.

 

 

 

 

%

%

 

 

%

ФИО

 

 

 

 

 

 

%

 

 

ФИО

 

%

 

 

 

 

 

%

 

ФИО

%

 

 

%

 

 

 

 

 

ФИО

 

 

%

 

 

 

 

 

 

История

ФИО

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Немецкий язык

ФИО

%

%

%

%

%

%

%

%

%

 

Диаграмма качества знаний  учащихся по русскому языку в 5-9 классах

 
Диаграмма качества знаний  учащихся по литературе в 5-9 классах
 

Диаграмма качества знаний  учащихся по истории в 5-9 классах

 

Диаграмма качества знаний  учащихся по немецкому языку в 5-9 классах

Вывод: Работу МО учителей словесников за 2014/2015 учебный год  можно считать удовлетворительной.  Она проводилась  в соответствии с планом  работы МО словесности на 2014-15 учебный год и  была  направлена на обобщение опыта работы педагогов, повышение их педагогического мастерства, обеспечение личностно-ориентированного подхода  в организации обучения и воспитания детей с ОВЗ,  ориентировала  членов МО внедрение ФГОС, на повышение квалификации, обеспечивала  планирование и прохождение  программного материала по предметам гуманитарного цикла, способствовала  проведению промежуточной и итоговой аттестации учащихся и выпускников.
Рекомендации по совершенствованию работы на 2014-2015 учебный год:
- учитывать при разработке уроков современные  требования, предусмотренные ФГОС ;
- рационально планировать календарно – тематические планы по предметам;
- применять современные образовательные технологии на практике;
создать условия для внедрения технологии индивидуально – дифференцированного обучения; 
- готовить социально адаптированных выпускников, способных к активной  деятельности;
- добиваться высокого качества знаний  посредством совершенствования индивидуальной и коррекционной работы, дополнительного образования (Интернет – ресурсы);
- изучить опыт работы (ФИО) – учителя истории в связи с высокими показателями качества знаний в 5А, 5 Б, 6А, 6Б (в сравнении со средним уровнем качества знаний учащихся);
- усилить работу, направленную на формирование и развитие орфографической и пунктуационной грамотности, монологической речи;
- использовать разноуровневые тестовые задания;
- продолжить работу по повышению качества знаний учащихся, используя современные методы и технологии, личностно-ориентированный подход,
- способствовать успешному продолжению обучения и непрерывности самообучения, саморазвития и самосовершенствования через систему внеклассной  работы с учащимися, через раскрытие индивидуальных методических тем; повышать квалификацию учителей посредством аттестации,  курсов ИПК ПРО, дистанционного обучения, Интернет - ресурсов; совершенствовать педагогическое мастерство посредством участия в  конкурсах, в методических неделях, в проведении открытых уроков и мероприятий по предмету;
- в планирование работы МО на 2015/16 год  включить мероприятия, посвященные Году литературы в РФ, 70-летию Победы над фашизмом.
Комментарии

Охватили всё. Хороший и полный шаблон для начинающих.

12 December 2015

Для всех, кому интересен опыт других.

13 December 2015

Давайте добавлять и свои работы, друзья!

23 December 2015

Большая работа проделана Вами, Тамара!

28 December 2015

Как ВЫ, Т.А.,умеете всё подметить "острым взглядом"! Похвально!

4 January 2016

СПАСИБО! Первый год руковожу МО...Тяжело...

29 April 2017

Все получится! Сначала тяжело, потом пойдет как по накатанной)))

29 April 2017