ММ Алексеевка ЖОББМ
ГУ Алексеевская СОШ
АНАЛИЗ РАБОТЫ
МО учителей начальных классов
Алексеевской СОШ
за 2016-2017 учебный год
2017 г
АНАЛИЗ РАБОТЫ
МО учителей начальных классов Алексеевской СОШ за 2016-2017 учебный год
Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач.
Предмет анализа:учебная и методическая работа членов МО
1.Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на учебный год.
В 2016-2017 году методическое объединение (МО) учителей начальных классов работало по теме «Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализация личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении»
В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.
В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО начальных классов была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету.
В начальных классах на начало учебного года обучалось 42 учеников, на конец 42 учащихся. Прибывших-убывших нет.
Общие сведения об учащихся начальных классовАлексеевской СОШ 2016-2017 учебный год:
Класс |
Учащихся в классе |
Мальч. |
Девоч. |
Национальность |
||||||
казахи |
Русские |
немцы |
украинцы |
таджики |
татары |
чечены |
||||
1 класс |
7 |
1 |
6 |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
2 класс |
9 |
4 |
5 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
3 класс |
11 |
7 |
4 |
1 |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
|
4 класс |
15 |
8 |
7 |
6 |
7 |
2 |
- |
- |
- |
|
Всего |
42 |
20 |
22 |
11 |
18 |
6 |
3 |
1 |
2 |
- |
В соответствии с планом учителя посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства.
Курсы повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования РК следует пройти:
Бердалина С.Е.
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, участие в конкурсах. Учитель Сафина Г. А. напечатала статью в учебно-методический журнал «Просвещение», а также методические разработки на сайте «Инфоурок». Дети Сафиной Г.А. приняли участие в конкурсе стихотворений и заняли призовые места.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1. Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО.С 1 сентября 2016 года функционируют 4 класса.
Коллектив учителей начальной школы в этом году также состоит из 4 человек.Из них имеют: высшее педагогическое образование 4 человека. На конец 2016 - 2017 учебного года имеют: высшую квалификационную категорию -Картавцева С. А. Первую квалификационную категорию 3 учителя-Трайбер В. И., Сафина Г. А., Бердалина С. Е.Кроме того в состав МО входят психолог Бастемиева Е. А, Адильшенова А.К., Куспекова Г. К., Бастемиева Е.А. - учителя казахского языка, Мусалимова Н.Ж. –учитель английского языка, Марчук М. В., Кисамиденов Н. А., Степаненко В.Д. –учителя физической культуры.
В начальной школе созданы все условия для изучения государственного языка. Часть уроков проводятся в кабинете казахского языка. Учителя, ведущие казахский язык, имеют специальное пед.образование. Внутренняя стендовая информация напечатана на казахском и русском языках. Учителя применяют двуязычие на своих уроках приветствие, использование отдельных терминов, постановка вопросов. При организации и проведении любого мероприятия используют государственный язык.
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов начальной школы, способных успешно реализовать поставленные задачи.
2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РК, составил рабочие программы. Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтении (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2016-2017 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы, хрестоматии, справочники.
3. Анализ работы по обобщению опыта
1. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. 9 ноября 2015 года было проведено заседание МО начальных классов по реализации тем самообразования:
Бердалина С. Е. «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Картавцева С. А. «Приёмы выработки навыков чтения»
Сафина Г. А. «Совершенствование общеучебных умений»
Трайбер В. И. «Развитие логического мышления через систему развивающих заданий».
На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
2. В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей начальной школы достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию.
4. Анализ тематики заседаний МО.
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:
1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год; утверждение рабочих программ учителей
2. Проведение предметной декады, проведение внеклассной работы по предмету.
3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного тура олимпиады, участие в районной олимпиаде по математике, интеллектуальных играх и марафонах.
4. Методика создания систематизации дидактического материала уровнего контроля (тесты).
5. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими учащимися.
6. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.
7. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации
8. Анализ МО за год
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
5.Анализ учебной деятельности и результативность.
В течение учебного года прошёл обобщающий контроль в 4 классе.Для осуществления преемственности в начальных классах делается очень многое: учителя, преподающие в 5 классе, посещали уроки учащихся 4 классов, осуществлялся контроль ведением тетрадей и соблюдением орфографического режима. Были проверены рабочие и контрольные тетради учащихся. Сбор информации и анализ показали, что тетради проверяются систематически всеми учителями. Уровень проверки тетрадей находится в удовлетворительном состоянии.
6. Анализ внеклассной работы по предметам.
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям. С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам математика, русский язык, познание мира, по итогам которых победители приняли участие в других конкурсах:
Танцевальная группа «Непоседы» 4 класса приняла участие в районном конкурсе современного танца. Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах международного масштаба: «Инфоурок», «Русский медвежонок»,«Алтын асык», которые позволяют учащимся дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
Участники олимпиад были отмечены сертификатами и дипломами.
Учащиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам.
За каждым учителем начальных классов было закреплено одно общешкольное мероприятие в начальных классах:
Осенний бал-3 класс Картавцева С. А.
Праздник Новогодней Ёлки-Трайбер В.И.
Праздник Наурыза – Сафина Г.А.
Международный женский день 8 марта- Бердалина С.Е.
Главное условие мероприятий-придумать «изюминку», которая заинтересовала всех ребят.
Неделя начальных классов проходила с 24 апреля по 29 апреля. Все мероприятия и уроки были проведены согласно плану, утверждённому директором школы.
Понедельник: Линейка. Открытие недели.
Вторник: Бухта «Математическая». «Математический марафон», «Занимательная математика».
Среда: Остров «Грамотеи». Конкурс рисунков «Волшебная буква», конкурсы «Собери слово», кроссвордов и ребусов.
Четверг: Литературный океан. Викторина «Сказочный денёк», КВН «Литературные герои».
Пятница: Остров «Знатоки природы». Конкурс загадок «Знатоки природы», Игра «Весенний калейдоскоп».
Суббота: Спортивное море. Закрытие Недели. Линейка. Награждение победителей
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемым предметам, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2017-2018 году всем учителям следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Общие выводы
Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя пока подготовлены к работе по обновлённому содержанию образования, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми; также не налажена работа с проектной и исследовательской деятельностью.
Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:
- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
- анализировать и обобщать опыт педагогов в виде методических разработок и статей;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров на район с целью обмена опытом;
- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
Показателями успешной работы членов МО можно считать:
Увеличение числа учащихся – участников олимпиад.
Сохранение положительной мотивации учащихся.
Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.
Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
Активно ведется работа над темами самообразования.
Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.