АНАЛИЗ РАБОТЫ РМО
учителей начальных классов Сухиничского района (село)
в 2018 – 2019 учебном году
Для координации научно-методической работы и организационной работы учителей начальных классов в Сухиничском районе действует методическое объединение учителей начальных классов в группе «село». В этом подразделении работают 25 учителей начальных классов.
Основная тема работы МО учителей начальных классов:
«Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетенции педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика»
Цель: повышать эффективность и качество образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
продолжить работу по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
диагностировать профессиональные затруднения учителей начальной школы,
продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий,
содействовать формированию инициативной, творческой личности педагога,
продолжить работу по изучению и внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий, активных форм и методов работы с обучающимися, имеющих конечной целью приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию,
оказывать адресную практическую помощь учителям-кандидатам конкурсов профессионального мастерства, аттестующимся учителям,
выявлять и обобщать передовой педагогический опыт в работе учителей начальных классов; оказывать помощь по его распространению через публикации в СМИ.
Направления работы
1. Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2017-2018 учебный год и планирование на 2018-2019 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Работа над сборником методических материалов
3. Организация методической деятельности:
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в реализации ФГОС, подготовки к аттестации и профконкурсам.
4. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Организационные формы работы:
Заседания методического объединения.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности, в том числе для молодых учителей.
Взаимопосещение уроков педагогами.
Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Посещение семинаров, вебинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
Повышение квалификации педагогов на курсах.
Прохождение аттестации педагогических кадров.
На 2018 – 2019 учебный год было запланировано 5 заседаний методобъединения. Была проведена корректировка плана и одно заседание в апреле было отменено из-за проведения ВПР в этот период.
Первое заседание было проведено в 29.08.2018 г. на базе СШ №2.
Вопросы для обсуждения:
1. Итоги работы РМО в 2017-2018 учебном году (Лукина И.Г.)
2. Анализ проведения ВПР в 2018 (Лукина И.Г.)
3. Новая редакция ФГОС НОО (Симачкова Н.В.)
4. Указ президента РФ «О национальных ценностях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (Коцарева И.Н.)
На этом заседании учителя познакомились с анализом работы РМО в 2017-2018 учебном году и планом рабоы в 2018-2019 учебном году.
В ходе анализа ВПР учителя разобрали задания, вызвавшие наибольшие затруднения у детей, обсудили пути преодоления этих ошибок. Руководитель РМО познакомила с приказом о проведении ВПР весной 2018 года и графиком проверочных работ в 4 классе.
Симачкова Н.В. познакомила с изменениями во ФГОС НОО, вступающими в силу в 2018-2019 учебном году. Она отметила, что усилены воспитательные задачи, уделено большее внимание безопасности в сети Интернет. Особое внимание уделяется развитию речи обучающихся. В изменениях ФГОС НОО так же определены требования к предметным результатам по основным предметам.
Коцарева И.Н. познакомила педагогов с Указом Президента РФ в части образования. Она выделила основные направления развития образования и отметила, что все мероприятия построены на основе Указа Президента и направлены на его выполнение.
В заключение заседания Трунова Н.И. рассказала о рекомендациях по подготовке и проведению открытых уроков. Педагоги подробно рассмотрели подводные камни при организации открытых уроков, обсудили возможные ошибки и пути их преодоления.
Второе заседание было проведено 08.11.2018 г. на базе РМК для учителей 4-х классов района (совместное город и село) «Проверка и оценка ВПР по русскому языку»
Вопросы для обсуждения:
1. Работа с критериями оценки работ по русскому языку. (Сравнение различных вариантов).
2. Практическая работа «Проверка и оценка ВПР по русскому языку» (работа в группах).
На семинаре-практикуме педагоги рассмотрели методы и приемы работы по подготовке к ВПР, проверке работ обучающихся согласно критериям.
Третье заседании РМО было проведено на базе МКОУ «Немерзской ООШ» 23.11.2018 года.
- Посещение и анализ урока математики в 1 классе на тему «+ и - 2» (Калинина Е.П.)
- Посещение и анализ занятия внеурочной деятельности «Знайка» на тему «Путешествие в страну геометрию» (Бурулёва Г.П.)
- Мастер-класс «Театрализация образовательного процесса» (Серкова О.Н.)
Урок математики (учитель Калинина Е.П.) был организован в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель с самых первых минут урока заинтересовал детей и этот интерес поддерживался на протяжении всего урока. Каждый этап урока был методически продуман и направлен на развитие разных видов УУД.
Учителем поставлены цели урока с вовлечением обучающихся в исследовательскую деятельность, дана мотивация её достижения: повторить понятия; закрепить вычислительные навыки и планируемые результаты. Учитель специально планирует коммуникативные задачи.
Содержание урока соответствует программе, связано с жизнью. Задания подобранные по нарастающей сложности, фронтальная проверка самостоятельного задания способствовали развитию интеллектуальных способностей. На уроке осуществлялись межпредметные связи.
Методы, используемые учителем способствовали развитию наблюдательности при решении примеров, учили самостоятельно работать с учебником, с практическим материалом.
Занятие внеурочной деятельности (учитель Бурулёва Г.П.) Содержание занятия направлено на интеллектуальное развитие обучающихся разных категорий (в том числе ОВЗ). На занятии происходило повторение как теоретического материала, так и изучение нового, и отработка навыков работы с геометрическим материалом. На занятии активно использовались компьютеры и разнообразный наглядно-дидактический материал. Происходило формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся с помощью использования различных приемов отработки и углубления полученных знаний, продумано учителем ИКТ-сопровождение урока, соответствующее возрастным особенностям детей, применение которого позволило активизировать внимание, интерес к изучаемым вопросам. На занятии происходит работа над развитием речи учащихся ненавязчивыми, интересными для детей приемами.
На занятии были использованы методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, самостоятельные работы репродуктивные, тренировочные, частично поисковые. Приемы и методы на данном уроке соответствовали возрастным особенностям детей.
Мастер-класс «Театрализация образовательного процесса» (учитель Серкова О.Н.) Данное выступление можно назвать обобщением опыта работы, а не мастер-классом. Но выступление было ярким, интересным, в том числе с использованием приема театрализации в начале выступления. Затем педагог рассказала о своей работе по данной теме и представила видеофильм по использованию театрализации на уроках в МКОУ.
Четвертое заседание на базе МКОУ «Брынская ОШ» было проведено 15.02.2019 года совместно с учителями ОПК
- Посещение и анализ занятия внеурочной деятельности «С чего начинается Родина» (Егоркина Н.Е.)
- Посещение и анализ урока чтения «Листопадничек» (Матчинова С.А.)
- Посещение и анализ урока ОПК «Зачем творить добро?» (Нянькина О.В.)
Занятие внеурочной деятельности «Школа волшебников» (учитель Егоркина Н.Е.). занятие носит развивающий характер. Перед созданием работы учитель проводит большую работу по определению места Родины в жизни каждого ребенка. Большое место отводится патриотической и краеведческой работе. Занятие было связано с историческим событием – вывод войск из Афганистана (ознакомительный характер). После тщательной теоретической подготовки прошел плавный переход к выполнению творческого задания – дети изготавливали поделку «Голубь Мира». Учитель следит за технологией выполнения поделки и аккуратностью при её изготовлении.
Урок литературного чтения (учитель Матчинова С.А.) В самом начале урока учителем создана благоприятная обстановка, для того чтобы настроить обучающихся на урок.
На первом этапе урока, в ходе предварительной беседы выясняет с детьми приметы осени, вспоминает жизнь животных в осенний период. Также на данном этапе осуществляется межпредметная связь с уроком русского языка (тема «Словообразование»), с уроком окружающий мир. Игра «Кто как готовится к зиме?» позволила выяснить глубину знаний обучающихся, а также умение работать в группе.
Работа над скороговоркой способствует развитию интонационной выразительности речи. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения, умению работать с толковым словарѐм.
Создание проблемной ситуации способствовало формированию умения высказывать свои мысли, развитию мышления, воображения.
Использование словесного рисования способствует развитию мышления, воображения и речи детей. В своих ответах ребята применяют знания, полученные на уроке окружающего мира (межпредметные связи).
На этапе знакомства с произведением используются различные виды чтения: чтение с учителем, чтение по цепочке, чтение «буксир», чтение по ролям, чтение за «диктором», хоровое чтение, жужжащее чтение, выразительное чтение, что способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения.
Для активизации мышления обучающихся учитель использовал систему вопросов и заданий по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, которые помогли детям понять содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.
Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.
Домашнее задание было дано с учетом индивидуальных особенностей детей дифференцировано (придумать продолжение сказки – устно или письменно) и направлено на развитие творческих способностей детей.
Урок ОПК (учитель Нянькина О.В.) был проведен на высоком профессиональном уровне. С ребятами обсуждался сложный философский вопрос, с которым дети справились. Каждый ребенок для себя определил для чего делать добро, сумел обосновать его и высказывал свою точку зрения.
Учителя начальных классов активно участвовали в методической жизни района и области как руководители:
- Районная конференция школьников «Первые шаги в науку» - 2 заочного этапа, 2 участников очного этапа. Из них два лауреата из МКОУ «Фролово-Гореовская ООШ» (рук. Федотова Г.Д.) и МКОУ «Немёрзская ООШ» (рук. Серкова О.Н.)
- Муниципальная олимпиада для 4-х классов – приняли участие обучающиеся МКОУ «Глазовская ООШ» и МКОУ «Субботниковская СОШ»
- Региональный отбор на Всероссийскую конференцию «Юные техники и исследователи» - участие МКОУ «Алнерская ООШ»
- Областная конференция «Природа Калужской области» им.Ворониных – II место МКОУ «Алнерская ООШ» (Лукина И.Г.)
- Областная конференция исследовательских работа младших школьников – МКОУ «Алнерская ООШ».
- Областной заочный этап Всероссийского конкурса детских проектов «Составляем кулинарную энциклопедию нашей страны» - лауреат (МКОУ «Алнерская ООШ», рук. Лукина И.Г.)
- Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» - лауреат II степени (МКОУ «Алнерская ООШ», рук. Лукина И.Г.)
- Всероссийский конкурс «Юный исследователь» - лауреат I и III степени (МКОУ «Алнерская ООШ», рук. Лукина И.Г.)
- «Зеленая планета – 2019»: победители – МКОУ «Алнерская ООШ» (Лукина И.Г., Рекунова Т.В.), лауреаты – МКОУ «Немерзская ООШ» (Серкова О.Н.)
- Победители, призеры и участники районных конкурсов по линии ДДТ.
Личное участие педагогов в конкурсах, конференциях:
- Районный конкурс на лучшую методическую разработку урока по теме «Применение техники смыслового чтения» II место – Лукина И.Г. МКОУ «Алнерская ООШ»
- Конкурс профессионального мастерства педагогических работников им. Антона Семёновича Макаренко – приняли участие.
- Областной фестиваль экологического образования среди образовательных организаций и педагогических работников – Лукина И.Г. (МКОУ «Алнерская ООШ»)
- Конкурс на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности – Лукина И.Г. (МКОУ «Алнерская ООШ»)
- Районная педагогическая конференция «Практическое содержание реализации федеральных образовательных стандартов» - 21 участник
- XII Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» - лауреат I степени (МКОУ «Алнерская ООШ», Лукина И.Г.)
Открытые уроки и занятия показали, что уровень подготовки и проведения уроков и внеурочных мероприятий достаточно высокий. Учителя начальных классов активно участвуют со своими коллективами в общешкольных, районных и областных мероприятиях, конкурсах. Педагоги постоянно используют интерактивные формы работы и находятся в постоянном поиске методов и приемов работы с детьми и их родителями.
В течение учебного года педагоги эффективно работали над темами по самообразованию. В течение учебного года проходило подведение промежуточных результатов по самообразованию. Было решено продолжить эту работу в новом учебном году.
ЗАДАЧИ НА 2019-2020 уч. год:
- Эффективное применение образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода в обучении с целью формирования УУД.
- Качественное использование разработанных авторами УМК инструментария для мониторинга личностных, предметных и метапредметных достижений учащихся и оценки качества образования.
- Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс этнокультурного потенциала для достижения метапредметных результатов.
- Оказывать адресную практическую помощь учителям-кандидатам конкурсов профессионального мастерства, аттестующимся учителям,
- Выявлять и обобщать передовой педагогический опыт в работе учителей начальных классов; оказывать помощь по его распространению через публикации в СМИ.
- Продолжить работу по изучению и внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий, активных форм и методов работы с обучающимися, имеющих конечной целью приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию.
Руководитель РМО Лукина И.Г.
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна