Анализ работы социального педагога Службы по устройству детей в семью
Анализ работы
социального педагога Службы по устройству детей в семью
Служба по Устройству детей в семью является структурным подразделением ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского», г. Рассказово с 2007 года. Цель профессиональной деятельности Службы – создание социально-психолого-педагогических условий развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родители, и их социализации в замещающих семьях. Задачами деятельности социального педагога Службы Севостьяновой Елены Евгеньевны являются:
· социально-педагогическая подготовка детей к проживанию в замещающей семье;
· социально-педагогическая подготовка кандидатов в замечающие родители;
· социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.
На сопровождении социального педагога находится 68 семей, в которых воспитываются 103 ребенка, проживающих на территории г. Рассказово и Рассказовского района.
Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Социальный педагог Службы по устройству детей в семью Севостьянова Е.Е. обеспечивает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Одним из приоритетных направлений в работе социального педагога является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к переходу на воспитание в замещающую семью. Подготовка детей ведется по Программе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к переходу на воспитание в замещающие семьи, утвержденной приказом управлением образования и науки Тамбовской области от 29.01.2015 № 167.
Реализуя Программу, социальный педагог применяет технологии семейного жизнеустройства, которые предполагают организацию подбора семьи для ребенка, диагностику психологических и социальных особенностей, ресурсов семьи для воспитания конкретного ребенка. Социальный педагог обеспечивает безболезненный переход ребенка в семью, снимает остроту адаптации ребенка, предупреждает вторичный отказ от ребенка и неготовность ребенка выстраивать отношения, формировать новые привязанности.
В рамках программы социальный педагог проводит социально-педагогическую, терапевтическую, коррекционно-развивающую работу с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.
Севостьянова Е.Е. выявляет индивидуальные особенности ребенка; компенсирует последствия травматического опыта проживания в кровной или замещающей семье, в случае вторичного отказа; формирует у ребенка позитивный образ семьи; развивает коммуникативные навыки; предоставляет ребенку необходимую информацию о возможной перспективе воспитания в замещающей семье; организует знакомство ребенка с потенциальной семьей.
Социальный педагог принимает участие в информационно-просветительских кампаниях через участие в общественных собраниях, через публикацию в СМИ, через разработку и распространение информационно-рекламного материала.
Подготавливая семью для ребенка, социальный педагог проводит собеседование, диагностическое обследование, консультирование семьи, формирует группы и проводит занятия в «Школе приёмных родителей».
Социальный педагог готовит кандидатов по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, утверждённой приказом управления образования и науки Тамбовской области от 19.06.2015 №1985 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей». За период трех лет прошли обучение 36 кандидатов.
Социальный педагог предоставляет возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приёму ребёнка в свою семью. На данном этапе работы социальный педагог рассказывает о возможных трудностях приёмной семьи и способах их преодоления. Участникам «Школы приёмных родителей» предоставляется возможность получить знания о том, как строить отношения с приёмным ребёнком на разных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как разрешить проблемы на первоначальных этапах взаимоотношений.
Социальный педагог оказывает профессиональную социально-педагогическую и правовую помощь функционирующим замещающим семьям:
Ø Систематическое взаимодействие с семьёй и ребёнком;
Ø Анализ процесса адаптации ребёнка в семье;
Ø Оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;
Ø Консультирование по запросу;
Ø Мониторинг развития ребёнка;
Ø Обучение замещающих родителей в «Школе приёмных родителей».
С целью оказания помощи и поддержки детей, защиты их прав и свобод социальный педагог:
· организует работу по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. С замещающими семьями проводится профилактические мероприятия по профилактике интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.
· создает условия, способствующие обеспечению прав детей на охрану здоровья. С замещающими родителями проводится просветительская работа по профилактике заболеваний среди детей. Оказывается содействие в организации отдыха и оздоровления семей с детьми путем межведомственного взаимодействия с представителями органов опеки и попечительства и организацией по оказанию социальных услуг населению.
· ведет работу по защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости. С детьми организуются занятия (консультации, тренинги, рекомендации) по профессиональному самоопределению.
С целью вовлечения приемных детей в социально-значимые мероприятия социальным педагогом реализуются проекты, участниками которых являются семьи с приемными детьми. Замещающие семьи принимают активное участие в областных мероприятиях образовательного и творческого характера. Социальным педагогом Службы по устройству детей в семью организуется работа по формированию мотивации к активному участию в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней.
Семьи и приемные дети были вовлечены в мероприятия:
- Всероссийский конкурс «Наши истории» - 2016 год. В конкурсе приняли участие 7 семей, в которых воспитываются 12 приемных детей. По итогам конкурса приемная семья из г.Рассказово прошла первый этап и участвовала в заключительном этапе в номинации «Народный выбор».
- Областной творческий конкурс «Семья в объективе» - 2016 год. В конкурсе приняли участие 5 семей, в которых воспитываются 11 детей. Победителем стал ребенок подросткового возраста из приемной семьи Рассказовского района.
- Областной творческий конкурс «Краски семейного счастья» - 2017 год. В конкурсе приняли участие 7 семей, в которых воспитываются 15 приемных детей. Приемная семья из г. Рассказово заняла 1 призовое место. Приемная семья из Рассказовского района заняла 2 призовое место. Семья, занявшая 1 место, была удостоена представлять Тамбовскую область на Всероссийском конкурсе художественного творчества «Всероссийская ассамблея замещающих семей». Семья заняла 4 место и была награждена специальным дипломом.
- Областной творческий конкурс «Звездный дождь» - 2018 год. В первом муниципальном этапе конкурса приняли участие 9 приемных семей, в которых воспитываются 19 детей. Во втором этапе конкурса в сегментах социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства» приняли участие 3 приемных семьи, в которых воспитываются 8 детей. В третьем заключительном этапе конкурса принимала участие приемная семья из г.Рассказово, которая заняла 1 призовое место.
- Областной конкурс рисунков среди детей из замещающих семей «Мир профессий глазами детей» - 2018 год. В первом муниципальном конкурсе приняли участие 12 приемных семей, в которых воспитывается 22 ребенка. В заключительном этапе конкурса участвовали 4 семьи, в которых воспитывается 8 детей. В номинации «Профессии прошлого» награждена Дипломом победителя семья из Рассказовского района.
Социальный педагог работает с детьми из опекаемых семей, совершивших правонарушения. Данная работа планируется по обращению органов опеки и попечительства и строится на совместной деятельности.
С детьми «группы риска» социальный педагог Севостьянова Е.Е проводит занятия по профилактике девиантного поведения. Занятия организуются по Программе профилактики девиантного поведения. Программа рассмотрена на заседании методического объединения ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.Луначарского» (протокол от 18.07.2016г. №5). Социальный педагог предоставляет детям с отклоняющимся поведением возможность осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширяет ролевой репертуар детей, обеспечивающий улучшение коммуникаций и способствующий безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализирует процесс социального самоопределения; создает условия формирования позитивного самоотношения.
С целью социальной адаптации, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на летний период в семьи граждан было устроено 6 детей. Служба осуществляет контроль условий жизни и воспитания каждого ребёнка, помещённого на каникулярное время в семью.
Критерии и показатели благополучия ребёнка в замещающей семье:
· Адаптация ребёнка в замещающей семье.
· Безопасность и благоприятность условий, созданных для жизни и развития приёмного ребёнка в замещающей семье.
· Восстановление социального статуса ребёнка, включение его в новые социальные связи.
Предмет оценки и признаки выделяются и отмечаются каждым специалистом Службы по своему профилю. Отчёт, заключение, рекомендации и составление индивидуальной реабилитационной программы осуществляется на консилиуме социально-психолого-педагогического сопровождения.
Кандидаты, обратившиеся в службу, прошедшие обучение и принявшие детей в свою семью - смогли преодолеть трудности, выбрать правильный путь развития, сохранения и укрепления своей семьи. Все замещающие семьи, сопровождаемые службой, создают условия для полноценного развития детей.
Мониторинг социально-психологического статуса детей в замещающих семьях имеет положительную динамику. Что выражено в 100% успеваемости и положительном росте качества знаний приёмных детей, в их уровне воспитанности, в позитивном эмоциональном состоянии.
Количественный показатель социально-психолого-педагогической деятельности
Годы
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018год |
1. Замещающих семей, функционирующих на территории (город/район) (данные из опеки) |
97 |
89 |
78 |
2. Сопровождаемых замещающих семей |
83 |
79 |
67 |
3. Детей, воспитывающихся в замещающих семей |
126 |
126 |
103 |
4. Детей, переданных в замещающие семьи из учреждения |
8 |
5
|
4 |
5. Детей, вышедших из замещающих семей |
16 |
11 |
8 |
- в интернатное учреждение |
- |
- |
- |
- в кров.семьи |
2 |
- |
- |
- выпущенные при достижении совершеннолетия |
14 |
11 |
8 |
6. Посещений замещающих семей специалистами Службы |
88 |
84 |
89 |
7.Кандидатов, прошедших обучение |
14 |
10 |
12 |
Возврата детей из замещающих семей в учреждение нет.
Ежеквартально составляется мониторинг результативности деятельности Службы. Система мониторинга позволяет оценить процесс социально-психолого-педагогической работы и как результат качество выполнения работы. Социальному педагогу предоставляется возможность проанализировать результаты своей деятельности и выбрать направления своей работы для реализации единой цели.