Анализ работы социального педагога Службы по устройству детей в семью

5
0
Материал опубликован 15 December 2018

Анализ работы

социального педагога Службы по устройству детей в семью

 

 

Служба  по Устройству детей в семью является структурным подразделением ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского», г. Рассказово с 2007 года. Цель профессиональной деятельности Службы – создание социально-психолого-педагогических условий развития форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родители, и их социализации в замещающих семьях.          Задачами деятельности социального педагога Службы Севостьяновой Елены Евгеньевны являются:

                               ·            социально-педагогическая подготовка детей к проживанию в замещающей семье;

                               ·            социально-педагогическая подготовка кандидатов в замечающие родители;

                               ·            социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.

На сопровождении социального педагога находится 68 семей, в которых воспитываются 103 ребенка, проживающих на территории г. Рассказово и Рассказовского района.

Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях - это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальный педагог Службы по устройству детей в семью Севостьянова Е.Е. обеспечивает право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Одним из приоритетных  направлений в работе социального педагога  является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к переходу на воспитание  в замещающую семью. Подготовка детей ведется по Программе подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   к переходу на воспитание в замещающие семьи, утвержденной приказом управлением образования и науки Тамбовской области  от 29.01.2015 № 167.

Реализуя Программу, социальный педагог применяет технологии семейного жизнеустройства, которые предполагают организацию подбора семьи для ребенка, диагностику психологических и социальных особенностей, ресурсов семьи для воспитания конкретного ребенка. Социальный педагог обеспечивает безболезненный переход ребенка в семью, снимает остроту адаптации ребенка,  предупреждает вторичный отказ от ребенка и неготовность ребенка  выстраивать отношения, формировать новые привязанности.

В рамках программы социальный педагог проводит социально-педагогическую, терапевтическую, коррекционно-развивающую работу с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье.

Севостьянова Е.Е. выявляет индивидуальные особенности ребенка; компенсирует последствия травматического опыта проживания в кровной или замещающей семье, в случае вторичного отказа; формирует у ребенка позитивный образ семьи; развивает коммуникативные навыки; предоставляет ребенку необходимую информацию о возможной перспективе воспитания в замещающей семье; организует знакомство ребенка с потенциальной семьей.

Социальный педагог принимает участие в  информационно-просветительских кампаниях через участие в общественных собраниях, через публикацию в СМИ, через разработку и распространение информационно-рекламного материала. 

Подготавливая  семью для ребенка, социальный педагог проводит собеседование, диагностическое обследование, консультирование семьи, формирует группы и проводит занятия   в «Школе приёмных родителей».

Социальный педагог готовит кандидатов  по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, утверждённой приказом управления образования и науки Тамбовской области от 19.06.2015  №1985 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей». За период трех лет прошли обучение 36 кандидатов.

Социальный педагог предоставляет  возможность будущим родителям подготовиться морально и практически к приёму ребёнка в свою семью. На данном этапе работы социальный педагог  рассказывает  о возможных трудностях приёмной семьи и способах их преодоления. Участникам «Школы приёмных родителей» предоставляется  возможность получить знания о том, как строить отношения с приёмным ребёнком на разных этапах: во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях; как разрешить проблемы на первоначальных этапах взаимоотношений.

Социальный педагог оказывает  профессиональную  социально-педагогическую и правовую помощь функционирующим замещающим семьям:

Ø Систематическое взаимодействие с семьёй и ребёнком;

Ø Анализ процесса адаптации ребёнка в семье;

Ø Оказание помощи и поддержки семье в сложных, кризисных ситуациях;

Ø Консультирование по запросу;

Ø Мониторинг развития ребёнка;

Ø Обучение замещающих родителей в «Школе приёмных родителей».

С целью оказания помощи и поддержки  детей, защиты их прав и свобод социальный педагог:

·        организует работу по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. С замещающими семьями проводится профилактические мероприятия по профилактике интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков.

·        создает условия, способствующие обеспечению прав детей на охрану здоровья. С замещающими родителями проводится просветительская работа по профилактике заболеваний среди детей. Оказывается содействие в организации  отдыха и оздоровления семей с детьми путем межведомственного взаимодействия с представителями  органов опеки и попечительства и  организацией по оказанию социальных услуг населению.

·        ведет работу по защите прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости. С детьми организуются занятия (консультации, тренинги, рекомендации) по профессиональному самоопределению.

 

 С целью вовлечения приемных детей в социально-значимые мероприятия социальным педагогом реализуются проекты, участниками которых являются семьи с приемными детьми. Замещающие семьи принимают активное участие в областных мероприятиях образовательного и творческого характера. Социальным педагогом Службы по устройству детей в семью организуется работа по формированию мотивации к активному участию в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней.

Семьи и приемные дети были вовлечены в мероприятия:

- Всероссийский конкурс «Наши истории» - 2016 год. В конкурсе приняли участие 7 семей, в которых воспитываются 12 приемных детей. По итогам конкурса приемная семья из г.Рассказово прошла первый этап и участвовала в заключительном этапе в номинации «Народный выбор».

- Областной творческий конкурс «Семья в объективе» - 2016 год. В конкурсе приняли участие 5  семей, в которых воспитываются 11 детей. Победителем стал ребенок  подросткового возраста из приемной семьи Рассказовского района.

- Областной творческий конкурс «Краски семейного счастья» - 2017 год. В конкурсе приняли участие 7 семей, в которых воспитываются 15 приемных детей.  Приемная семья  из г. Рассказово заняла 1 призовое место. Приемная семья из Рассказовского района заняла 2 призовое место. Семья, занявшая 1 место,  была удостоена представлять Тамбовскую область на Всероссийском конкурсе художественного творчества «Всероссийская ассамблея замещающих семей». Семья заняла 4 место и  была награждена специальным дипломом.

- Областной творческий конкурс «Звездный дождь» - 2018 год. В первом муниципальном  этапе конкурса приняли участие 9 приемных семей, в которых воспитываются 19 детей. Во втором этапе конкурса в сегментах социального кластера «Региональная  инновационная система защиты детства» приняли участие 3 приемных семьи, в которых воспитываются 8 детей. В третьем заключительном этапе конкурса принимала участие приемная семья из г.Рассказово, которая заняла 1  призовое место.

- Областной конкурс рисунков среди детей из замещающих семей «Мир профессий глазами детей» - 2018 год. В первом муниципальном конкурсе приняли участие 12 приемных семей, в которых воспитывается 22 ребенка. В заключительном  этапе конкурса участвовали 4 семьи, в которых воспитывается 8 детей. В номинации «Профессии прошлого» награждена Дипломом победителя семья из Рассказовского района.

     Социальный педагог работает с детьми из опекаемых семей, совершивших правонарушения. Данная работа планируется по обращению органов опеки и попечительства и строится на совместной деятельности.

 С детьми «группы риска» социальный педагог Севостьянова Е.Е проводит занятия по профилактике девиантного поведения. Занятия организуются  по Программе профилактики девиантного поведения. Программа рассмотрена на заседании методического объединения ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.Луначарского» (протокол от 18.07.2016г. №5). Социальный педагог предоставляет детям с отклоняющимся  поведением возможность осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширяет ролевой  репертуар детей, обеспечивающий улучшение коммуникаций и способствующий безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализирует процесс социального самоопределения; создает условия формирования позитивного самоотношения.

С целью социальной адаптации, социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на летний период в семьи граждан было устроено 6 детей. Служба осуществляет контроль  условий жизни и воспитания каждого ребёнка, помещённого на каникулярное время в семью.

   Критерии и показатели благополучия ребёнка в замещающей семье:

·         Адаптация ребёнка в замещающей семье.

·         Безопасность и благоприятность условий, созданных для жизни и развития приёмного ребёнка в замещающей семье.

·         Восстановление социального статуса ребёнка, включение его в новые социальные связи.

    Предмет оценки и признаки  выделяются и отмечаются  каждым специалистом Службы по своему профилю. Отчёт, заключение, рекомендации и составление индивидуальной реабилитационной программы осуществляется  на консилиуме социально-психолого-педагогического сопровождения.

   Кандидаты, обратившиеся в службу, прошедшие обучение и принявшие детей в свою семью -  смогли преодолеть трудности, выбрать правильный путь развития, сохранения и укрепления своей семьи. Все замещающие семьи, сопровождаемые службой, создают условия для полноценного развития детей.

   Мониторинг социально-психологического статуса детей в замещающих семьях имеет положительную динамику. Что выражено в 100% успеваемости и положительном росте качества знаний приёмных детей, в их уровне воспитанности, в позитивном эмоциональном состоянии.

 

Количественный показатель социально-психолого-педагогической деятельности

Годы

 

Показатель

 

2016 год

 

2017 год

 

2018год

1.    Замещающих семей, функционирующих на территории (город/район) (данные из опеки)

97

89

78

2.    Сопровождаемых замещающих семей

83

79

67

3.    Детей, воспитывающихся в замещающих семей

126

126

103

4.    Детей, переданных в замещающие семьи из учреждения

 8

5

 

4

5.  Детей, вышедших из замещающих семей

16

11

8

- в интернатное учреждение

-

-

-

- в кров.семьи

2

-

-

- выпущенные при достижении совершеннолетия

14

11

8

6. Посещений замещающих семей специалистами Службы

88

84

89

7.Кандидатов, прошедших обучение

14

10

12

 

Возврата детей из замещающих семей в учреждение нет.

Ежеквартально составляется мониторинг результативности деятельности Службы. Система мониторинга позволяет оценить  процесс социально-психолого-педагогической  работы  и как результат качество выполнения работы. Социальному педагогу   предоставляется возможность проанализировать результаты своей деятельности и выбрать направления своей работы для реализации единой цели.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.