12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновалова Лариса31
Россия, Красноярский край, назарово
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»
3

Анализ результатов способности к овладению программным материалом в КГБОУ «Назаровская школа» учащихся начальных классов в 2017 - 2018 учебном году

Анализ результатов способности к овладению программным материалом в КГБОУ «Назаровская школа» учащихся начальных классов в 2017 - 2018 учебном году.

В мониторинге приняли участие учащиеся начальной школы в количестве 44 учащихся и 13 учащихся 5 класса.

Для определения способности к овладению программным материалом в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения.

Обследование проводилось на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и прави-ло», «Первая буква». Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

На основе результатов обследования и обработки полученных данных сформированы:

Профиль готовности учащихся начальных классов (каждого ученика) к обучению в школе;

Профиль готовности класса в целом.

Профиль готовности учащихся начальных классов к обучению в школе включает позиции:

Познавательная сфера.

1. Тест «Рисунок человека».

2. Тест «Графический диктант».

3. Тест «Образец и правило».

4. Тест «Первая буква».

5. Общая успешность в 4-х тестах.

6. Навыки чтения, письма, счета.

Индивидуально-личностные особенности ребенка

7. Мотивация.

8. Усвоение норм поведения в школе.

9. Успешность функционирования в роли ученика.

10. Взаимодействие со сверстниками.

11. Эмоциональная стабильность (нетревожность).

12. Эмоциональное благополучие.

Семья как ресурс адаптации учащихся начальной школы

13. Подготовка к школе в семье.

14. Установки родителей по отношению к школьному обучению.

15. Условия ребенка в семье для обучения.

16. Помощь ребенку в обучении

Ресурсы здоровья.

17. Цена адаптации ребенка в школе.

18. Индивидуальные особенности здоровья.

19. Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка.

20. Возрастное соответствие массы тела и роста.

21. Физкультурная группа.

22. Группа здоровья.

Интегральная оценка готовности (учителем и родителями).

23. Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя.

24. Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя.


 

Общая характеристика познавательной сферы

В основе познавательной деятельности лежит психофизиологическая и ин-теллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития и характеризующая готовность к новой для учащегося деятельности, усвоение знаний и умений. Общее развитие учащегося начальной школы – один из показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность. Он отражает результат предшествующего развития учащегося высокий уровень психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенного поведения, развития зрительно-моторной координации и развития речи ребенка.

При определении готовности к обучению учитывались результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителей и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

Для оценки сформированности познавательной деятельности учащихся начальной школы использовался комплект диагностический методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква»

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым можно оценить степень готовности учащегося к обучению в начальной школе. Меняются лишь нормы, то есть требуемый уровень развития определенных психологических качеств, но не сами эти качества.

К ним относятся:

Развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.

Развитие произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов.

Умение ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.


 

Распределение учащихся начальных классов и 5 класса по результатам выполнения методики «Рисунок человека»

В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов и 5 класс в количестве 53 учащихся. Были получены следующие результаты:

На высоком уровне – 11 учащихся (21%)

На среднем уровне - 39 учащихся (74%)

На низком уровне – 3 учащихся – 6%

Высокий уровень -__21%_(18-26 баллов). Уровень характеризуется: способ изображения – пластический. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела.

Средний уровень - _74%_(9-17 баллов). Уровень характеризуется: способ изображения промежуточный между пластическим и схематическим. Рисунок, промежуточный между пластическим и схематическим изображением.

Низкий уровень - _6%_(7 – 8 баллов) уровень характеризуется: способ изображения – схематическое изображение, в котором руки и ноги изобра-жены одинарной линией или отсутствуют.

Уровневое распределение учащихся по методике «Рисунок человека».

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ.)

4 а (12 учащ)

4 б (9 учащ)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

I уровень

1

11

           

3

25

II уровень

8

89

9

81

10

82

   

9

75

III уровень

   

1

9.5

2

18

       

IV уровень

   

1

9,5

   

7

78

   

V уровень

           

2

22

   


 

Распределение учащихся начальных классов и 5 класса по методике «Рисунок человека»

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ)

4 а (12 учащ)

4 б (9 уч)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

Высокий

   

2

18

2

17

7

78

   

Средний

9

100

9

82

9

75

2

22

10

83

Низкий

       

1

8

   

2

17


 

Представим полученные результаты по методике «Рисунок человека» с помощью диаграммы.


 

Представим с помощью рисунка


 

Методики «Графический диктант» и «Образец и правило», выявляющие сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль). Методика «Графический диктант» позволяет определить насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

По результатам выполнения заданий методики «Графический диктант» детей можно условно разделить на три группы. Высокий уровень выполнения данной методики продемонстрировали почти у 56% обследованных учащихся. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу и допускают небольшое количество ошибок в самостоятельной деятельности.

Средний уровень продемонстрировали _32% учащихся. Они правильно выполнили половину заданий диктанта . 12% учащихся выполнили менее половины заданий, показав низкий уровень. Половина из них не справилась ни с самими диктантами (составление узоров по описанию), ни с их самостоятельным продолжением.

Распределение обследуемых учащихся начальных классов и 5 класса по результатам выполнения методики «Графический диктант».


 

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ.)

4 а (12 учащ)

4 б (9 учащ)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

I уровень

2

22

       

2

22

2

17

II уровень

3

33

1

9

1

8

   

1

8

III уровень

4

45

2

18

2

17

1

11

2

17

IV уровень

   

1

9

   

1

11

5

42

V уровень

   

7

64

9

75

5

56

2

17


 

Уровневое распределение учащихся по методике «Графический диктант».

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ)

4 а (12 учащ)

4 б (9 уч)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

Низкий

5

56

2

18

1

9

2

22

5

42

Средний

4

44

6

54

2

16

1

11

5

42

Высокий

   

3

28

9

75

6

67

2

16


 

Представим уровневое распределение учащихся с помощью графика.


 

В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов и 5 класс в количестве 53 учащихся. Были получены следующие результаты:

На низком уровне – 6 учащихся (12%)

На среднем уровне - 17 учащихся (32%)

На высоком уровне – 30 учащихся – 56%

Представим с помощью рисунка


 

Причинами, обусловившими проблемы, возникающие при выполнении заданий методики «Графический диктант», являются:

Неготовность следовать за указанием взрослого, проявившаяся в ошибках при выполнении тренировочного узора.

Проблемы в соблюдении понимаемого правила.

Дети с низким уровнем выполнения методики «Графический диктант» слабо ориентируются в учебной ситуации, нуждаются в постоянной помощи и контроле каждого шага, не могут работать самостоятельно. Дети, не справившиеся с методикой «Графический диктант» испытывают затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу.

Методика «Образец и правило» проверяет умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительного заданного правила выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

Высокий уровень овладения умением самостоятельно работать по предложенному образцу, учитывая правило, показали _19_% учащихся начальных классов и 5 класса. Из них чуть меньше половины правильно справились с предложенными задачами.

Средний уровень выполнения методики продемонстрировали_49_% учащихся и низкий уровень - _32_% детей.

Основными причинами недостаточно высоких результатов выполнения методики «Образец и правило» можно считать следующее:

«потеря» сразу двух условий задания.

Отказ от выполнения задания.

Несформированность самоконтроля

Слабый навык счета в пределах десяти.

Низкие результаты по методике «Образец и правило» служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет о решении задач, планированию действий по ее решению). Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.д..

Распределение обследуемых учащихся начальных классов и 5 класса по результам выполнения методики «Образец и правило».

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ.)

4 а (12 учащ)

4 б (9 учащ)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

I уровень

3

33

-

 

-

 

1

11

2

17

II уровень

3

33

4

36

2

17

   

1

8

III уровень

3

33

5

45

9

75

   

9

75

IV уровень

   

1

9

1

8

3

33

-

 

V уровень

   

1

9

-

 

5

56

-

 


 

Уровневое распределение учащихся по методике «Образец и правило»

Уровень

классы

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ)

4 а (12 учащ)

4 б (9 уч)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

Высокий

-

 

1

10

1

8

8

89

-

 

Средний

3

33

5

45

9

75

   

9

75

Низкий

6

67

5

45

2

17

1

11

3

25


 


 

В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов и 5 класс в количестве 53 учащихся. Были получены следующие результаты:

На низком уровне – 10 учащихся (19%)

На среднем уровне - 26 учащихся (49%)

На высоком уровне – 17 учащихся –(32%)

Представим полученные результаты с помощью диаграммы.


 

Для проверки фонематического слуха и правильного восприятия учащимися начальных классов была использована методика «Первая буква». Она выявляет готовность к овладению грамотой.

С заданиями по этой методике успешно справились ______учащихся начальных классов и 5 класса, которые продемонстрировали умение выделять первый звук в произносимом слове. К низкому уровню были отнесены учащиеся (_______), которые либо вообще не справились с заданием, либо только в одном случае смогли правильно отметить картину, начинающуюся с заданной буквы. Низкие результаты по этой методике указывает на то, что такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по развитию анализу слов, развитию фонематического слуха.

На втором этапе условные баллы, полученные за каждую из трех методик, суммируются и выводится итоговый балл, который может колебаться от 0 до 36. На его основе устанавливается окончательный уровень выполнения комплекса методик.

Распределение обследуемых учащихся по результатам выполнения методики «Первая буква»

Уровень

Классы (53 учащихся)

Итого

2 (9 учащихся)

3 (11 учащ)

4 а (12 учащ)

4 б (9 уч)

5 (12 учащ)

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

б

%

Высокий

1

12

3

27

5

42

2

22

1

10

12

23

Средний

4

44

3

27

3

25

3

33

   

13

25

Низкий

4

44

5

45

4

33

4

44

11

90

28

53


 

Представим полученные результаты с помощью диаграммы.


 

Общая успешность в 4-х тестах.

Получена как ср6еднее арифметическое по всем четырем методикам. Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика готовности учащихся начальных классов и 5 класса к обучения в школе, полученная на основе выполненных учеником работ.


 

Представим общие результаты по классам с помощью таблицы.

Уровень

Классы

Итого

2

3

4 а

4 б

5

 

I

1

     

-

     

4

II

3

     

-

     

III

3

 

1

 

2

   

2

25

IV

2

 

2

 

1

 

2

10

V

-

     

-

     

VI

-

 

3

 

1

     

24

VII

-

 

5

 

8

 

7

 


 

 

Методики

 

Общая успешность в 4-х тестах

 

Рисунок человека

Графический диктант

Образец и правило

Первая буква

 

Количество учащихся

53

 

к

%

к

%

к

%

к

%

к

%

Высокий

11

21

30

56

10

19

12

23

24

45

Средний

39

74

17

32

26

49

13

25

25

47

Низкий

3

6

6

12

17

32

28

53

4

8

Представим полученные результаты с помощью диаграммы.

Таким образом, в целом по результатам проведенных обследований 53 учащихся и анализа полученных результатов можно констатировать, что в среднем _45_% детей, в основном, готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать порядка 55_% обследованных в основном в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.

Вывод:

По большинству показателей познавательной сферы, индивидуально-личностным особенностям детей результаты учащихся начальных классов школы находятся на границе ниже возростной нормы.

В целом по результатам мониторинга учащихся начальной школы можно констировать, что 45_% учащихся, готовы к обучению к школе.

Рекомендовано:

Учителям начальных классво на основе профилей готовности и их интерпретаций продолжить работу по облегчению процесса адаптации младших школьников.

Составить индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки каждого учащегося начальной школы на начальном этапе обучения в школе.

Организовать работу по индивидуальному ознакомлению родителей с результатми мониторингового исследования готовности первоклассинков к обучению к школе и наметить пути по повышению успешности вхождения ребенка в школьное обучение.

Формировать у младших школьников умения следовать алгоритму выполнения учебного задания, плану решения учебной задачи, обучать самоконтролю, учить планирование действий по решению задачи.

Рекомендовать детям с недостаточным уровнем готовности к школе и их родителям для развития планирования действий занятия конструированием.


 

Распределение обследуемых учащихся по группам здоровья.

Уровни

Классы (57 человек)

Всего

2 (12)

3 (11)

4 а (12)

4 б (9)

5 (13)

1 группа

                       

2 группа

8

 

7

 

9

 

8

 

10

 

42

74%

3 группа

1

 

3

 

2

 

1

 

1

 

8

15%

4 группа

   

1

                 

5 группа

3

     

1

     

2

 

6

11%


 

Представим полученные данные с помощью диаграммы.


 

Большинство учащихся начальных классов относятся ко второй группе здоровья, 42 учащихся - 74% относятся ко второй группе, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесенные недавно какие-либо заболевания, 15_% отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья, составило 11_%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.

Распределение обследуемых учащихся начальных классов по физкультурным группам.

Физкультурная группа

Классы (57 человек)

ИТОГО

2(12)

3 (11)

4 а (12)

4 б (9)

5 (13)

 

Основная

8

 

7

 

10

 

8

 

10

 

42

74%

Подготовительная

1

 

3

 

2

 

1

 

1

 

8

15%

Специальная

3

 

1

         

2

 

6

11%


 

Большинство обследуемых учащихся начальной школы (_74%) имеют основную физкультурную группу, 15_% подготовительную и 11% специальную. Представим полученные результаты с помощью диаграммы.

Таким образом, большинство обследуемых учащихся находятся в состоянии функционального равновесия, часть детей уже имеют достаточно выраженные проблемы со здоровьем. Перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья ребенка.

Вывод: в ходе обследования готовности учащихся КГБОУ «Назаровская школа» к обучению в школе в 2016-17 учебном году в количестве 53 учащихся. Было проведено комплексное обследование учащихся начальной школы и 5 класса. Были получены профили готовности каждого учащегося при выполнении методик, а также анкетировании учителей и родителей данные об индивидуально-личностных особенностях ребенка, информация о семье, показатели здоровья. Данные были представлены на школьном ПМПк.

Данный подход представления данных дает возможность учителю и родителям увидеть ребенка по сравнению с классом и своими сверстниками, оценить уровень развития готовности к обучению и наметить пути поддержки данного ребенка в процессе адаптации к школе, учитывая его особенности.

Кроме общего профиля в школе остались все результаты обследования детей, которые при необходимости можно использовать учителям и мне в организации индивидуальной работы с ребенком.

Наряду с профилем учащегося и профилем класса была получена контекстная информация о различных аспектах готовности к обучению, а также об особенностях организации учебного процесса во всех классах.

По результатам обследования подготовлены:

Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности к обучению в школе (для учителей и родителей).

Регламент проведения «Оценка готовности к обучения в начальной школе».

Аналитические отчеты, публикации в педагогической печати и презентации выступлений.


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.