12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
31

Методический анализ результатов ОГЭ по учебному предмету География

Анализ государственной итоговой аттестации (ОГЭ география 9 класс) МБОУ СОШ №9 – 2018 /2019 уч. год

1.Количество участников ОГЭ по учебному предмету (за последние 3 года)

Таблица№1

Участники ОГЭ

2017

2018

2019

чел.

чел.

%

чел.

%

Выпускники текущего года, обучающихся по программам ООО

30

27

51

39

62

43

Выпускники лицеев и гимназий

 

 

 

 

 

 

Выпускники СОШ

30

27

51

39

62

43

Обучающиеся на дому

 

 

 

 

 

 

Участники  с ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

 

 


 

В 2018-2019 учебном году в экзаменационном испытании по географии участвовало 62 учащихся, что составило 43% от общего числа участников ГИА-9 МБОУ СОШ №9. Анализ количества участников ГИА-9 показал, что в 2019 году существенно увеличилось количество сдающих основной государственный экзамен по географии, как предмет по выбору (табл.1).

9 «А, В» - 33 учащихся, преподаватель: Кушнарева Т.Н.

9 «Б, Г, Д» - 29 учащихся, преподаватель: Насека Е.И.

Основные даты: 04.06.2019, 14.06.2019 г.

Даты пересдачи: 28.06.2019, 01.07.2019 г.

Время проведения экзамена: 120 минут

  1. Результаты участников ОГЭ по учебному предмету

По итогам участия в основном государственном экзамене выпускники 9-х классов показали следующие результаты (с учетом пересдачи) (табл.2,3,4).


 


 

Таблица№2

Задания с кратким ответом

Задания с развёрнутым ответом

Первичный балл

Оценка

примечание

1

++++++++-++++++++++++++-+++

0(2)0(2)0(1)

25

4

 

2

++++++++-+++++++++----+---+

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

3

+++++++++++++-++-++++++++++

1(2)1(2)1(1)

28

5

4

+++++-++-++++-++++-++++-+-+

1(2)2(2)0(1)

24

4

 

5

++++++++-++++-++++++++++-+-

0(2)0(2)0(1)

23

4

 

6

+++++++++++++++-+++++++++++

1(2)2(2)0(1)

29

5

7

++++++++-++++++++++++++-+++

1(2)0(2)1(1)

27

5

8

++++++++-+---+-+-+---------

0(2)1(2)0(1)

13

3

 

9

+++++++++++++++++++++++++++

1(2)2(2)1(1)

31

5

10

++++++++-++++-+------------

0(2)0(2)0(1)

13

3

 

11

++++++++++++++++++-++++++++

1(2)2(2)0(1)

29

5

12

++-+++++--++--+++---+------

0(2)0(2)0(1)

13

3

 

13

+++++++--++++-++++-++------

1(2)0(2)0(1)

18

3

 

14

+--++++++++++-++-+++++-++++

1(2)0(2)0(1)

23

4

 

15

+++++--+-+-+++++++---+-----

1(2)0(2)0(1)

16

3

 

16

++++++++--+--++-++-++-+--++

0(2)2(2)0(1)

20

4

 

17

++-+-++-+-+-+---++-+-+--+++

2(2)0(2)0(1)

17

3

 

18

+++++++-+++++-++++-++---+++

1(2)0(2)1(1)

23

4

 

19

+++++++++++++-++-++++++++++

1(2)2(2)1(1)

29

5

20

++++++++-++++++-++-+----+--

0(2)0(2)0(1)

18

3

 

21

+++++++++++-+-++-+++-+-++++

0(2)0(2)0(1)

22

4

 

22

++++++++-++++++++++++++++++

0(2)2(2)0(1)

28

5

23

++++++++-------+-----------

0(2)0(2)0(1)

9

2

9Д - Пересдача 28.06.2019

24

+++--++--++++-+++++++---+++

2(2)0(2)1(1)

22

4

 

25

++++++++-++++--+-+---------

0(2)2(2)0(1)

16

3

 

25

++++++++-++++++++++++++-+-+

0(2)1(2)1(1)

26

4

 

27

+++++++++++++++-++------+-+

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

28

++++++++-++++--++++++++-+++

0(2)2(2)0(1)

25

4

 

29

+++++++++++++-+-+++++++++++

1(2)0(2)0(1)

26

4

 

30

++++-+++-++-++-++++++++-+--

0(2)2(2)1(1)

23

4

 

31

++++++++-+++++--+---++-----

0(2)0(2)0(1)

16

3

 

32

++++++++-++++-+-++-+-------

2(2)0(2)0(1)

18

3

 

33

+++-++++-++++--++++++--+-+-

0(2)1(2)0(1)

20

4

 

34

+++++++++++++++++++-+++++-+

2(2)2(2)1(1)

30

5

35

+++++++--+-----++-++++---+-

0(2)0(2)0(1)

15

3

 

36

++++++++-++++++++++++++++++

0(2)0(2)0(1)

26

4

 

37

+++++++-++-++-++++-++---++-

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

38

+++++-++-++++--------------

0(2)0(2)0(1)

11

2

9Б - Пересдача 28.06.2019

39

++++++++--+++-++-+++-------

0(2)0(2)0(1)

16

3

 

40

+++++++++++++++++++++++++++

1(2)2(2)1(1)

31

5

41

+++++++--+-++-+++++-++--+++

2(2)1(2)1(1)

24

4

 

42

++++++++-++++++++++++++-+++

0(2)0(2)0(1)

25

4

 

43

++++++++-+++-+--++++++++++-

0(2)0(2)0(1)

22

4

 

44

+++++++-++++++-++++-+-++++-

0(2)0(2)0(1)

22

4

 

45

+++-++++-++-+-++---+---+---

0(2)2(2)0(1)

16

3

 

46

+-++++++-++++++++++++++++++

2(2)2(2)0(1)

29

5

47

-----+++--+++++-+++----++-+

1(2)0(2)0(1)

15

3

 

48

++++++++++++++--+++++++++++

0(2)0(2)0(1)

25

4

 

49

+++++++--++++----+---------

0(2)0(2)0(1)

12

3

 

50

+---++-+-++++---+++++--+-++

2(2)0(2)1(1)

19

3

 

51

--++++++-++++---+------+---

0(2)0(2)0(1)

12

3

 

52

+++++++++++-+-+-+++-++---+-

0(2)0(2)0(1)

19

3

 

53

+++++++--+--+--+++-+--+---+

0(2)1(2)0(1)

16

3

 

54

+++++++++++++++++++++++++++

2(2)2(2)1(1)

32

5

55

++++++++-++++++-++---------

0(2)0(2)0(1)

16

3

 

56

+++--++++----+++++++-++++-+

0(2)2(2)1(1)

22

4

Сдавали 14.06.2019, в связи с совпадением при сдаче ОГЭ

57

--++++----+-+-----++--+----

2(2)2(2)0(1)

13

3

 

58

++-++++++-++++++-++++++-+++

1(2)2(2)1(1)

27

5

59

--++---+--+-----------+++--

0(2)1(2)0(1)

8

2

9А - Пересдача 1.07.2019

60

++++++++--++++++-++++-+----

0(2)1(2)0(1)

20

4

 

61

--+++++++++--++++++++++++++

1(2)2(2)0(1)

26

4

 

62

+++++++++++-+++--++++++++++

1(2)2(2)0(1)

27

5


 

Пересдача 28.06.2019

Таблица№3


 

1

+++++++--++++--++++++++--+-

0(2)0(2)0(1)

20

4

 

2

+++++-++-++++--+---+-++----

0(2)0(2)0(1)

15

3

 


 


 


 


 

Пересдача 01.07.2019

Таблица№4

1

++++++++-++------+--+++----

0(2)2(2)0(1)

16

3

 


 

Минимальный балл (соответствует тройке) – 12.

Максимальный балл – 32.

Количество заданий – 30.

Количество учащихся фактическое: 62 /100% (с учётом пересдачи)

  1. Основные результаты ОГЭ по предмету (с учётом пересдачи)

Таблица№5

предмет

Кол-во участников

ОГЭ

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя отметка

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 

география

 

62

 

13

 

21%

 

22

 

35%

 

24

 

39%

 

3

 

5%

 

3.73

 

география (с учётом пересдачи)

 

62

 

13

 

21%

 

23

 

37%

 

26

 

42%

 

0

 

0

 

4


 


 


 

Вывод о характере изменения результатов ГИА-9 по географии.

Максимальное количество участников ГИА-9 по географии – 42% справились с выполнением экзаменационного испытания на «3» балла, 37% участников выполнили экзамен по географии на «4» балла, 21% – на «5» баллов (табл.5.)

  1. Динамика результатов ОГЭ по географии за последние 2 года

С 2019 года прослеживается положительная динамика количества участников ГИА-9 по географии, однако на 17% по сравнению с результатами 2018 года, снизились показатели уровня обученности выпускников (количество учащихся получивших отметку «5» снизилось на 9 человек, количество учащихся получивших отметку «3» увеличилось на 19 человек) табл.5,6

Таблица№6

Учебный год

Кол-во

участников ОГЭ

Кол-во участников,

справившихся с

заданиями ОГЭ

Кол-во

участников,

не справившихся с

заданиями ОГЭ

Уровень обученности

2018

51 / 100%

51/ 100%

0

77%

2019

2019 (с учётом пересдачи)

62/ 100%

59/ 95%

62/ 100%

3 / 5%

0

56%

60%


 

3.Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий

Таблица№7


 

Задания с кратким ответом

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

16

17

18

19

21

22

24

25

26

27

28

29

30

92%

87%

87%

89%

94%

95%

97%

82%

73%

 

94%

89%

 

89%

 

84%

 

81%

76%

77%

65%

74%

81%

73%

 

69%

 

60%

 

58%

 

47%

 

60%

 

56%

 

56%

 

Таблица№8

Задания с развёрнутым ответом

 

15

20

23

42%

44%

24%


 

3. 1. Качество выполнения заданий различного уровня сложности

Каждый вариант экзаменационной работы включал в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности:

17 заданий - №1,2,3,4,5,6,7,8, 10,11,12,13, 16,18,19, 26 - Базового уровня (с выбором варианта ответа из предложенных);

10 заданий - №9,14,17,21,24,25,27,28,29,30 - Повышенного уровня (задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр);

3 задания - Высокого уровня сложности. (Задание №15 проверяет умения объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем.

Задание №20 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию. Задание №23 проверяет умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для определения поясного времени).

Работа содержала 27 заданий с записью краткого ответа, 3 задания с развёрнутым ответом, в которых требовалась записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. За выполнение заданий с развёрнутым ответом в зависимости от полноты и правильности ответа присваивалось до 2 баллов.

Задания базового уровня имеют планируемый диапазон выполнения 60-90%. Общая картина выполнения заданий с выбором одного правильного ответа первой части базового уровня представлена в табл.7.

При анализе результатов выполнения заданий повышенной сложности с кратким ответом виде установления правильной последовательности, ответом в виде числа, ответом в виде слова по отдельным группам участников учитывалось, что элементы содержания считаются освоенными, а умения – сформированными, если процент выполнения задания, проверяющего данный элемент содержания или умения от 40-60%. Максимальный первичный балл за выполнение заданий высокого уровня сложности соответствует – 43.55% (табл.8).

С выполнением разновидностей заданий, с кратким ответом повышенного уровня части справилось от 47% – 60% выпускников, участвующих в ОГЭ по географии в 2019 году (табл.7).

Стоит обратить внимание на то, что вопросы расположены в тесте ОГЭ (ГИА) по географии не по возрастанию сложности, а по темам или сгруппированы вокруг небольших текстовых или графических материалов.

3.2. Основные проблемы, с которыми столкнулись учащиеся:

1. Умение выявлять на основе представленных в разной форме результатов измерений;

2. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания;

3. Знание и понимание географических явлений и процессов в геосферах;

4. Умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли;

Типичные ошибки: В ответах на задания с приведением краткого ответа в размере одного слова или последовательности цифр нет полноты и правильности объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений. Проблемными для выпускников оказались задания №9 (умения определять естественный и миграционный прирост, плотность населения); № 15 (проверялось умение анализировать ситуацию, описанную в тексте, делать выводы и устанавливать последствия 27.42% учащихся выполнили его частично и получили 1 балл, 14.52% — 2 балла; №17(вызвало затруднения работа с топографической картой), №22(умения находить информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений); №27 (умение анализировать информацию, необходимую для изучения разных территорий Земли); №29 (затруднения в понимании географических следствий движений Земли); № 30 (определение региона России по предложенному описанию, несмотря на наличие карт атласов, всегда вызывает большие трудности у учащихся).

Выводы и рекомендации: ОГЭ по географии показывает, что содержание курсов географии за основную школу усвоено на 60%. (36 учащихся из 62 получили оценку «4» или «5»). В целом географическую подготовку выпускников 9-х классов следует признать удовлетворительной. Географические знания раздела «Знать/понимать» усвоены большей частью выпускников. Уровень усвоения знаний фактов и географической номенклатуры выше, чем знаний географических закономерностей.

Результаты экзамена свидетельствуют о необходимости уделять особое внимание выполнению практической части программы, так как большинство заданий экзаменационной работы проверяют не воспроизведение знаний и умений, а их применение в знакомой и (или) изменённой ситуации.

Уделять внимание развитию активной познавательной деятельности учащихся, т.е. работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Уделять внимание умению работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач, умению работы с географической и топографической картами. Часть ошибок связана с недостаточными умениями округлять значения до указанных величин, следовательно, отработке этого метапредметного умения также следует уделить внимание.

При изучении некоторых понятий (миграционный прирост, естественный прирост, рождаемость, доля отраслей промышленности, сельского хозяйства) следует обращать особое внимание на проверку их понимания и осознанного применения учащимися, а также тренироваться в вычислении показателей, характеризующих эти понятия (с положительным и отрицательным значением).

Совершенствовать методику изучения сложных (по результатам ОГЭ) разделов содержания учебного предмета «География»: биосфера, климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли, связь жизни населения с окружающей средой, хозяйство России.

Для успешного выполнения ОГЭ выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, так как большое количество ошибок связано с тем, что выпускники при установлении последовательности записывают ответ в обратном порядке.

При подготовке выпускников к аттестации методическую помощь учителю и учащимся окажут:

- материалы сайтов ФИПИ ( www.fipi ); РЕШУ ОГЭ.

- ресурсы Интернет для подготовки выпускников к экзамену (материалы ОГЭ, ЕГЭ по географии за прошлые годы).

Опубликовано в группе «Учителя высшей квалификационной категории - нас объединяют общие трудности и достижения! »


Комментарии (26)

сменить сортировку
Панагушина Елена Аркадьевна, 09.07.19 в 09:20 4 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с отличными результатами. Качественные результаты высокие, у профессионального учителя.
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 09.07.19 в 09:28 4 Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна, благодарю Вас за высокую оценку. Я в этом году работала в двух 9-классах, в остальных моя коллега. Не обошлось и без "2", некоторые решили самостоятельно готовиться и вот результат.... Слава Богу, что пересдали все и получили аттестаты.
Лихина Елена Викторовна, 09.07.19 в 09:28 4 Ответить Пожаловаться
Вы с коллегой- молодцы!!! Такое количество сдающих и вполне хороший результат!!! А проблемы общие: где взять время на отработку навыков?!!!!!!!!!!!!!!!
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 09.07.19 в 09:32 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Викторовна! Согласна с вами, времени катастрофически не хватает.
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.07.19 в 09:28 4 Ответить Пожаловаться
Молодцы! Хорошие результаты!
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 09.07.19 в 09:32 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Белянина Светлана Николаевна, 09.07.19 в 09:38 4 Ответить Пожаловаться
Отличный анализ!В 2019 году почему-то появилась пересдача? Уровень класса другой?
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 09.07.19 в 10:37 4 Ответить Пожаловаться
Светлана Николаевна, благодарю Вас! В этом году ожидали с коллегой результатов ещё ниже, много было слабеньких ребят. Двойки есть, и у ребят была возможность пересдать (если она у них одна). В результате пересдачи один ученик получил даже "4". В своей ученицы была уверена, что не получит "2", но говорит, что растерялась. На пересдаче набрала 16 баллов, твёрдая "3". На следующий год моя вся параллель 9-х классов, обязательно проведу работу над ошибками.
Белянина Светлана Николаевна, 09.07.19 в 13:04 2 Ответить Пожаловаться
Хороший анализ,Татьяна Николаевна,залог успешной работы в следующем году.Это чисто мое мнение.У меня в этом году не было 9 класса.А вообще тоже всегда делаю подробный анализ.Вижу где надо поработать с детками.Плохо то,что текстов работ мы не видим,для более детального анализа.В этом году у 11 - классников посмотрела 2 часть работы.Так была в ярости.Они таких глупых ошибок наделали,про которые я бы даже не подумала.Теперь мне "пища" для работы в следующем году.Так, что желаю Вам в новом году еще лучшего результата!
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 09.07.19 в 14:28 3 Ответить Пожаловаться
В ответ Белянина Светлана Николаевна
Светлана Николаевна, благодарю Вас за поддержку!!!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.