Анализ работы МО начальных классов за 2015-2016 учебный год
АНАЛИЗ РАБОТЫ МО НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В 2015-2016 учебном году МО учителей начальных классов работало по общешкольной проблеме «Создание образовательной и развивающей среды в образовательном учреждении, способствующей развитию личности ребенка с ОВЗ, готовой к социализации и адаптации». И по проблеме МО – «Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ключевых компетенций и творческих способностей обучающихся».
Творческие задачи, которые ставило перед собой МО начальных классов, были выполнены в большем объеме:
Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
Разработать специальные задания для развития компетенций в исследовательской работе;
Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности;
Обеспечить условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья учащихся; Одним из путей повышения качества образования учителя МО начальных классов были реализованы через использование инновационных технологий, современных средств обучения – интерактивной доски и компьютера. С использованием инновационных технологий обучение становится привлекательным и захватывающим, помогает учителю «оживить» урок. Учителя смогли обеспечить выполнение базовых и адаптированных программ. Продолжая совместную работу с учителями гуманитарного цикла по выработке общих требований к урокам развития устной речи, на совместных заседаниях МО двух циклов, проходил обмен опытом по развитию интереса к урокам чтения. Были организованы выставки дидактических игр, развивающих тренингов, творческих заданий. Учителя МО начальных классов в рамках МО занимались самообразованием, повышая свою методическую грамотность. В ходе изучения теории методики рассмотрены темы: - "Упражнения по развитию зрительных и пространственных восприятий при обучении чтению и письму у/о обучающихся"- Кузьмина Л.В. - "Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения"- Рябокобыленко Е.Н". - "Чтение - одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций" - Миргородская С.В. На семинаре по изучению психологии обсуждались темы: - "Развитие речи как средство коррекции психики детей" - Кузьмина Л.В. - "Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста с речевой патологией" - Миргородская С.В. - "Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности" - Рябокобыленко Е.Н. Совместно с логопедом Сечкаревой Л.Е. продолжали обсуждать тему: «К проблеме самоконтроля детей над произношением». Постоянная связь «учитель – логопед» позволяла осуществлять общие требования к учащимся, работать над профилактикой и исправлением логопатических ошибок, что положительно сказывается на их уменьшение. В рамках методической недели уроков начального обучения, которая проходила с 23.11-05.12.2015г. были даны уроки по чтению и внеклассное мероприятие. Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Цель методической недели – определение комплекса педагогических условий развития творческих способностей и учебной активности обучающихся начальных классов посредством проектной деятельности; развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся на уроках чтения. Учителями начальных классов были представлены: - Урок "Звук и буква Нн" - Кузьмина Л.В. Проводимый урок отмечался разнообразием приемов и методов обучения, форм организации урока. Урок выстроен в соответствии с правилами методики, учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Провели семинар: представление и обобщение опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность, как средство формирования ключевых компетенций и творческих способностей учащихся». Семинар подготовили и провели: Рябокобыленко Е.Н., Миргородская С.В. В ходе семинара были представлены презентации на следующие темы: - Представление опыта по проектно-исследовательской деятельности в 4 классе на уроках чтения по теме: «Уж небо осенью дышало…» Рябокобыленко Е.Н. - Презентация "Пропедевтика проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в условиях коррекционной школы-интерната" Миргородская С.В. Также было дано совместное внеклассное мероприятие на тему: Праздник "Прощание с осенью". Внеклассное мероприятие носило познавательно-развивающий характер. Целями внеклассного мероприятия было: - обогащение словарного запаса по теме "Осень"; - формирование познавательной и творческой активности детей; - активизировать речевую, мыслительную и двигательную активность учащихся. Грамотно подобранный материал презентации учителем Рябокобыленко Е.Н., большая творческая подготовка всех учителей начальных классов сделало мероприятие красочным, интересным, познавательным, развивающим. Ученики проявили большой интерес к содержанию праздника, показали знания по словарному запасу по теме "Осень". Учащиеся 1-4 классов подготовили поделки и рисунки по данной теме. Работы были выполнены в разной технике: торцевание, с природным материалом и др. Все учителя, проводившие мероприятие, уроки семинар показали свое профессиональное мастерство, поделились опытом. Все мероприятия, намеченные в рамках недели, были выполнены. Анализируя уроки и внеклассное мероприятие, МО пришло к выводу, что проектно-исследовательская деятельность на уроках чтения позволяет выделить следующие личностные и предметные результаты в образовательной области «Язык и речевая практика»:
1. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи;
2. участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
3. представление о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;
4. расширение представлений об окружающей деятельности и развитие на этой основе лексической и связной речи;
5. использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.
В ходе практической недели была осуществлена проверка техники чтения, которая показала следующие результаты:
№ класса |
Техника чтения |
||
Выше нормы Количество человек |
Базовая Количество человек |
Минимальная необходимость Количество человек |
|
2 |
5 |
1 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1-не читает |
4 |
5 |
1 |
1 1-не читает |
Был сделан вывод, что нужно больше работать над совершенствованием и осознанным чтением, учить учащихся больше пересказывать, соблюдать при чтении выразительность.
В 2015-2016 учебном году ученики активно принимали участие в интернет конкурсах и викторинах.
Участие и результат в творческих конкурсах и викторинах разного уровня.
Класс |
Уровень |
Кол-во работ |
Название сайта, номинация, название конкурса, викторины |
Место |
|||
1 |
2 |
3 |
участник |
||||
1 |
Всероссийский |
1 |
"Золотая рыбка" работа "Осеннее дерево" |
1 |
|||
1 |
Всероссийский |
1 |
"Таланты России" Номинация "Декоративно-прикладное творчество" |
1 |
|||
1 |
Всероссийский |
1 |
"Золотая рыбка" Номинация "Декоративно-прикладное творчество" |
1 |
|||
2 |
Всероссийский |
1 |
"Рассударики" Номинация "Времена года" |
1 |
|||
4 |
Всероссийский |
9 |
"Осеннее вдохновение" Номинация: "Мои поделки" |
4 |
2 |
3 |
|
4 |
Всероссийский |
4 |
"Академия таланта" Викторина "В гости к сказкам" |
3 |
1 |
||
4 |
Всероссийский |
6 |
"Мир творчества", номинация: "Декоративно-прикладное творчество" |
2 |
1 |
3 |
|
4 |
Всероссийский |
8 |
"Таланты России", номинация: " Декоративно-прикладное творчество" |
3 |
3 |
2 |
|
4 |
Всероссийский |
5 |
"Академия таланта" Викторина "Сказки К.И.Чуковского |
5 |
|||
4 |
Всероссийский |
3 |
"АУРУМ""Осенний вальс" (Умелые ручки) |
1 |
2 |
||
4 |
Областной |
1 |
Фестиваль "Мне через сердце виден мир" |
||||
4 |
Всероссийский |
5 |
"Академия таланта" Викторина "Сказка за сказкой! |
4 |
1 |
||
4 |
Всероссийский |
4 |
Академия таланта" Викторина "Путешествие по русским народным сказкам" |
4 |
|||
4 |
Всероссийский |
3 |
"Золотая рыбка", номинация:"Декоративно-прикладное творчество" |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Международный |
4 |
Блиц-турнир "Родная земля" проекта "Новый урок" |
3 |
1 |
||
4 |
Всероссийский |
3 |
"Академия таланта" Викторина "Любимые сказочные герои" |
3 |
|||
4 |
Международный |
2 |
"Академия таланта" , "Новогодний калейдоскоп" |
2 |
|||
4 |
Всероссийский |
3 |
"АУРУМ""Зима - время чудес"(Умелые ручки) |
3 |
|||
4 |
Международный |
2 |
"Академия таланта" "Удивительный манеж" |
2 |
|||
4 |
Всероссийский |
5 |
"Академия таланта" Викторина "Угадай животное" |
4 |
1 |
В этом учебном году учителя МО начальных классов активно участвовали в профессиональных конкурсах.
Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.
Уровень |
Название конкурса |
Место |
Ф.И.О. учителя |
Всероссийский |
"Золотая рыбка" номинация "Педагогические проекты" |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Международный |
"Дружба талантов" номинация "Педагогический проект" |
3 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Международный |
"Вдохновение и талант" номинация "Педагогические проекты" |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Умната" Блиц-олимпиада |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Сценарии праздников в детском саду, школе, семье и т.д. |
3 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Осеннее вдохновение" номинация "Педагогический проект" |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Таланты России" номинация "Педагогические проекты" |
2 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мои таланты" "Мама милая моя" |
2 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мир творчества" номинация "Сценарии праздников и мероприятий" |
2 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Международный |
"Творческий прорыв" номинация "Моя презентация" |
3 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Творческие работы и методические разработки педагогов" |
2 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Умната" Блиц-олимпиада |
2 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Сценарии праздников в детском саду, школе, семье и т.д. |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Международный |
"Дружба талантов" номинация "Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье" |
1 место |
Рябокобыленко Е.Н. |
Всероссийский |
"Мир творчества" номинация "Сценарии праздников и мероприятий" |
2 место |
Миргородская С.В. |
Всероссийский |
"Таланты России" «Методическая разработка» |
3 место |
Миргородская С.В. |
Международный |
"Дружба талантов" номинация "Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье" |
1 место |
Миргородская С.В. |
Всероссийский |
«Рассударики», номинация «Времена года», поделка «Зимняя ночь», диплом за подготовку участника конкурса Бочарникова В. |
3 место |
Миргородская С.В. |
Всероссийский |
"Мир творчества" номинация "Сценарии праздников и мероприятий" |
2 место |
Кузьмина Л.В. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Творческие работы и методические разработки педагогов" |
1 место |
Кузьмина Л.В. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Творческие работы и методические разработки педагогов" |
3 место |
Кузьмина Л.В. |
Всероссийский |
"Мои таланты" номинация "Сценарии праздников в детском саду, школе, семье и т.д. |
1 место |
Кузьмина Л.В. |
Международный |
"Дружба талантов" номинация "Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье" |
1 место |
Кузьмина Л.В. |
Также учителя начальных классов делились своим мастерством, своими наработками на сайтах педагогического образования
Публикации в сети ИНТЕРНЕТ
Название работы |
Название сайта |
Ф.И.О. учителя |
Презентация коррекционно-развивающего проекта по сказкотерапии "Сказка за сказкой" |
Infourok.ru |
Рябокобыленко Е.Н. |
Интегрированный проект по теме:"Славим возраст золотой" |
Infourok.ru |
Рябокобыленко Е.Н. |
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в 4 классе на уроках чтения по теме: "Уж небо осенью дышало..." |
Infourok.ru |
Рябокобыленко Е.Н. |
"Социальная адаптация через сказкотерапию в работе с детьми инвалидами" |
Продленка |
Рябокобыленко Е.Н. |
Тест по произведению К.Ушинского "Осень" |
Продленка |
Рябокобыленко Е.Н. |
Тест по произведению В.Гаршина "Лягушка-путешественница" |
Копилка уроков |
Рябокобыленко Е.Н. |
Сценарий экологического проекта для 1-5 классов специальной школы "За природу в ответе и взрослые и дети" |
Infourok.ru |
Миргородская С.В. |
Сценарий литературного праздника "В гостях у дедушки Корнея" для начальных классов специальной школы |
Infourok.ru |
Миргородская С.В. |
Презентация "Особенности формирования навыков общения у детей с нарушением интеллекта" |
Infourok.ru |
Миргородская С.В. |
Открытый урок развития устной речи в 1 классе специальной школы на тему "Птицы" |
Infourok.ru |
Миргородская С.В. |
Открытый урок по математике в 3 классе специальной школы на тему "Решение простых текстовых задач на нахождение произведения" |
Infourok.ru |
Миргородская С.В. |
Методическая разработка открытого урока по математике "Число и цифра 3" |
Копилка уроков |
Кузьмина Л.В |
Праздник "Прощание с осенью" |
Продленка |
Кузьмина Л.В. |
Повышение квалификации учителей.
В 2015-2016 учебном году повышали квалификацию: Миргородская С.В., Кузьмина Л.В. - получили I квалификационную категорию.
Исходя из выше изложенного учителями МО начальных классов были сделаны следующие выводы:
Необходимо шире использовать информационные технологии.
Продолжать работать по личностно-ориентированному подходу, сбережению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время.
Использовать на уроках проектно-исследовательскую деятельность.
В течение учебного года пополнился банк наглядно-иллюстративного, дидактического, раздаточного материала.
ПОСТАНОВИЛИ: признать работу учителей МО начальных классов хорошей.
РЕКОМЕНДАЦИИ: провести открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку.
Проблема, над которой будет работать МО начальных классов в 2016-2017 учебном году: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях ФГОС».