Конспект урока по Литературному чтению в 4 классе на тему «Анализ стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки»»
Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе
на тему: «Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»
УМК «Школа России»
Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.
Задачи:
Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;
Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.
развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс
Оформление доски
Число Тема урока: С.А.Есенин «Бабушкины сказки» Нет в мире краше Родины нашей |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат совместной деятельности |
I.Организационный | - Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна и я проведу у вас урок Литературного чтения. | Дети приветствуют учителя, садятся за парты. | Дети готовы к работе на уроке. |
II. Речевая разминка | Ребята, прочитайте пожалуйста предложение на доске.(оформление доски -1) (учитель показывает на него указкой Нет в мире краше Родины нашей. Все читают глазками, а Ваня вслух. Скажите, к какому виду устного народного творчества относится. Как ее нужно произносить? Ребята, скажите, что значит «краше»? Ребята, скажите, о чем говорится в этой пословице? Первый ряд прочитайте с выделением голосом слова «краше» и «нашей». Послушайте как это делаю я. Итак, три –четыре. Второй ряд, прочитайте с выделением слова «Родины» Послушайте как это делаю я. Третий ряд Так вот сегодня мы будем говорить о красоте природы нашей родины, изучать стихи о России | Пословица спокойно красивее | Подготовили к восприятию нового материала |
III. Этап проверки д/з. | - Ребята, дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Детская». Какое по характеру это стихотворение? С какой интонацией вы будете его рассказывать? Сейчас 2-3 минутки даю вам на повторение, а затем я буду вас спрашивать. - Кто желает рассказать стихотворение? Спасибо молодцы! | Веселое, задорное, выражает радость | Проверили знания прошлого занятия |
IV.Этап изучения нового материала | Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии. -Чем отличается стихотворение от рассказа? С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта. 1. Дерево – символ России 2. Дерево, которое без ветра дрожит. 3. Вечнозеленое дерево. 4. Дерево, листья которого похожи на ладошку. 5. Самое липкое дерево. 6. Подружка кедра. Молодцы, ребята! - Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича. «Белая береза»____________ «черемуха»________ Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина? Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери) "Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.” Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. - Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина? - Откройте учебник на странице 71. - Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого? - Найдём его значение в словарике в конце учебника. Маша прочитай нам. - Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении? - Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении? - Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? - Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого) - откуда пришли дети? - Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут? - Какие сказки слушают дети? - Много ли сказок рассказывает им бабушка? ( Почему вы так решили) - Хотят ли дети спать? Почему? - Дети какие в изображении автора? - С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? - У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете. Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой - Уточним значения некоторых слов: Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором - «разухабистой гурьбой» – молодцеватой, задорной - «бредём» – синоним – шагать - Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.) «салазки» – маленькие деревянные ручные санки «загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих) Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше? - А почему ребята загалдели? - Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения? Молодцы! - сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении? - Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами. Итак, как мы будем читать эти строчки? (дети устали) - следующие девять строчек нам прочитает _____ а как их будем читать? (дети внимательно слушают, голос негромкий) - И последние нам прочитает______ С какой интонацией будем читать эти строчки? (дети обрадовались) Молодцы! - Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам - А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки» - кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение? (Оценивание) - ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей? (3 учащихся попросить прочитать) Физминутка | (В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов). ( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА) Есенин Тема Родины, о родной природе – Родная природа –Бабушка и дедушка опостылеют – опостылеть, значит, надоесть О своем детстве светлого (Они катались на санках с горы, вечером идут домой) ( потому что они очень устали) (Они очень любят сказки, очень внимательные) (Кудрявый мальчик.) Учащиеся высказывают свое мнение (Хотят продолжения сказок.) (Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка) Спокойно Тихо Весело Учащиеся читают стихотворение | Дети усвоили и первично |
Этап закрепления учащимися нового материала. | Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма? я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме. По задворкам – по сугробам, по пригоркам Гурьбой – домой Сказки – салазки Два рядка – дурака До зари – говори да говори Дело – несмело Дышим – не слышим Зовет – идет Загалдели – постели Приставать - спать Ребята, а какая это рифма? наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки (Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb)) | Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. перекрестная | Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы. |
Итог занятия. | Итог - Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина? - Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки? - Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему? Мы с вами не возвращаемся из прошлого. Молодцы, ребята! | Ответы учащихся | Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке. |
Этап информирования обучающихся о д/з. | Домашнее задание Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки» | Записывают д/з | Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з. |
Рефлексия | - Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное. Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом. | Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц. | Узнали самочувствие детей. |
Василий Михайлович Савин