Конспект урока чтения в 3 классе «Овладение приёмами словесного рисования на примере стихотворения С.А. Есенина "Черёмуха"»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Овладение приемами словесного рисования на примере стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха»
Класс: 3
Цель: создание условий для овладения приемами словесного рисования
Задачи:
обучающая: продолжать знакомить обучающихся с творчеством С.А. Есенина
развивающая: развивать умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения
воспитывающая: воспитывать художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): познавательные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме
Предметные: на основе анализа делать выводы
Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с заданиями для пар, карточки с индивидуальными заданиями, видеоматериал.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивационный |
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Напоминаю, что меня зовут Татьяна Александровна. Садитесь. Проверим вашу готовность: дневник, учебник, пенал, веер. |
Приветствуют, садятся, проверяют готовность |
Коммуникативные |
|
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
Какой раздел учебника мы изучаем? С какими поэтами мы уже познакомились? Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением еще одного поэта. |
Поэтическая тетрадь Отвечают |
Коммуникативные |
|
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия |
Но он любит играть в прятки и поэтому для каждой пары приготовил задание, которое спрятано под стульями. Найдите его и вместе с соседом по парте выполните. Кто сделает, показывает готовность. Что общего между этими фамилиями? О чем они писали свои стихотворения? С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете строки из стихотворений, которые вы уже изучали. Вспомните автора этих стихотворений. Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кто вспомнил? Отвечаем по поднятой руке. Правильно! Сергей Александрович Есенин. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем нового? Что повторим? Чему научимся\продолжим учиться? Замечательно! Предлагаю посмотреть видео. Включается видео с краткой биографией пота. |
Находят задание, решают анаграммы (ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН. (Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.) Отвечает первая готовая пара Это поэты О природе Слушают, вспоминают Отвечают Отвечают Смотрят |
Коммуникативные, познавательные |
|
Разрешения затруднения |
Ребята, а теперь посмотрите на это растение. Кто-нибудь, знает, как оно называется? Как выглядят ее цветы? Какой запах у черемухи? Про нее слагали песни, писали стихотворения. Наверное вы уже догадались, с каким стихотворением Сергея Александровича мы сегодня познакомимся? Что мы будем делать сегодня на уроке? Замечательно! А теперь давайте узнаем, что же написал Сергей Александрович о черемухе. Включается видео. Ребята, о чем это стихотворение? Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное? Объясните свой выбор. Прочитайте каждый самостоятельно стихотворение про себя, запомните слова, которые показались вам непонятными. Какие незнакомые слова вы нашли? Давайте поработаем с ними. Как вы понимаете значение словосочетания: Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда; Зелень пряная – с острым, ароматным запахом; Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля; Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки; Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон; Вкрадчиво – осторожно, доверительно; Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв). Отлично! Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы. Прочитаем первую строчку стихотворения, начнет 1 парта 1 ряда. Остальные следят и думают, какое средство выразительности использовал автор в этой строке. Какое средство художественной выразительности использовал автор в первой строке? Молодец! Прочитаем вторую строчку. Остальные так же следят и думают, какое средство выразительности использовал Сергей Есенин. Тут есть средство художественной выразительности? Тогда читаем дальше. Кто нашел СХВ в этой строке? Читаем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Замечательно! Идем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Молодец! Читаем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Отлично. Переходим к следующей строке Кто нашел здесь СХВ? Анализируем следующую строку. Кто нашел здесь СХВ? Отлично Идем дальше. Здесь есть СХВ? Тогда читаем дальше А здесь есть? В этих двух строчках поэт описывает обстановку. Читаем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Отлично! Прочитаем следующую строчку. Кто нашел здесь СХВ? Умница! Анализируем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Что вы заметили? Это называется повтор. Он усиливает выразительность стихотворения. Читаем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Молодец! Прочитаем следующую строчку. Кто нашел здесь СХВ? Отлично! Прочитаем следующую строчку. Кто нашел здесь СХВ? Умница! Читаем дальше. Кто нашел здесь СХВ? Замечательно! Переходим к следующей строчке. Кто нашел здесь СХВ? Молодец! Читаем предпоследнюю строку. Здесь есть СХВ? И переходим к последней строке стихотворения. Кто нашел здесь СХВ? Умница! Итак, какие СХВ использует Сергей Александрович в стихотворении? Молодцы! |
Черемуха Маленькие, белые Душистый, сладкий, ароматный Со стихотворением «Черемуха» Учиться выразительно читать, анализировать, находить средства художественной выразительности, разбирать незнакомые слова Смотрят видео Отвечают Отвечают, обосновывают свой выбор Читают про себя Отвечают Объясняют Отвечают Один читает первую строчку из стихотворения, остальные следят и находят средство художественной выразительности. Эпитет – душистая Один читает, остальные следят и ищут Нет Один читает, остальные ищут Ветки золотистые – эпитет Читает один, остальные думают Ветки золотистые, что кудри завила – сравнение. Завила – олицетворение. Один читает, остальные следят и ищут Роса медвяная – эпитет -//- Сползает (роса) – олицетворение -//- Зелень пряная – эпитет -//- Сияет в серебре – метафора В серебре (в росе) – сравнение -//- Нет -//- Тоже нет -//- Бежит, струится – олицетворение -//- Серебряный ручей – эпитет -//- Черемуха душистая – эпитет. Строчка повторяется -//- Развесившись, стоит – олицетворение -//- Зелень золотистая – эпитет -//- Зелень горит – метафора -//- Волной гремучею – эпитет -//- Ручей обдает – олицетворение -//- Нет. -//- Ручей поет – олицетворение Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения |
Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
|
Первичное закрепление |
А теперь потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения. Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора? медленно неторопливо? Теперь три человека на оценку прочитают стихотворение. Первый читает первые два предложения стихотворения, второй следующие два предложения, третий читает последнее предложение. Остальные пожалуйста приготовьте смайлики для оценки. Давайте проговорим критерии оценивания: выразительность, соблюдение пауз, правильное ударение, передача настроения стихотворения. Умницы! |
Ответы Трое отвечают, остальные оценивают |
Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону |
Теперь предлагаю выполнить задания, которые лежат у каждого из вас на партах. Подпишите их. Работа по вариантам. Кто сделал, показывает готовность. Первые два человека с каждого варианта выходят к доске, отвечают. Проверяем. Все взяли красный карандаш, им исправляем неверные ответы. И приготовили красный и зеленый цвета светофора для взаимооценки. 1 вариант 1 вопрос. 2 вариант 2 вопрос, 1 вариант 3 вопрос. 2 вариант 4 вопрос. 1 вариант 5 вопрос. Напоминаю подписать карточки с заданиями. Поставьте каждый себе оценку. Критерии на слайде. Попрошу собрать карточки с заданиями и дневники на стол для оценки. |
Выполняют задания в парах 2 человека отвечают у доски, остальные оценивают. |
Коммуникативные, познавательные |
|
Рефлексия |
С творчеством какого поэта мы с вами продолжили знакомиться? С каким стихотворением сегодня познакомились? С какой целью поэт написал это стихотворение? Лесенка успеха. Встаньте те, кому было трудно находить и определять СХВ. Встаньте те, у кого были затруднения при нахождении и определении СХВ. Встаньте те, у кого не возникло проблем с поиском и определением СХВ. Открываем дневники, записываем домашнее задание: выучить стихотворение на выбор: «Ветхая избушка» или «Черемуха». Спасибо за работу! |
С.А. Есенин Черемуха Чтобы передать красоту природы Встают на подходящие высказывания. Записывают домашнее задание. |
Коммуникативные |
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____
Анаграммы
DOCX / 14.37 Кб
Биография. Видео
MP4 / 34.71 МбПрезентация С. Есенин
PPTX / 1.16 МбСамостоятельная работа
DOCX / 17.4 Кб