Пояснительная записка к презентации
Фокина Лидия Петровна С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Литературное чтение, 4 класс
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН.
«БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина
Задачи:
прививать любовь к поэзии;
показывать красоту, точность, звучность поэтического слова;
воспитывать любовь к чтению через творчество С. А. Есенина
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение
СЛАЙДЫ 2 - 4
III. Проверка домашнего задания.
Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений В. Я. Брюсова, чем оно привлекло их, затем дети рассказывают наизусть выбранное ими стихотворение. После этого несколько человек выразительно читают одно из стихотворений В. Я. Брюсова. Учащиеся оценивают чтение друг друга.
IV. Введение в тему. Актуализация знаний
1.
Учитель:
СЛАЙД 5
Послушайте стихотворение Н. Брауна «Сергей Есенин»
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты …
Только скажут –
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты …
Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните?
Учащиеся:
«Черёмуха», «С добрым утром»…
Учитель:
Что знаете о самом поэте?
Учащиеся:
…….
2.Слово учителя о жизни и творчестве поэта.
Учитель:
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Учился в закрытой церковно-приходской школе в городе Спас-Клепики. В 1912 году Есенин приезжает в Москову. Здесь он деятельно занимается самообразованием, ходит на лекции в народный университет им. А. Л. Шанявского, много читает.
Писать стихи Есенин начал рано, лет с девяти. В 1914 году его имя появляется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, поэт в 1915 году уезжает в Петербург. В столице творчество 19-летнего Есенина заинтересовало С. М. Городецкого, его оценил и А. А. Блок. В 1916 году выходит в свет первая его книга – «Радуница», в 1916 – 1919 года вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым Есенин создаёт новое литературное течение имажинизм («образ»). В своих стихах поэт широко использует народные устно-поэтические традиции. В то же время его творческая манера отличалась неповторимой индивидуальностью. Противоречивая натура самого поэта ярко отразилась в его стихах. Они то пронзительно лиричны, то откровенно вызывающи. За свою короткую бурную жизнь Есенин успел создать не только великолепные лирические стихотворения, но и крупные эпические произведения – поэмы «Пугачёв», «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина».
Умер С. Есенин 28 декабря 1925 года в Ленинграде.
V.Работа над стихотворением
1.Вступительная беседа
Учитель
Любите ли вы сказки?
Учащиеся:
Да
Учитель:
Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?
Учащиеся:
…………
Учитель:
Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?
Учащиеся:
……….
Учитель:
Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?
Учащиеся:
……….
Учитель:
Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.
2.Первичное ознакомление с произведением
Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».
3.Первичные впечатления учащихся
Какое настроение оставило у вас стихотворение?
Учащиеся:
………..
Учитель:
Какими вам показались дети?
Учащиеся:
……….
Учитель:
На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
Учащиеся:
………
Учитель:
Случалось ли с вами подобное?
Учащиеся:
……..
Учитель:
С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
Учащиеся:
…..
4.Словарная работа
Учитель:
СЛАЙД 6
Объясните значения слов:
Задворки – место за дворами, позади изб.
Разухабистая – молодцеватая, задорная.
Гурьба – шумливая группа людей.
Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.
Галдеть – громко говорить, орать.
Брести – идти с трудом, тихо.
Пригорок – небольшой холм, бугор.
Учитель:
СЛАЙД 7
Подберите синонимы к слову
Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …
Учитель:
Подберите антоним к слову
Загалдеть – замолчать.
Выключить проектор.
5. Работа над выразительностью
Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
Чтение – мальчики, девочки
Чтение хором
Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
VI. Итог урока
Учитель:
Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?
Учащиеся:
…..
Учитель:
С каким чувством вы уходите с урока?
Учащиеся:
……..
VII. Рефлексия
Учитель:
Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»
VIII.Домашнее задание: перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (с. 71, часть 2-я), подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть, выполнить рисунок к стихотворению.
Используемые источники:
Картинки и скороговорки из книги «Повторяй-ка!»: Скороговорки. М. : ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1998.
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 223 с. (Школа России)
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 240 с. (В помощь школьному учителю)
Интернет источники:
Зимний пейзаж http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/12/28/13/01/23605/Zm9fLaXlvt-1280x720.jpg
С. А. Есенин http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/esenin.jpg
6