Конспект урока по Литературному чтению в 4 классе на тему «Анализ стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки»»

2
1
Материал опубликован 31 October 2015

Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе

на тему: «Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Задачи:

Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;

Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.

развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс

Оформление доски

 

Число

Тема урока: С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Нет в мире краше Родины нашей

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

I.Организационный

- Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна и я проведу у вас урок Литературного чтения.

Дети приветствуют учителя, садятся за парты.

Дети готовы к работе на уроке.

II. Речевая разминка

Ребята, прочитайте пожалуйста предложение на доске.(оформление доски -1) (учитель показывает на него указкой

Нет в мире краше Родины нашей.

Все читают глазками, а Ваня вслух.

Скажите, к какому виду устного народного творчества относится.

Как ее нужно произносить?

Ребята, скажите, что значит «краше»?

Ребята, скажите, о чем говорится в этой пословице?

Первый ряд прочитайте с выделением голосом слова «краше» и «нашей». Послушайте как это делаю я.

Итак, три –четыре.

Второй ряд, прочитайте с выделением слова «Родины»

Послушайте как это делаю я.

Третий ряд

Так вот сегодня мы будем говорить о красоте природы нашей родины, изучать стихи о России

Пословица

спокойно

красивее

Подготовили к восприятию нового материала

III. Этап проверки д/з.

- Ребята, дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Детская».

Какое по характеру это стихотворение?

С какой интонацией вы будете его рассказывать?

Сейчас 2-3 минутки даю вам на повторение, а затем я буду вас спрашивать.

- Кто желает рассказать стихотворение?

Спасибо молодцы!

Веселое, задорное,

выражает радость

Проверили знания прошлого занятия

IV.Этап изучения нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.

-Чем отличается стихотворение от рассказа?

С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.

1. Дерево – символ России

2. Дерево, которое без ветра дрожит.

3. Вечнозеленое дерево.

4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.

5. Самое липкое дерево.

6. Подружка кедра.

Молодцы, ребята!

- Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича.

«Белая береза»____________

«черемуха»________

Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?

Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

- Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

- Откройте учебник на странице 71.

- Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого?

- Найдём его значение в словарике в конце учебника.

Маша прочитай нам.

- Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

- Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

- Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

- Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)

- откуда пришли дети?

- Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?

- Какие сказки слушают дети?

- Много ли сказок рассказывает им бабушка?

( Почему вы так решили)

- Хотят ли дети спать? Почему?

- Дети какие в изображении автора?

- С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?

- У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

- Уточним значения некоторых слов:

Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

- «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,

задорной

- «бредём» – синоним – шагать

- Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

«салазки» – маленькие деревянные ручные санки

«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

- А почему ребята загалдели?

- Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

Молодцы!

- сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?

- Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.

Итак, как мы будем читать эти строчки?

(дети устали)

- следующие девять строчек нам прочитает _____

а как их будем читать?

(дети внимательно слушают, голос негромкий)

- И последние нам прочитает______

С какой интонацией будем читать эти строчки?

(дети обрадовались)

Молодцы!

- Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам

- А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

- кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

(Оценивание)

- ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей?

(3 учащихся попросить прочитать)

Физминутка

(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).

( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)

Есенин

Тема Родины, о родной природе

Родная природа

Бабушка и дедушка

опостылеют

опостылеть, значит, надоесть

О своем детстве

светлого

(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)

( потому что они очень устали)

(Они очень любят сказки, очень внимательные)

(Кудрявый мальчик.)

Учащиеся высказывают свое мнение

(Хотят продолжения сказок.)

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)

Спокойно

Тихо

Весело

Учащиеся читают стихотворение

Дети усвоили и первично

Этап закрепления учащимися нового материала.

Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма?

я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме.

По задворкам – по сугробам, по пригоркам

Гурьбой – домой

Сказки – салазки

Два рядка – дурака

До зари – говори да говори

Дело – несмело

Дышим – не слышим

Зовет – идет

Загалдели – постели

Приставать - спать

Ребята, а какая это рифма?

наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению

в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки

(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))

Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

перекрестная

Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.

Итог занятия.

Итог

- Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?

- Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?

- Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?

Мы с вами не возвращаемся из прошлого.

Молодцы, ребята!

Ответы учащихся

Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.

Этап информирования обучающихся о д/з.

Домашнее задание

Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

Записывают д/з

Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.

Рефлексия

- Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное.

Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом.

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.

Узнали самочувствие детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

"Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино" (С) Нет, переименование, несмотря на многочисленные просьбы, так и не было сделано. Село Константиново было, есть и остаётся. А за интерес к творчеству моего земляка огромная вам благодарность! Спасибо!

20 November 2017