Презентация к уроку литературы в 7–8 классе «Анализ стихотворения А.Н. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться"»

2
0
Материал опубликован 10 November 2017 в группе

Предварительный просмотр презентации

Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка) Душа – это человек.

Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души ( по 2-3 глагола) ДУША

ДУША открывается страдает радуется болит

Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится». Запишите в первый столбик слово «трудится», во второй – слово «ленится». Первое слово способствует достижению поставленных целей, а второе уничтожает у человека интерес ко всему. приведите в качестве примера ситуации, когда, по-вашему мнению, «душа трудится» и когда «душа ленится».

Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом «душа». Сегодня мы познакомимся со стихотворением автора «Не позволяй душе лениться» и будем работать над ним. Вслушиваясь в слова стихотворения, мы постигаем спрятанный в них колоссальный смысл, понять который – и есть задача нашего сегодняшнего урока.

Тема урока «Что такое труд души?»

Лексические средства и их функции Синтаксические средства и их функции Образы Тема, идея стихотворения          

Использование художественно-изобразительных средств Лексика стихотворения Бурелом - поваленный бурею лес. Ухаб – выбоина, яма на дороге. Коль - если. Узда – сдерживающее приспособление Поблажка - нестрогое, излишне снисходительное отношение Использование фразеологизмов Толочь воду в ступе; И день и ночь! Держать в черном теле; Не снимать узды; Дать поблажку; Последняя рубашка;

Особенность структуры произведения Форма, композиция стихотворения кольцевое обрамление, рассуждение Каким вы увидели лирического героя стихотворения? Человек неравнодушный, чувствующий свою ответственность за происходящее вокруг Кольцевая композиция (композиция обрамления) – это такое построение текста, при котором какой-либо элемент в конце произведения обращается к элементу в начале или повторяет его. Например, события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои, говорится одна и та же фраза и т. п.

Использование художественно-изобразительных средств Какие тропы использует автор? Отсутствие эпитетов; Скрытое сравнение «Жить по-человечьи»; Метафоричность; Градация во второй строфе; Ключевые слова: душа, дом, работа, человек, труд Определите роль глагольной лексики Не позволяй лениться! Гони, тащи, не разрешай спать, держи, не снимай, хватай, учи и мучай. Обязана трудиться! (риторическое восклицание)

Использование художественно-изобразительных средств Использование анафоры и антитезы Она, она, она Рабыня и царица; Работница и дочь; И день и ночь… Определите размер, рифму, звукопись Четырехстопный ямб Рифма точная, перекрестная Аллитерация: от дома к дому, спать в постели Ассонанс: пустырь, бурелом, сугроб, ухаб Ана́фора (от др.-греч. ἀναφορά «анафора», букв. «восхождение») — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы ..

Актуальность послания Заболоцкого Какова идея стихотворения? Душа обязана трудиться… (идея выражена в кольцевом обрамлении стихотворения) Однокоренные слова, определяющие позицию человека Душа – душевный- равнодушный- бездушный -духовный- бездуховный- простодушный- воодушевление- душеспасительный…

- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? Как понять слова поэта «душа обязана трудиться»?

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Душа Кластер

Душа – работница, доброта, человек, счастье, царица. Душа – достойная жизнь, сила воли, труд, внутренний мир человека. Душа- человек, сила, трудолюбие, зло, лень, победа.

Всё стихотворение пронизано самой главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В то же время Заболоцкий в своём стихотворении «Не позволяй душе лениться» противопоставляет бессмысленному существованию человека – труд и развитие, стремление узнать что-то новое, добиться определённых высот. Для того, чтобы человек стал Настоящим, полезным своим близким и окружающим людям, он должен овладевать какими-либо знаниями и навыками, постоянно учиться.

Чему учит стихотворение Заболоцкого? Человек развивается только в труде, в испытаниях, в борьбе, в стремлении познать как можно больше в этом мире. Только тогда он движется вперед, только тогда может чего-то достичь в жизни. Чтобы стать достойным человеком, необходимо учиться, овладевать новыми знаниями и умениями. Но знания и навыки не приходят сами по себе. Поэтому нужно постоянно трудиться над собой, развивать свой разум и свою душу.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.